Файл: Рабочая программа по предмету История на 20212022 учебный год 5 класс Составитель Татьяна Анатольевна Пономаренко.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- формирование умений выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов;
- формирование умений определять и объяснять, аргументировать с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее
значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям мировой культуры;
- формирование умений и владение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить
структуру подготовки учащихся 5 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ» В 5 КЛАССЕ
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ново-вавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и
Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий
шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской
Греции (Микены, Тиринф и др.).Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков.
Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ | Тема урока | Кол-во часов | Учет программы воспитания | Домашнее задание | Дата проведения | ||||
Содержание | Формы | План | Факт | ||||||
| Что изучает история (1 ч) | ||||||||
1 | Что изучает история. Счёт лет в истории | 1 | Формировать представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса. Демонстрация примеров проявления человеколюбия, уважительного отношения к представителям других национальностей и вероисповеданий | Дискуссия Обсуждение Работа в парах Групповая работа | стр.8-11 | | | ||
| Раздел I. Первобытность (5 ч) | ||||||||
| Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | ||||||||
2 | Древнейшие люди. | 1 | Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Освоение общемирового культурного наследия. | Дискуссия Обсуждение Работа в парах Групповая работа Технология проблемного обучения | §1 стр.13-16 | | | ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | §2 стр.16-20 | | | ||||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | §3 стр.20-24 | | | ||||
| Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | ||||||||
5 | Входная контрольная работа | 1 | | | | | | ||
6 | Анализ входной контрольной работы. Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Содержание ценностного характера (демонстрация образцов дружелюбия, миролюбия, ответственного отношения к отечеству, семье, труду, знаниям, культуре, природе) Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Работа в парах Групповая работа Практическая работа Технология развивающего обучения | §4 стр.24-28 | | | ||
7 | Появление неравенства и знати | 1 | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Дискуссия Обсуждение Работа в парах Групповая работа | §5 стр.28-32 | | | ||
| Раздел II. Древний Восток (19ч) | ||||||||
| Глава 3. Древний Египет (7 ч) | ||||||||
8 | Государство на берегах Нила | 1 | Содержание учебного материала экологического характера Ориентация в особенностях ценностей и их иерархизации отношений и взаимодействий, в системе моральных норм Освоение общекультурного наследия древних египтян. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Работа в парах Групповая работа Практическая работа Технология развивающего обучения Технология проблемного обучения | §6 стр.34-37 | | | ||
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | §7 стр.37-42 | | | ||||
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | §8 стр.42-46 | | | ||||
11 | Военные походы фараонов | 1 | §9 стр.46-51 | | | ||||
12 | Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта | 1 | §10,11стр.51-61 | | | ||||
13 | Письменность и знания древних египтян | 1 | §12 стр.61-64 | | | ||||
14 | Обобщающий урок по теме: «Древний Египет» | 1 | вопросы стр.65 | | | ||||
| Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч) | ||||||||
15 | Древнее Двуречье | 1 | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. Ориентация в системе моральных норм и ценностей их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Дискуссия Обсуждение Работа в парах Групповая работа Технология проблемного обучения | §13 стр.65-69 | | | ||
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | §14 стр.69-73 | | | ||||
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | §15 стр.73-77 | | | ||||
18 | Библейские сказания | 1 | §16 стр.77-81 | | | ||||
19 | Древнееврейское царство | 1 | §17 стр.81-85 | | | ||||
20 | Ассирийская держава | 1 | §18 стр.85-90 | | | ||||
21 | Персидская держава «царя царей» | 1 | §19 стр.90-94 | | | ||||
| Глава 5. Индия и Китай в древности (5 ч) | ||||||||
22 | Природа и люди в Древней Индии | 1 | Формировать уважение к истории Индии, культурным и историческим памятникам индийского народа. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Ориентация в системе моральных норм и ценностей их иерархизации. Демонстрация примеров красоты окружающего мира. Знания об основах исследовательской и проектной деятельности | Дискуссия Диалог Обсуждение Технология проблемного обучения Практическая работа Технология проектов | §20 стр.95-100 | | | ||
23 | Индийские касты | 1 | §21 стр.100-105 | | | ||||
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | §22 стр.105-109 | \ | | ||||
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | §23 стр.109-113 | | | ||||
26 | Обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | | | | ||||
| Раздел III. Древняя Греция (21 ч) | ||||||||
| Глава 6. Древнейшая Греция (5ч) | ||||||||
27 | Греки и критяне | 1 | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа. Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» | Дискуссия Диалог Обсуждение Технология проблемного обучения Практическая работа Индивидуальная работа Работа в паре Работа в группе | §24 стр.116-120 | | | ||
28 | Микены и Троя | 1 | §25 стр.121-124 | | | ||||
29 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | §26,27стр.125-134 | | | ||||
30 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | | | | ||||
31 | Анализ контрольной работы. Религия древних греков. | 1 | §28 стр.134-139 | | | ||||
| Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч) | ||||||||
32 | Земледельцы Аттики теряют свободу | 1 | Формировать способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию. Демонстрация примеров положительного влияния спорта на человека. Демонстрация примеров служения Отечеству, готовности к его защите. Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения | Дискуссия Обсуждение Технология проблемного обучения Работа в парах Групповая работа Практическая работа Технология проектов Технология развивающего обучения | §29 стр.139-143 | | | ||
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | §30 стр.143-146 | | | ||||
34 | Древняя Спарта | 1 | §31 стр.147-150 | | | ||||
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей | 1 | §32 стр.150-155 | | | ||||
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | §33 стр.155-161 | | | ||||
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | §34 стр.161-165 | | | ||||
38 | Нашествие персидских войск | 1 | §35 стр.165-170 | | | ||||
| Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) | ||||||||
39 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» Объяснять значение участия граждан в управлении государством Знания об основах саморазвития и самовоспитания | Работа в парах Групповая работа Практическая работа Технология проектов Технология развивающего обучения | §36 стр.171-175 | | | ||
40 | В городе богини Афины | 1 | §37 стр.175-181 | | | ||||
41 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | §38 стр.181-185 | | | ||||
42 | В театре Диониса | 1 | §39 стр.185-190 | | | ||||
43 | Афинская демократия при Перикле | 1 | §40 стр.190-195 | | | ||||
| Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) | ||||||||
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Описывать значение потери Грецией независимости. Демонстрация примеров важности личных качеств для достижения поставленных целей. Развивать способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях | Дискуссия Обсуждение Технология проблемного обучения Работа в парах Групповая работа | §41 стр.196-200 | | | ||
45 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | §42 стр.200-207 | | | ||||
46 | В Александрии Египетской | 1 | §43 стр.208-211 | | | ||||
47 | Обобщающий урок по теме: «Древняя Греция» | 1 | стр.212, вопросы | | | ||||
| Раздел IV. Древний Рим (19 ч) | ||||||||
| Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | ||||||||
48 | Древнейший Рим. | 1 | Формировать способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Диалог Обсуждение Технология проблемного обучения Работа в парах Групповая работа Индивидуальная работа | §44 стр.214-219 | | | ||
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | §45 стр.219-222 | | | ||||
50 | Устройство Римской республики | 1 | §46 стр.222-227 | | | ||||
| Глава 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | ||||||||
51 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. Развивать способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях | Диалог Обсуждение Технология проблемного обучения | §47 стр.228-232 | | | ||
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | §48 стр.232-238 | | | ||||
53 | Рабство в Древнем Риме | 1 | §49 стр.238-242 | | | ||||
| Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч) | ||||||||
54 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Формировать способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием мифологии, легенд и мифов других народов | Дискуссия Обсуждение Технология проблемного обучения Работа в парах Групповая работа | §50 стр.242-246 | | | ||
55 | Восстание Спартака | 1 | §51 стр.246-251 | | | ||||
56 | Единовластие Цезаря | 1 | §52 стр.251-256 | | | ||||
57 | Установление империи | 1 | §53 стр.256-261 | | | ||||
| Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | ||||||||
58 | Соседи Римской империи | 1 | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Развитие эстетического сознания | Работа в парах Групповая работа Практическая работа Технология проектов Технология развивающего обучения | §54 стр.261-265 | | | ||
59 | В Риме при императоре Нероне | 1 | §55 стр.265-269 | | | ||||
60 | Первые христиане и их учение | 1 | §56 стр.269-275 | | | ||||
61 | Расцвет империи во 2 веке н.э. | 1 | §57 стр.275-279 | | | ||||
64 | «Вечный город» и его жители | 1 | §58 стр.279-285 | | | ||||
| Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4+2 ч резерв) | ||||||||
65 | Римская империя при Константине | 1 | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Демонстрация примеров проявления человеколюбия, уважительного отношения к представителям других национальностей и вероисповеданий Развивать способности и умения самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях, умение выражать и отстаивать свою позицию. Знания об основах исследовательской и проектной деятельности | Обсуждение Технология проблемного обучения Групповая работа Парная работа Проектная технология Исследовательская технология | §59 стр.285-289 | | | ||
66 | Взятие Рима варварами | 1 | §60 стр.289-293 | | | ||||
67 | Расцвет и закат Римской империи. | 1 | стр.293 | | | ||||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | ||||
69 | Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» | 1 | вопросы стр.293 | | | ||||
70 | Обобщающий урок по теме «Семь чудес света» | 1 | | стр.294-295 | | |
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия.
1. Агбунов М. Античные мифы и легенды. Мифологический словарь / М. Агбунов. — М., 1994.
2. Бойс М.Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
3. Ботвинник М. Н.Жизнеописания знаменитых греков и римлян / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008.
4. Вавилонская башня и другие библейские предания / под ред. К. Чуковского (любое издание).
5. Вернер Э.Мифы и легенды Китая / Э. Вернер. — М., 2007.
6. Воронкова Л. Ф. Герои Древней Греции: след огненной жизни.Мессенские войны. Герой Саламина / Л. Ф. Воронкова. — М., 2009.
7. Гай Светоний Транквилл.Жизнь двенадцати цезарей / Гай Свето-ний Транквилл. — М., 1990.
8. Гальперин Г. А., Доброва Е. В.Популярная археология / Г. А. Галь-перин, Е. В. Доброва. — М., 2012.
9. Гаспаров М. Л.Занимательная Греция. Капитолийская волчица / М. Л. Гаспаров. — М., 2012.
10.Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
11.Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М., 2005.
12. Гхош С.Легенды и предания Древней Индии / С. Гхош. — М., 2009.
13. Древние цивилизации. Египет: энциклопедия для детей. — М., 2015.
14. Древний мир. Кн. для чтения по истории / под ред. В. П. Будано-вой. — М., 2006.
15. Д’ Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика / Э. Д’ Эр-вильи. — М., 2007.
16. История Востока. В 6 т. — М., 2002. — Т. 1. Восток в древности.
17. История Древней Греции / под ред. В. И. Авдиева, A. Г. Бокща-нина, И. И. Пикуса. — М., 1972.
18. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Вигасина. — М., 2008.
19. Карсавин Л. П. История европейской культуры / Л. П. Карса-вин. — СПб., 2003. — Т. 1. Римская империя, христианство и варвары.
20. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
21. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / под ред. С. А. Тока-рева. — М., 1997.
22. Немировский А. И.История Древнего мира: Античность. В 2 ч. / А. И. Немировский. — М., 2000.
23. Сергеенко М. Е.Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. — СПб., 2000.
24. Уколова В. И.Время и современники. Древность и средневековье / В. И. Уколова. — М., 2014.
25. Циркин Ю. Б.Гражданские войны в Риме. Побеждённые / Ю. Б. Цир-кин. — СПб., 2006.
26. Ярхо В. Н.Семь дней в афинском театре Диониса / B. Н. Ярхо. — М., 2004.
2. Наглядные пособия.
Исторические карты:
-
Древний Египет. -
Междуречье и Восточное Средиземноморье. -
Египет и Междуречье. -
Индия и Китай в древности. -
Греция в IV в. до н. э. -
Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства. -
Древняя Италия до сер. III в. до н. э. -
Древняя Италия в VII—III вв. до н. э. -
Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы
Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков
http://www.shpl.ru
http://www.history.ru
http://www.hist.msu.ru
Исторические фотодокументы, репродукции
http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russia
n/art/index.html
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6 http://www.sovr.ru
Исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей
http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6
Карты
http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html
Презентации
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-
uroku-chto-izuchaet-istoriya
http://viki.rdf.ru
http ://prezentac i i. com/i sto r i
http://pedsovet.su
http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii
Технические средства обучения.
-
Телевизор. -
Компьютер. -
Мультимедийный проектор.