Файл: I. Теоретические основы учения об игре.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления». Формирование прочных вычислительных навыков табличного умножения – одна из основных и сложных задач начального курса математики. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению.

Использование специальных приемов запоминания табличных случаев умножения облегчает формирование прочных вычислительных навыков у учащихся начальных классов. Большое значение в сохранении высокой работоспособности на уроках математики играет мотивация, интерес ребенка к тому, что он делает. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению поставленных задач. Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.
Для решения поставленных задач была использована система дидактических игр Александра Григорьевича Гайштута.  Автор не ставил перед собой цели теоретического обоснования системы своих игр, он занимался их практической разработкой. Проанализировав структуру его игр, мы сделали вывод, что все они имеют развивающий характер, позволяют не только разнообразить приемы запоминания таблицы умножения, но способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, умению сравнивать, проводить аналогии, обобщать, делать выводы и обосновывать их. 

После урока мы провели контрольное анкетирование.

Анкета:

  1. Вам нравятся урок – путешествие?

  2. На каком уроке вам больше нравится путешествовать?

  3. Как вам больше нравиться путешествовать самостоятельно, в паре или группой?

  4. Нравиться ли тебе побеждать?

  5. Какие оценки вам нравятся получать на этом уроке?


Анализ анкет показал:

Ответы на вопрос №1



Ответы на вопрос №2



Ответы на вопрос №3


Ответы на вопрос №5
Также нами была использована игра «Счастливый случай»

Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она  обеспечивает:

  • не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

  • осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.

С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Можно тренировать учащихся в пересказе сказок по схематическому плану. Кроме этого, на таких занятиях с помощью игр и упражнений формируется у детей поисковые пробы ориентировки при выполнении задания, на этой основе создается интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом, подвести к подменной зрительной ориентировке (Мозаика, сложи картинку). Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и промеривание, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Таким  образом, в играх на уроках происходит развитие и коррекция всех познавательных  процессов учащихся. Игровая технология влияет на формирование произвольности психических процессов. В школе игра пропитывает собой всю деятельность ученика. Она имеет внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках. Игра – это серьезная и ответственная деятельность детей. Первая культура, которую создал человек, это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выбор психической энергии в  игре огромен и беспределен.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

В свои уроки мы включали приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности – всё это способствует активизации мыслительной деятельности.
Ребятам нравится игра на внимание под названием «Фотограф», в которой мы показываем детям полоску с цифрами, знаками, словами, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.



    1. Контрольный эксперимент.

На третьем этапе – контрольном – мы использовали повторно методику Е.А Панько «Придумай игру».

Результаты исследования отображены в диаграмме 3:


Оценка содержания придуманной игры

Таким образом, во 2 «г» 10 человек проявили очень высокий уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, 5 человек проявили высокий уровень фантазии, 3 человека проявили средний уровень фантазии и 2 человека проявили низкий уровень фантазии. Очень низкий уровень отсутствовал.

Можно отметить положительные изменения уровня развития творческого начала в игре
Сравнительные результаты исследования отображены в диаграмме 4:



Исследования показали, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность детей.

В результате проведенных исследований нами была зафиксирована положительная динамика в развитии творческого начала младших школьников.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что игра необходима в младшей школе, так она является важным аспектом для развития творчества и самостоятельности у младшего школьника.



Заключение
Когда игра постепенно вытесняется телевидением, компьютерами, сокращением системы общественного дошкольного воспитания, проблема формирования игры младших школьников как средства нравственного воспитания приобретает характер весьма актуальной педагогической проблемы. Ей посвящено значительное количество работ исследований отечественных и зарубежных ученых, однако в последние десятилетия в трактовке данной проблемы наблюдаются разногласия. Поэтому в последние время игра в системе средств воспитания детей младшего  школьного возраста недостаточно обеспечивает условий для реализации основных задач нравственного воспитания. В современном социуме эта задача не реализуется в полной мере и требует решения.

Своеобразие путей и способов изучения и решения этой проблемы в начальной школе актуально тем, что игра практически исчезает и выходит новый вид деятельности – учение, ранний дидактизм вытесняет столь значимый для ребенка вид деятельности. Поэтому возникает новый путь эффективного формирования игровой деятельности.

Это означает, что проведенное мной исследование выполнено в генетическом аспекте с учетом того, что упущен значительный для развития ребенка вид ведущей деятельности, в котором учитываются особенности созревания организма, физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста и требует разработки педагогических путей и нравственного воспитания детей младшего школьного возраста через игру.

Исследование игровой деятельности позволило нам выявить, что создание специальной методики руководства игрой способствует формированию нравственных представлений и норм в начальной школе и обеспечивает конструктивные педагогические условия для нравственного воспитания младших школьников через систему специально подобранных игр (сюжетно –ролевых, подвижных, игр – эстафет, народных, дидактических), соответствующих по содержанию учащимся начальной школы.

Для ориентации младших школьников на нравственные нормы поведения мною была разработана методика использования специально подобранных и разработанных игр и проблемных ситуаций, направленных на формирование у младших школьников нравственных позиций в совместной игре со сверстниками и с участием педагога в
игре на уровне партнера, корректирующего при необходимости восприятие предложенных ситуаций.

Список литературы:


  1. Азарова Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. - 254 с.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

  3. Антонова Т.В. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Карапуз-Дидактика, 2004. - 247 с.

  4. Аржанова А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся // Уч. зап. Андижанского пединститута. Вып. 2. 1995. С.21-29.

  5. Артемова JI.B. Чем хороши театрализованные игры, http://www.magielam.ru/rodak/detyteatr/teatr.html.

  6. Ахметвалиева М.Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2001. - 283 с.

  7. Ахундов P.A. К вопросу о естественной двигательной активности детей младшего школьного возраста/В кн.: Физическое воспитание и спорт. Вып. 9. М., 1970.-С. 59-65.

  8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.13

  9. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Автореф. д. пед. наук. М., 1998.-48 с.

  10. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж, 1997. - 243с.

  11. Боген Н.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФИС, 1985. - 193 с.

  12. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М.: ФИС, 1982. - 224 с.

  13. Венглер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Газман О.С., Харитонов Н.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991. -96с.31

  14. Галанжина Е.С. Развитие нравственно-эстетических представлений младших школьников: Дис.канд.пед.наук. Курск, 2002. - 165 с.

  15. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр на уроках математики //Начальная школа. - №2 ., 1997

  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994

  17. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск, 1989

  18. Эльконин Д.Б.  Психология игры . – М., 1984

  19. Тарасова И.А. Дидактические игры в начальной школе //Начальная школа. – №10. – 2002

  20. Топоркова Т.А. Развитие умственных способностей //Начальная школа. – №6. – 1997

  21. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. – Минск, 1997