Файл: I. Теоретические основы учения об игре.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение ……………………………………………………………............................

2

I. Теоретические основы учения об игре ………………………………………….

4

1.1

Сущность игры как психологического явления ...…………………………….

5

1.2

Роль игры в воспитании школьников ……………………………….………...

7

1.3

Современные дети современные игры ………………………………………

10

1.4

Дидактическая игра как средство умственного развития ………..…………..

13

1.5

Игры (виды, формы, типы) .……….………………………………...…………

14

1.6

Роль дидактических игр в развитии младших школьников …………………

17

1.7

Игровая форма………………………………………………………..………….

19

1.8

Условия эффективности игры как воспитательного средства ………………

20

1.9

Воспитательный и обучающий потенциал игры ……………………………..

21

1.10

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр ………………………………………………………………………………...


22

II. Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе…

23

2.1

Констатирующий эксперимент ………………………………………………..

25

2.2

Формирующий эксперимент …………………………………………………..

29

2.3

Контрольный эксперимент …………………………………………………….

32

Заключение ……………………………………………………………………………

35

Список литературы ……………..……………………………………………………

36

Приложение







Введение

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский
Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах дея­тельности — игровой, учебной, трудовой. Для обеспече­ния эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая воз­можность для игр и самостоятельной деятельности. Новые задачи начальной школы, изменение ее учеб­ных программ  предполагают учет возможностей и особенностей  правильного соединения игры и учебы. Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продлен­ного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,— предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение. За последние годы накоплен большой эксперимен­тальный и теоретический материал по вопросам организа­ции жизни и деятельности детей в условиях где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Поэтому  тема данной работы была и остается актуальной на сегодняшний день.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. Выдающийся нидерландский мыслитель ХХ столетия Йохан Хейдинга (1872-1945) утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий», что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более, чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н.К. Крупская. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу. Способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Тема исследования «Игра как средство воспитания», на наш взгляд, в современном обществе весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы.

Объектом нашего исследования выступает учебная деятельность школьников.

Предмет исследования – игра как средство воспитания.

Цель исследования: Выявить воспитательное и развивающее влияние игр на учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза: Мы считаем, что применение разнообразных игр на занятиях в младших классах оказывает воспитательное и развивающее влияние на школьников, повышает их творческое мышление и самостоятельность.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

  • рассмотреть различные варианты игровых методик, способствующих развитию младших школьников;

  • на практическом примере показать роль развивающих и дидактических игр в обучении и воспитании учеников начальной школы.

Данная курсовая работа состоит из двух глав: теоретической и практической, введения, заключения и списка литературы, включающего в себя 21 источник. В курсовой работе использованы труды таких выдающихся педагогов как: Сухомлинский В.А. и Выгодский Л.С., и методики: Панько Е.А. и Гайштута А.Г.



  1. Теоретические основы учения об игре


Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Игра – средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей. Функции игры:

  • развлекательная функция (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям);

  • коммуникативная функция: освоение диалектики общения;

  • терапевтическую функцию: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическая функция: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • коррекционная функция: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • функция межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;

  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка. «Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:


  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства;

  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


    1. Сущность игры как психологического явления


Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средство реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – реактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: