Файл: Артур Уэйт иллюстрированный ключ к.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
печение обстоятельств, соперничество интересов.

XV. Дьявол
Композиция карты представляет собой сочетание, среднее арифметическое или некую гармонию нескольких мотивов. На алтарь тяжело взгромоздился рогатый козел Мендеса с крыльями как у летучей мыши. В центре живота виден знак Меркурия. Правая рука поднята и протянута вперед жестом, противоположным благословению, которым оделяет Иерофант в пятой карте. В его левой руке пылает опущенный к земле огромный факел. В передней плоскости алтаря виднеется кольцо, к которому двумя цепями прикованы за шею две фигуры - мужская и женская. И здесь мы видим аналогию с шестой картой, словно перед нами
Адам и Ева после Грехопадения. Таким образом, речь идет об оковах и фатальной обреченности материальной жизни.
У обеих фигур есть хвосты, символизирующие их животную природу,
однако их лица светятся присущим человеку разумом, и тому, кто возвышается над ними, не быть их владыкой во веки веков. Да и сам он всего-навсего холоп, не ведающий добровольного служения и живущий лишь силой кипящего в нем зла. С большей, чем обычно, долей насмешки над теми науками, почитателем, толкователем и знатоком коих он стремился выглядеть, Элифас Леви утверждает, что фигура Бафомета - это чистый оккультизм и магия. По мнению другого комментатора, в Мире
Божьем он означает предназначение, однако в этом Мире нет никакого аналога тому, что в мире дольнем относится к грубому животному началу.
В действительности же он означает Стража Порога у врат Мистического
Сада, из коего изгоняются те, кто вкусил запретный плод.
Прорицательные
значения:
Опустошение, насилие, упорство,
чрезвычайные усилия, сила, катастрофа; то, что предопределено, но не является в силу этого злом.
Перевернутая карта: Злой рок, слабость, мелочность, слепота.

XVI. Башня
Оккультные толкования считали эту карту безрадостной и приводящей в крайнее замешательство. Излишне говорить, что на ней изображено крушение во всех ею аспектах, ибо это ясно с первого взгляда. Утверждают также, что в карте содержится прозрачный намек на некое материальное сооружение, однако я не считаю Башню более или менее материальной,
чем те колонны и башни, с которыми мы встречались в трех предыдущих случаях. Не вижу, что позволило Папюсу усмотреть в карте буквальное грехопадение Адама, зато многое говорит в пользу другого варианта -
Слова, ставшего плотию. По представлению библиографа Кристиана, это крушение разума, дерзнувшего проникнуть в тайну Бога. Я бы скорее согласился с «Великим Востоком» в том, что это крушение Дома Жизни, в котором возобладало зло, и в первую очередь это раскол Дома Учения. В
моем понимании речь, однако, идет о Доме Неправды. Помимо этого, карта в наиболее общем смысле иллюстрирует ту истину, что «если Господь не возведет дома, тщетны будут труды возводящих».
В определенном смысле эта катастрофа как бы перекликается с предыдущей картой, правда, не в плане той символики, о которой шла речь.
Здесь, пожалуй, следует усматривать некую аналогию; одна карта посвящена падению в материальное и животное состояние, тогда как другая представляет крушение интеллекта. Башню часто называют символом кары за гордыню и поражения интеллекта, дерзнувшего проникнуть в Тайну Бога; однако ни в том, ни в другом случае толкования не берут в расчет двух персонажей, павших жертвой этой кары. Первый есть изреченное слово» утратившее смысл, второй же - его ложное

истолкование. В еще более глубоком смысле карта может означать и конец всепрощения Господня, однако рассмотреть этот вопрос подробнее в этой книге нет возможности.
Прорицательные значения: Нищета, бедствие, нужда, враждебность,
стихийное бедствие, позор, обман, разорение. В особенности это карта внезапной катастрофы.
Перевернутая карта: По одной из версий - те же бедствия, но меньшей силы; также угнетение, тюремное заключение, тирания.

XVII. Звезда
Огромная, сверкающая восемью лучами звезда в окружении семи меньших - также восьмилучевых звезд. Не переднем плане обнаженная женская фигура. Ее левое колено опирается о землю, правая стопа в воде.
Из двух больших сосудов она изливает Воду Жизни, орошая море и сушу.
За ее спиной виднеется невысокий холм, а справа растет кустарник или дерево с сидящей на нем птицей. Фигура символизирует вечную молодость и красоту. Звезда - это Пламенеющая Звезда, которую можно встретить в масонской символике и с которой ее нередко путают. Женщина щедро оделяет живую природу субстанцией небес и четырех стихий. Девизами этой карты справедливо являются: «Воды жизни свободно текут» и «Дары
Духа».
Несколько довольно примитивных толкований можно свести к тому,
что это карта надежды.
На других уровнях эта карта считается символом бессмертия и внутреннего света. Для большинства же подготовленных умов эта фигура предстанет как образ Истины без покрова, сияющей своей бессмертной красотой, изливающей на воды души некую часть своих бесценных сокровищ.
Однако в действительности это
Великая
Матерь каббалистической сефиры Бина (высшее Понимание), оделяющая своими дарами Сефирот, расположенные ниже, в той мере, в какой они способны воспринять ее поток.
Прорицательные значения: Убыток, кража, лишения, заброшенность;
по другой версии - надежда и светлые перспективы.
Перевернутая карта: Бесцеремонность, высокомерие, бессилие.

1   2   3   4   5   6

XVIII. Луна
От некоторых общепринятых разновидностей эту карту отличает то,
что луна прибывает в так называемую сторону милосердия, то есть вправо от зрителя*. У нее шестнадцать главных и шестнадцать второстепенных лучей. Эта карта представляет жизнь воображения, отрешенную от жизни духовной. Путь, пролегший между двумя башнями, ведет в неизвестность.
Пес и волк суть страхи природного разума, оказавшегося в начале пути,
освещаемого лишь отраженным светом.
Последняя фраза служит ключом к несколько иной форме символизма.
Интеллектуальный свет есть отражение, и вне пределов его досягаемости таится неизвестность, которую он просто неспособен высветить. Он проливает свет на нашу животную природу, типы которой представлены ниже, - на пса, волка и на существо, выползающее Из водных глубин, - ту безымянную и наводящую ужас тенденцию, которая даже низменнее дикой твари. Существо стремится достигнуть проявления, выползая из бездны вод на земную твердь, но неизменно вновь погружается туда, откуда появилось. Лик разума спокойно взирает на разыгравшееся внизу смятение,
каплями росы ниспосылая на землю мысли. Его послание таково: «Мир вам и покой», и, вероятно, на животную природу действительно снизойдет покой, а затаившаяся бездна перестанет извергать чудищ из своих глубин.
Прорицательные значения: Скрытые враги, опасность, клевета, мрак,
ужас, обман, оккультные силы, ошибка.
Перевернутая карта: Переменчивость, непостоянство, молчание,
обман и ошибки в мелочах.
* Колонна Милосердия па каббалистическом Древе Жизни
расположена справа.

XIX. Солнце
Образ нагого ребенка верхом на белом коне и с алой хоругвью в руке уже упоминался как наилучший из возможных символ для этой карты. Это предначертанная судьба
Божественного
Востока, великий и
преисполненный святости свет, за которым следует бесконечная процессия всего рода человеческого. Он выходит из огражденного стенами сада психической жизни и возвращается в него, пройдя свой небесный путь.
Таким образом, эта карта означает переход от проявленного света мира сего к свету мира грядущего, который предшествует вдохновению и символ которого - сердце ребенка.
Эта последняя мысль снова служит ключом к истолкованию символизма в несколько ином аспекте. Солнце есть светило сознания в духе- прямой свет, как антитеза света отраженного. Весь человеческий род воплотился здесь в образе человеческого младенца -младенца во всей его простоте, мудрого своей невинностью. В этой своей простоте он несет печать Природы и Искусства; своей невинностью он символизирует воссозданный мир. Когда осознавший себя дух зарей забрезжит в сознании над природным разумом, тогда обновленный разум приведет животную природу к состоянию совершенного внутреннего согласия.
Прорицательные значения: Материальное благополучие, счастливый брак, довольство.
Перевернутая карта: То же, но в меньшей степени.


XX. Суд
В основных чертах этот символ практически одинаков во всех колодах
Таро, по крайней мере некоторые различия не меняют его общего характера. Величавого ангела со всех сторон окружают облака, но он трубит в трубу, на хоругви которой, как правило, изображен крест. На трубный глас восстают из могил мертвые - справа женщина, слева мужчина, а между ними их ребенок, стоящий к зрителю спиной. Но в этой карте заключено нечто большее, нежели эти трое восставших из мертвых, и этот вариант может послужить достойной иллюстрацией неполноты существующих толкований. Следует отметить, что все как одна фигуры,
судя по их позам, безраздельно охвачены изумлением, преклонением и восхищением. Эта карта подтверждает свершение великих трудов трансформации в ответ на зов Всевышнего - который услышан и получил отклик из глубин.
Эта карта несет в себе откровение, полный смысл которого здесь вряд ли можно раскрыть. Чему такому в глубине нашей сущности достаточно вострубить, чтобы в ответ на этот зов чуть ли не в мгновение ока восстало все, что в нас есть низменного? Пусть себе карта изображает Страшный
Суд и воскресение из мертвых физической плоти для тех, кто неспособен видеть глубже; но пусть же те, кто наделен взором духовным, взглянут и увидят. И они поймут, что в прошлом эта карта справедливо именовалась картой вечной жизни, и по этой причине ее можно сравнить с картой,
именуемой Умеренность.
Прорицательные значения: Перемена ситуации, обновление, исход.
Другое толкование предвещает потерю всего имущества в результате
судебной тяжбы.
Перевернутая карта: Слабость, малодушие, простота; также обдуманность, решение, приговор.

XXI. Мир
Поскольку это заключительное послание Старших Арканов не претерпело никаких изменений - да это и невозможно - в плане композиции изображения, то его глубинный смысл уже отчасти затрагивался в описаниях других карт. Эта же карта представляет совершенство и конечность Вселенной, заключенную в ней тайну, ее духовный экстаз, когда она осознает себя в Боге. Более того, это состояние души в осознании
Божественного Видения, отраженного от познавшего себя духа.
В макрокосмическом аспекте карта несет целый ряд посланий. Это, к примеру, состояние воссозданного мира, в котором закон проявления возводится в высочайшую степень природного совершенства. Но в еще большей степени это история прошлого, уносящаяся к тому дню, когда обо всем было сказано, что это хорошо, когда пели утренние звезды, а все
Сыны Божий оглашали мир радостными возгласами. Одно из наихудших толкований карты усматривает в женской фигуре Мага, достигшего наивысшей степени посвящения; согласно другой интерпретации, карта символизирует абсолют, что совсем уже нелепо. Многие считают, что фигура олицетворяет Истину, однако правильнее было бы отнести это предположение к семнадцатой карте. И, наконец, эту карту именуют еще
Венцом Магов.
Прорицательные значения: Гарантированный успех, вознаграждение,
путешествие, поездка, эмиграция, бегство, перемена места.
Перевернутая
карта:
Инертность, неподвижность, застой,
неизменность.


0. Глупец
Легким шагом, как будто земная твердь со всеми ее ухабами и рытвинами неспособна его удержать, юноша в богатой одежде на миг замер над краем пропасти средь горных вершин; взгляд его устремлен в голубую даль - скорее в бездонные небеса, нежели в открывающийся внизу путь. Он показан в стремительном движении, хотя в данный момент и замер в неподвижности; собака у его ног взметнулась в прыжке. Край разверзшейся перед ним пропасти не ужасает - впечатление такое, будто ангелы готовы вот-вот подхватить его, если он решится шагнуть в бездну. Его лицо светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой - драгоценный посох, на котором висит затейливо расшитая сума. Это принц из иного мира, странствующий в нашем - в полном блеске раннего свежего утра. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как вернется другим путем много дней спустя. Это Дух в поиске
Опыта. В этой карте собраны воедино многие символы Мистерий, что с высокой степенью достоверности опровергает все прежние ошибки и недоразумения.
В своем «Пособии по картомантии» «Великий Восток» делает любопытное предположение о функции Мистического Глупца как участника процесса высшего гадания; однако для того, чтобы заставить его выполнить свое предназначение, требуются незаурядные дарования. Мы еще увидим, как ведет себя эта карта по общепринятым канонам гадания, и для тех, кто умеет видеть различия, это послужит лишним подтверждением того, что Старшим Арканам изначально не было места в искусстве
гадательных игр, где карты используются как фишки с заранее заготовленными текстами. Впрочем, нам очень немногое известно об обстоятельствах, сопутствовавших зарождению этого искусства. Согласно общепринятым толкованиям, Глупец означает плоть, чувственную жизнь, а кое-кто (явно сатирически) называл эту фигуру Алхимиком, т. е. тем, кто демонстрирует крайнюю стадию глупости.
Прорицательные значения : Безумство, мания, экстравагантность,
опьянение, бред, лихорадочное возбуждение, невольное предательство.
Перевернутая карта: Небрежность, отсутствие» распределение,
беспечность, апатия, ничтожность» тщеславие.

Различия между Старшими и Младшими
Арканами
Фигурные Карты - четыре Короля, четыре Королевы, четыре Рыцаря и четыре Пажа - как бы перекидывают мостик от Младших Арканов к
Старшим. Однако от последних они резко отличаются своей условностью.
Сравнив их с такими символами, как Глупец, Верховная Жрица, Иерофант - да, пожалуй, с любой картой предыдущей группы, - читатель без труда поймет, что я имею в виду. Не будучи, на первый взгляд, носителями никакой особой идеи, Фигурные Карты как бы служат цепочкой условностей, образующих переход к простоте следующих за ними
Номерных Карт. Здесь мы как будто расстаемся со сферой высших значений, представленных полными жизни образами Старших Арканов.
Впрочем, некогда Номерные Карты тоже бывали фигурными, хотя такие колоды лишь время от времени создавались отдельными художниками и представляли собой либо стандартные аллегорические картины, далекие от подлинного символизма, либо иллюстрации нравов и традиций своей эпохи. Одним словом, это были красивые безделушки, никак не способствовавшие подъему значимости Младших Арканов до уровня
Старших. Тем не менее, повсюду ходят неясные толки о некоем высшем значении младших карт, хотя до нынешнего дня на сей счет не появилось никаких достоверных сведений - даже в крайне осторожных формах, столь характерных для высших оккультных кругов. Остается лишь добавить, что разница между пятьюдесятью шестью Младшими Арканами и обычными игральными картами невелика не только потому, что замену Чаш червами и т. д. можно назвать случайностью, но и потому, что присутствие Рыцаря в каждой из четырех мастей было некогда характерным для многих игральных колод, где этот персонаж обычно заменял Королеву. В
исправленном Таро, взятом для иллюстрации данного пособия, все
Номерные Карты Младших Арканов, за исключением Тузов, снабжены собственными фигурами, или картинами, которые - пусть неполно - символизируют их прорицательные значения.
Люди вдумчивые и проницательные - о ясновидении я не говорю - могут заметить, что в образах многих карт Младших Арканов заложены