Файл: Отчет о прохождении преддипломной практики Калиповой Евгении Сергеевны студента 3 курса, группы.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.
Как уже отмечалось, в действующей в настоящее время норме Федерального закона «О статусе военнослужащих» (абз. 4 п. 5 ст. 16) данное право подобным бывшим военнослужащим напрямую не гарантируется, а определяется возможность его реализации по решению руководителей военно-медицинских организаций. Солдаты (матросы) и молодые офицеры, которые получили в период исполнения обязанностей военной службы травмы, ранения, иные увечья и досрочно уволились в запас, сегодня практически лишены возможности получать квалифицированную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (организациях).
На наш взгляд, складывается несправедливая ситуация. Так, согласно действующему законодательству, военнослужащий, получивший ранение, к примеру, в Сирии, будет лечиться в военном госпитале и ему будет оказываться квалифицированная медицинская помощь. Но как только молодого военнослужащего по болезни уволят с военной службы, ему будет достаточно трудно продолжать лечение в том же госпитале, поскольку юридические (правовые) основания для этого значительно сужаются по сравнению с наличием таких оснований у военнослужащих, прослуживших в армии или на флоте 20 лет и более.
Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Безусловно, российским законодательством предусмотрено, что лечение бывших военнослужащих, потерявших здоровье на военной службе, при выслуге менее 20 лет возможно, но при этом законодатель устанавливает два ограничения, а именно:
1) военнослужащие рассматриваемой категории могут приниматься на медицинское обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба);
2) военнослужащие рассматриваемой категории могут приниматься на медицинское обследование и лечение в военно-медицинские организации без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи.
Интересно отметить, что правовую проблему бывших военнослужащих, уволенных с военной службы по состоянию здоровья до приобретения права на медицинское обеспечение, на протяжении нескольких лет неоднократно озвучивал Общероссийский профессиональный союз военнослужащих. Обосновывая несправедливость сложившегося положения дел, профессиональный союз в газете «Независимое военное обозрение» от 25 мая 2018 г. приводит реальные трагические факты из жизни бывших военнослужащих по Приморскому краю.
Так, «лейтенант Г-ко Александр Владимирович (из этических соображений фамилия не называется полностью) — выпускник Суворовского военного и Высшего военно-автомобильного командного училищ. Жена, ребенок, хорошие перспективы по службе. Все это в прошлом. Через полгода офицерской службы, будучи дежурным по автопарку, при до конца не выясненных обстоятельствах получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Комиссован, инвалид. Все это произошло 22 года назад. Жена, убедившись в бесперспективности дальнейшего лечения, забрала ребенка и уехала. С тех пор Александр полностью зависит от материнской заботы. Сам он себя обслуживать не может. Постоянно требуется медицинская помощь. Но ее в военном госпитале получить сложно.
Еще один пример. Лейтенант К-в Андрей Алексеевич, также всего лишь через полгода после окончания военного училища стал военным инвалидом 1-й группы. Жениться еще не успел. Уже 12 лет полностью зависит от материнской заботы. Также постоянно нуждается в медицинском наблюдении в ВЛУ.
Рядовой Чеботарь Владимир Михайлович. Его фамилию, к сожалению, уже можно назвать, невзирая на охраняемые государством персональные данные. Чеботарь умер. Умер, только отметив сорокалетие. Через год военной службы в 1980 году рядовой Чеботарь попал под расстрел караула. Ветераны армии и флота подобные случаи помнят. Тогда Владимиру “повезло”, очередь из автомата АКМ прошила правую сторону тела, жизненно важные органы сильно не пострадали. Военные врачи жизнь Александру сохранили. Признан был инвалидом военной службы. В последние годы жизни постоянно обращался за медпомощью. В ВЛУ попасть было трудно, его брали в госпиталь только после просьб и рекомендаций военной общественности. К сожалению, последствия тяжелых ранений в конце концов сказались. Его не стало.
Логично рассуждая, все вышеуказанные граждане, получив инвалидность вследствие ранений, травм, увечий, заболеваний, полученных при исполнении обязанностей военной службы, должны беспрепятственно получать необходимую медицинскую, реабилитационную и санаторно-курортную помощь в системе военной медицины. Они же инвалиды военной службы. Но по законодательству это сделать сложно, так как у всех этих людей выслуга менее 20 лет»7.
Заключение
В связи с вышеизложенным представляется необходимым включить в перечень граждан, которые вправе получать медицинскую помощь в системе военной медицины, граждан, уволенных с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного непосредственно при исполнении обязанностей военной службы, не имеющих определенную законом выслугу лет, и предоставить им полноценное законодательное право на прохождение обследования и лечения в военно-медицинских учреждениях и санаторно-курортное лечение в санаториях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Также в настоящее время следует отметить работу законодателя в части совершенствования действующего законодательства по вопросу реализации права на жилье военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы. Одновременно хочется надеяться, что проект Федерального закона № 1055205-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» будет принят в начальной редакции и станет первым этапом на пути актуализации указанного законодательства.
Библиографический список:
1 Мананников Д.Ю. О праве граждан, уволенных с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, на оказание медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (организациях) // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 11. С. 30–35.
2 Цит. по: Мананников Д. Ю. О необходимости совершенствования отдельных правовых норм, регулирующих вопросы медицинского обеспечения в военно-медицинских учреждениях (организациях) граждан, уволенных с военной службы // Военное право. 2017. № 6 (46). С. 151–157.
3 Приказ Министра обороны РФ от 16.01.2006 № 20 (ред. от 10.07.2008) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22).
4 Проект Федерального закона № 445594-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22).
5 Там же.
6 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22).
7 Шведков О., Тарлавин Ю. Лечение отставников-инвалидов требует внимания власти // Независимое военное обозрение. 2018. URL: https://nvo.ng.ru/realty/2018-05-25/1_997_lechenie.html (дата обращения: 13.05.22).
Как уже отмечалось, в действующей в настоящее время норме Федерального закона «О статусе военнослужащих» (абз. 4 п. 5 ст. 16) данное право подобным бывшим военнослужащим напрямую не гарантируется, а определяется возможность его реализации по решению руководителей военно-медицинских организаций. Солдаты (матросы) и молодые офицеры, которые получили в период исполнения обязанностей военной службы травмы, ранения, иные увечья и досрочно уволились в запас, сегодня практически лишены возможности получать квалифицированную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (организациях).
На наш взгляд, складывается несправедливая ситуация. Так, согласно действующему законодательству, военнослужащий, получивший ранение, к примеру, в Сирии, будет лечиться в военном госпитале и ему будет оказываться квалифицированная медицинская помощь. Но как только молодого военнослужащего по болезни уволят с военной службы, ему будет достаточно трудно продолжать лечение в том же госпитале, поскольку юридические (правовые) основания для этого значительно сужаются по сравнению с наличием таких оснований у военнослужащих, прослуживших в армии или на флоте 20 лет и более.
Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Безусловно, российским законодательством предусмотрено, что лечение бывших военнослужащих, потерявших здоровье на военной службе, при выслуге менее 20 лет возможно, но при этом законодатель устанавливает два ограничения, а именно:
1) военнослужащие рассматриваемой категории могут приниматься на медицинское обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба);
2) военнослужащие рассматриваемой категории могут приниматься на медицинское обследование и лечение в военно-медицинские организации без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи.
Интересно отметить, что правовую проблему бывших военнослужащих, уволенных с военной службы по состоянию здоровья до приобретения права на медицинское обеспечение, на протяжении нескольких лет неоднократно озвучивал Общероссийский профессиональный союз военнослужащих. Обосновывая несправедливость сложившегося положения дел, профессиональный союз в газете «Независимое военное обозрение» от 25 мая 2018 г. приводит реальные трагические факты из жизни бывших военнослужащих по Приморскому краю.
Так, «лейтенант Г-ко Александр Владимирович (из этических соображений фамилия не называется полностью) — выпускник Суворовского военного и Высшего военно-автомобильного командного училищ. Жена, ребенок, хорошие перспективы по службе. Все это в прошлом. Через полгода офицерской службы, будучи дежурным по автопарку, при до конца не выясненных обстоятельствах получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Комиссован, инвалид. Все это произошло 22 года назад. Жена, убедившись в бесперспективности дальнейшего лечения, забрала ребенка и уехала. С тех пор Александр полностью зависит от материнской заботы. Сам он себя обслуживать не может. Постоянно требуется медицинская помощь. Но ее в военном госпитале получить сложно.
Еще один пример. Лейтенант К-в Андрей Алексеевич, также всего лишь через полгода после окончания военного училища стал военным инвалидом 1-й группы. Жениться еще не успел. Уже 12 лет полностью зависит от материнской заботы. Также постоянно нуждается в медицинском наблюдении в ВЛУ.
Рядовой Чеботарь Владимир Михайлович. Его фамилию, к сожалению, уже можно назвать, невзирая на охраняемые государством персональные данные. Чеботарь умер. Умер, только отметив сорокалетие. Через год военной службы в 1980 году рядовой Чеботарь попал под расстрел караула. Ветераны армии и флота подобные случаи помнят. Тогда Владимиру “повезло”, очередь из автомата АКМ прошила правую сторону тела, жизненно важные органы сильно не пострадали. Военные врачи жизнь Александру сохранили. Признан был инвалидом военной службы. В последние годы жизни постоянно обращался за медпомощью. В ВЛУ попасть было трудно, его брали в госпиталь только после просьб и рекомендаций военной общественности. К сожалению, последствия тяжелых ранений в конце концов сказались. Его не стало.
Логично рассуждая, все вышеуказанные граждане, получив инвалидность вследствие ранений, травм, увечий, заболеваний, полученных при исполнении обязанностей военной службы, должны беспрепятственно получать необходимую медицинскую, реабилитационную и санаторно-курортную помощь в системе военной медицины. Они же инвалиды военной службы. Но по законодательству это сделать сложно, так как у всех этих людей выслуга менее 20 лет»7.
Заключение
В связи с вышеизложенным представляется необходимым включить в перечень граждан, которые вправе получать медицинскую помощь в системе военной медицины, граждан, уволенных с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного непосредственно при исполнении обязанностей военной службы, не имеющих определенную законом выслугу лет, и предоставить им полноценное законодательное право на прохождение обследования и лечения в военно-медицинских учреждениях и санаторно-курортное лечение в санаториях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Также в настоящее время следует отметить работу законодателя в части совершенствования действующего законодательства по вопросу реализации права на жилье военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы. Одновременно хочется надеяться, что проект Федерального закона № 1055205-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» будет принят в начальной редакции и станет первым этапом на пути актуализации указанного законодательства.
Библиографический список:
-
Приказ Министра обороны РФ от 16.01.2006 № 20 (ред. от 10.07.2008) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22). -
Проект Федерального закона № 445594-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22). -
Мананников Д.Ю. О праве граждан, уволенных с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, на оказание медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (организациях) // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 11. С. 30–35. -
Мананников Д. Ю. О необходимости совершенствования отдельных правовых норм, регулирующих вопросы медицинского обеспечения в военно-медицинских учреждениях (организациях) граждан, уволенных с военной службы // Военное право. 2017. № 6 (46). С. 151–157. -
Шведков О., Тарлавин Ю. Лечение отставников-инвалидов требует внимания власти // Независимое военное обозрение. 2018. URL: https://nvo.ng.ru/realty/2018-05-25/1_997_lechenie.html (дата обращения: 13.05.22).
1 Мананников Д.Ю. О праве граждан, уволенных с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, на оказание медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (организациях) // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 11. С. 30–35.
2 Цит. по: Мананников Д. Ю. О необходимости совершенствования отдельных правовых норм, регулирующих вопросы медицинского обеспечения в военно-медицинских учреждениях (организациях) граждан, уволенных с военной службы // Военное право. 2017. № 6 (46). С. 151–157.
3 Приказ Министра обороны РФ от 16.01.2006 № 20 (ред. от 10.07.2008) «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22).
4 Проект Федерального закона № 445594-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 19.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22).
5 Там же.
6 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих”» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.22).
7 Шведков О., Тарлавин Ю. Лечение отставников-инвалидов требует внимания власти // Независимое военное обозрение. 2018. URL: https://nvo.ng.ru/realty/2018-05-25/1_997_lechenie.html (дата обращения: 13.05.22).