Файл: Вопрос 2 Планирование педагогического процесса в доу (виды планирования воспитателя). Планирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 2: Планирование педагогического процесса в ДОУ (виды планирования воспитателя).

Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация, которой является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность любой деятельности, в том числе деятельности администрации и педагогического коллектива ДОУ. На этапе планирования определяются направления, задачи и система мероприятий для решения поставленных задач в учебном году.

Планирование педагогического процесса - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основной целью планирования является определение конкретных задач воспитательно-образовательной работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность. Исходя из принципов, планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным Требованиям:

1.Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задач. Исходя из этого, планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3.Планирование воспитательной работы должно предусматривать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.

Виды планирования:

-годовое

-перспективное

-календарное или текущее

-календарно-перспективное.
Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.

В план входят такие разделы работы детского сада:


а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление конт­роля;

б) методическая работа;

в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности;

г) административно-хозяйственная работа;

д) связь между детским садом и школой.
Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

1. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

2. Обучение на занятиях.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Работа с родителями.

5. Учет работы.

6. Дополнения.
К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня.
Календарно-перспективный план составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

3 вопрос: Структура проектной деятельности.

Структура проекта:

-Тема.

-Цель (и).

-Задачи.

-Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

-Участники проекта, возраст дошкольников.

-Предварительная работа.

-Работа с дошкольниками.

-Работа с родителями.

-Оснащение предметно-развивающей среды.

-Систематизация материалов, подведение итогов.

-Ожидаемый результат.

- Содержание проблемы.

Сроки и этапы реализации:

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Внедренческий.

3 этап. Обобщающий.
Метод проектов – педагогическая технология, интегрирующая в себе исследовательские, поисковые и проблемные методы.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.


Проекты классифицируются:
1. По количеству: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

2. По содержанию:

Моно-проекты (одна образовательная область). Работа предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы.

Интегративные (меж-предметные) (две и более образовательных областей) в основном используются в ДОУ.

3. По продолжительности:

- краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий);

- средне-срочные (от 1 месяца);

- долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).

4. По доминирующему виду проектной деятельности:

Исследовательско-познавательный – полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие – предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) – результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изо-уголка, проект правил группы, витражи и т. д.).

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.
Этапы работы над проектом:
Первый этап.

Определение темы проекта.

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Второй этап.


На втором этапе воспитатель, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Дети, родители объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап.

Основной этап (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды). Выполняется практическая часть проекта.
Педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач, по необходимости оказывает всем участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап.

Завершающий этап. Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Благодаря проектам у детей формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность; развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
Для педагогов преимуществом проектного метода является:

- повышением качества образовательного процесса;

- одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- развитием критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

4 вопрос: Этапы подготовки методической рекомендации (опытно-экспериментальной работы).

Организация экспериментальной работы в дошкольном учреждении проходит в несколько этапов.
1-й этап – проблемно-поисковый.
Основные задачи:

1. Осуществить проблемный анализ деятельности образовательного учреждения

2. Определить направления инновационной деятельности

Содержание деятельности: выбирается творческая группа педагогов в количестве шести-восьми человек, в первую очередь необходимо выделить проблему, которую хотят решить с помощью эксперимента, определить цель, задачи, методы и план действий, разработать проект программы экспериментальной работы.
2-й этап – организационный
Основные задачи:

1. Подготовить локальные документы.

2. Разработать проект экспериментальной работы.

·совместно с научным руководителем разрабатывает план экспериментальной работы по годам;

· координирует и анализирует ход выполнения программы и плана;


·осуществляет постоянную связь с научным руководителем и вышестоящими инстанциями.
3-й этап - теоретико-аналитический
Основные задачи:

1. Изучить и проанализировать научные исследования по заявленной теме.

2. Познакомить с научным руководителем.

Следует отметить, что перед участниками эксперимента неизбежно встает проблема освоения новых знаний и исследовательских (научных) понятий, поэтому вхождение в эксперимент связано с преодолением определенного психологического барьера.
4-й этап – поисково-диагностический
Основные задачи:

1. Подобрать показатели и критерии оценки уровней развития детей

2. Осуществить разработку, модификацию, подбор диагностических методик

3. Разработать стимульный материал для начальной, промежуточной и итоговой диагностики.

4. Определить экспериментальную и контрольную группы.


5-й этап – начально-диагностический
Основные задачи:

1. Определить наличествующий уровень развития детей контрольной и экспериментальной групп.

2. Осуществить проблемный качественный и количественный анализ полученных результатов.

Содержание деятельности: организация и проведение диагностики; оформление сводных таблиц; обсуждение эффективности использования методов диагностики.

(Демонстрация речевых карт, диагностических материалов)
6-й этап – проектно-разработнический
Основные задачи:

1. Осуществить разработку технологии;

2. Утвердить годовой план работы;

3. Разработать модель предметной развивающей среды;

4. Осуществить дидактическое и методическое оснащение педагогического процесса;

Содержание деятельности: организация деловой игры по защите индивидуальных проектов инновационной деятельности; разработка дидактических игр, методических материалов.

(Демонстрация авторских игр, пособий, годового плана работы)
7-й этап – внедренческий
Основная задача: осуществить внедрение и экспериментальную апробацию проекта.

Содержание деятельности: создание и совершенствование предметно-развивающей среды по теме проекта; методическое сопровождение эксперимента (конспекты занятий, наглядный материал), осуществление взаимодействия с семьей, организация выставок продуктов педагогической и детской деятельности, организация консультативной помощи, съемка видеофильмов по различным аспектам детской деятельности.