Файл: Лекция по теме 7. Ч Теоретико методологическая философия в системе медицинского познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

           Методическое замечание 2: студенту-медику необходимо запомнить, что все три закона диалектики функционируют не «по очереди», а сразу и одномоментно закладываются и начинают функционировать.

 

Вопрос третий: «Противоречие как сущность и механизм I закона диалектики»


Методическое замечание: этот вопрос является главным теоретическим вопросом всей лекции и его надо особенно отработать и знать.

 

3.1. Суть I закона диалектики:

 

во-первых, это основной закон диалектики, так как:

            = он есть «суть и ядро» диалектики;

            = он – причинный (то есть, уровень действия I закона диалектики – этиологический (причинный);

во-вторых, в качестве этиологического (причинного) I закон диалектики – это:

            = закон первоначала живой материи;

            = он есть «начало начал», зарождение объекта в живой материи;

            = он – первоисточник в любом развитии (вскрывает источник и причину развития).

в-третьих, суть I закона диалектики – это утверждение противоречивой сущности всей живой материи. Живая материя зарождается как противоречие, развивается как противоречие и эволюционирует как противоречие. I закон диалектики всегда там, где есть противоречие.

 

3.2.Виды противоречия

 

7) Противоречия бывают:

            а) внутренние – противоборство (столкновение) сторон, тенденций внутри самого объекта материи;

            б) внешние – противоречия между различными объектами (определяющими противоречиями являются внутренние);

в) основное – определяет всю совокупность других противоположностей;

г) неосновное – это производное противоречие, результат и следствие основного;

д) антагонистические противоречия – это социальные противоречия (нередко разрешаемые революцией);

е) неантагонистические противоречия, их разрешение возможно (диалектические):

            - через реформирование;

            - эволюционные преобразования;

            - усовершенствование объекта (процесса, явления).

 

 

8) Взаимопереход противоречий:

            - неантагонистические противоречия (при определенных условиях) можно перерабатывать в антагонистические;

            - антагонизм может ослабевать и превращаться в неантагонистическое противоречие.

                        NB: антагонизм (противоположности) – это фундаментальное свойство материи.

 

3.3. Формально – логическое и диалектическое противоречия: структурно-функциональное различие


 

Противоречие в формальной логике

Противоречие в диалектической логике

- противоречие – это ошибка в мышлении; нарушает ход нормального мышления, заблуждение, форма незнания;

- выдвигает принцип недопустимости противоречий;

- противоречие – это «внешнее» явление;

- противоречие – это две противоположных мысли в одно и то же время;

- противоречие устраняется субъективно;

- противоречие – это исключающие друг друга утверждения;

- между противоположностями нет посредника (в медицине - гомеостаза).

- появление противоречия не зависит от воли;

- нет мышления без противоречий;

- противоречие в естественной природе рождается внутри объекта;

- между противоположностями есть посредник (в медицине – это гомеостаз);

- противоречие невозможно устранить субъективными рецептами;

- противоречие – главное содержание развития идей, гипотез, теорий;

- противоречие – это опосредованное промежуточным звеном единство противоположностей (в медицине - гомеостаз).

 

Обе логики правы, так как каждая говорит о своих противоречиях. И здесь диалектическая позиция в том, что противоречия как формы мышления – это отражение реальных, предметных противоречий всех видов живой материи.

 

3.4. Гносеологические корни противоречия

 

В теоретической философии «противоречие» - это понятие двух логик – формальной и диалектической. В истории философии «формальная логика» была сформирована Аристотелем, а диалектическая в ХХв. и представляет собой новейший уровень в истории диалектики.

а) Аристотель смотрел на мозг с его мыслительной деятельностью как на биологический вид материи (наряду с физическим и химическим миром). Это во-первых.

во-вторых, мозг, мышление, сознание – это социокультурные образования, формировавшиеся в процессе миллионов лет биоэволюции как вид живой материи;

в третьих, в результате этой биоэволюции человеческий мозг с его мыслительными функциями стал высшим уровнем развития живой материи. Вся живая материя (физический и химический мир) изначально развивалась в сторону биоэволюции и появления в будущем психики (смотрим таблицу Леонтьева – Фабри в лекции №3 «Основы НИР», где даны этапы, виды и формы этой эволюции – от одноклеточных до человеческого мозга с его сознанием и мышлением»).


в – четвертых, поскольку мозг человека эволюционировал в рамках и на основе физической и химической форм живой материи, появившихся исторически раньше, то вполне естественно, что в нем проходят физические (например, электрические и др.) и химические процессы.

в – пятых, поскольку мозг – это живая биоматерия, то можно сказать, что материя разумна, умеет мыслить и мозг – это модель «мыслящей материи», это ее свойство.

б) концепция Аристотеля:

- наблюдая за деятельностью человеческого мозга, Аристотель понял, что мозг функционирует в трех формах:

            = «конъюкция»: ее формула: «А+В+С…». Это объединительная функция мышления мозга;

            = «дизъюкция»: ее формула: «либо А – либо В», «или А – или В».Это разъединительная функция мышления мозга (в будущем - антагонизм);

            = «импликация»: ее формула: «А → В», читается: «если А, то В». Это в определенной мере также связующая функция мышления мозга. Т.е., Аристотель зафиксировал деятельность человеческого мышления в трех формах (за прошедшие три тысячелетия четвертой формы так и не зафиксировано наукой).

в) Итак, среди трех форм мышления Аристотель зафиксировал две интегративных, позитивных формы и одну («дизъюнкцию») – дезинтегративную, т.е. альтернативное мышление.

В основе альтернативы он отметил две противоположности, противоречивую оппозицию, ведущие к противоречию. То есть, мозг за миллионы лет своей эволюции научился мыслить противоположностями и даже противоречиями. Думаем, что это – «наследие», «родимые пятна» противоречивого развития физического мира («частица - античастица», «гравитация - антигравитация» и т.п.) и химического мира (оксиданты – антиоксиданты и т.п.).

То есть,  противоречивое развитие любых видов живой материи – это ее фундаментальная матрица, экзистенциальная основа ее жизнедеятельности.

 

3.5. Типы противоречий

 

а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления».

Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий.


Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется».  Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития.

 Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник».

Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии.

б) Диалектическое противоречие в I законе

В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие.

 Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена.

Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».

NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно
                 «третьего элемента» и его очень видимой
                и узнаваемой функции. Он писал: «Но во
              всех случаях третий элемент в структуре
                                 вещей смягчает, нейтрализует противоположности