Файл: Лекция по теме 7. Ч Теоретико методологическая философия в системе медицинского познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

                  и в этом заключается разрешение любого
                          противоречия. Опосредование, следовательно,
                  не способ осуществления, а способ снятия
               противоречия». То есть, надо запомнить:
                                    «посредник» - это механизм (или природный способ)
«снятия противоречия».

 

Примеры:

 

- в электричестве: между высоким и низким напряжением в роли посредника выступает техническое устройство под названием «стабилизатор»;

- в психике: напряжение снимается во время сказанным нужным словом, умением поддержать человека в трудную минуту;

- в физике: траектория планеты – это отношение противоположности «центростремительного» и «центробежного» движений. Посредствующее звено между ними – «тангенциальная сила». Именно поэтому эти противоположности не парализуют друг друга, а разрешаются в определенную форму движения.

- в ядерной физике: в разных сферах естественного мира система промежуточных звеньев, естественно, будет иная.

Примеры:

- связь между атомным весом химических элементов (количество) и их свойствами (качество) опосредована наличием протонов в ядре и электронной оболочки атомов;

- в изотопах такая связь опосредована уже не протонами, а нейтронами в ядре.

            - в биологии (физиологический механизм): повышенное и пониженное артериальное давление (АД±) – не парализуют друг друга, так как срабатывает «диалектический посредник» - гомеостаз (снимающий напряжение в сосудах).

            - в математике: принцип «относительности преобразования» у Галилея и Лоренца. У Галилея не приводит к изменениям пространственно-временных параметров движения тел, а в преобразованиях Лоренца приводит. Дело в том, что между обоими положениями также существует посредник (даже посредствующие звенья), которые:

                        = преобразования Лоренца сводят к преобразованиям Галилея, либо их выводят из преобразований Галилея.

Квантовая механика: противоречие между «волной» и «корпускулой». Именно их посредник приводит их единую систему, физическую целостность и придает этой «парочке» теоретическую завершенность.

Химия: химические взаимодействия «противоположностей» - это этапы перехода из одного агрегатного состояния в другое, через их промежуточные звенья (вода – лед – пар и т.п.).


В обществе: в четвертом вопросе данной лекции в полном визуальном объеме представлены общественные противоречия, структурированные по социальным сферам жизни.

По мнению З.М.Оруджева научная заслуга Гегеля состоит в том, что он смог обнаружить общую структуру (алгоритм) переходных состояний и явлений как тождества противоположностей и их понимания мозгом (их формальным, модельным, визуальным выражением в мышлении).

Кроме того, по Гегелю «противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей» (Дано по: Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1, с.94).

NB: изучая Гегеля, В.И.Ленин отметил:
«Видимо и здесь главное для Гегеля -
наметить переходы… и не только переходы,
но и тождество противоположностей -
вот что для Гегеля главное
»

б) Методические замечания, которые студент должен заучить:

1. По Гегелю: противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей».

2. Материалистическая диалектика: противоречие, единство противоположностей есть фундаментальное свойство живой материи и главное содержание отражающего эти процессы человеческого мышления.

3. Материалистическая диалектика: диалектическое противоречие – это опосредованное единство противоположностей.

4. И.Кант: «Противоположности – не крайняя степень различия, не «законченное различие» (по Аристотелю), они отличаются друг от друга качественно».

5. Диалектический материализм: высоко оценивает теорию Гегеля о конкретном диалектическом тождестве (противоположностей), так как для развития характерно именно конкретное тождество – оно находится и в изменении, и тождественно самому себе.

6. Аристотель: «у противоречия нет ничего промежуточного (имеется в виду формально-логическое противоречие - дизъюнкция), тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и противоположность не одно и то же».

7. Формальная и диалектическая логика:

формально – логическое противоречие (дизъюнкция) действительно выполняет разрушительную функцию (как источник антагонизма, непримиримости) и стало применяться для анализа противоречий не в живой природе, а для противоборствующих классов, цивилизаций, сторон общества, глобальных противоречий.

диалектическое противоречие – это условие существования и развития явления (объекта, предмета, знания); оно есть такое обстоятельство, без учета которого нельзя понять ни механизм бытия материального мира, ни мышление как их отражение.


в формальной логике противоречие – это (по Аристотелю) прямое столкновение двух непримиримых позиций (дизъюнкций) в виде формулы «Тезис – антитезис (либо-либо)»;

в диалектической логике противоречие – это формула Гегеля «тезис – антитезис – их синтез» (т.е. разрешение противоречия), т.к. по Гегелю «всякое противоречие должно быть разрешено».

NB: смысл диалектического (более гибкого и пластичного) противоречия (в отличие
от жесткого – в последствии названным антагонистическим) был впервые в истории философии сформулирован И.Кантом, но только Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия («тезис – антитезис - синтез») на базе уже появившейся в его время научной концепции развития.

8. И.Кант: предупреждал об имеющихся логических ошибках и умении избегать т.н. «амфиболию», превращающую «идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». (Дано по: И.Кант. Соч. в шести томах, т.3. – с.446)

NB: З.М.Оруджев уточнил эту мысль И.Канта: нельзя
познавать идеальные предметы (т.е. нематериальные – психические: смыслы, мысли, видение, ценности и т.п.) эмпирическими методами, применяемыми для изучения материи – физики, химии, биологии.

9. Гегель: «В структуре противоречий всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль».

10. Гегельо разрешении противоречия: «во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия».

NB: для Гегеля «диалектика опосредования» -
рациональный момент мышления. В дальнейшем К.Маркс включил «диалектику опосредования» в свою концепцию и переработал ее в научную теорию. В результате: «Опосредование противоположностей стало специфической особенностью диалектических противоречий в отличие от формально - логических».

NB: если диалектические противоречия имеют место
в объективном мире живой материи и допускаются в теории диалектического материализма то формально – логического противоречия в природе нет, что запрещается и в сфере мышления.

11.  Формально-логическое противоречие (дизъюнкция) – это две взаимоисключающие позиции.

- Диалектическое противоречие – это опосредованное промежуточными звеньями наличие противоположностей.


NB: в дизъюнктивных (формально-логических)
противоречиях «посредников» нет, а в диалектических есть в обязательном порядке (как механизмах их жизненности). Напомним: в физиологии такой «посредник» - это гомеостаз, теорию которого надо знать, более того, биоэволюционное опосредование противоположностей подтверждено естествознанием, а философская догадка об этом механизме живой материи считается высшим уровнем мышления.

12. Логика анализа противоречий в диалектике:

первое: нельзя отождествлять противоположности друг с другом (например, повышенное и пониженное АД – у них разные причины);

второе: так как противоположности связаны между собой посредствующими связями, то их надо дифференцировано находить и отдельно исследовать.

- анализ противоположностей (с их «посредниками») всегда осуществляется методами той науки, к которой они относятся.

- научный анализ (в любом виде знания) начинается с выявления противоречий – механизма этого знания и их разрешения. И никакого другого способа сформулировать адекватные действительности понятия нет. Анализировать противоречие – это анализировать движение и жизненность самого исследуемого предмета.

- диалектика не «терпит» противоречия, а разрешает их.

Вопрос четвертый: Морфологическое выражение действия I закона диалектики в живой материи и физиологии.

Напомним, что живая материя – это две реальности:

объективная реальность (физический мир, химический мир, биологический мир, общество);

-субъективная реальность (идеальный мир: сознание, мышление, психика).

Методическая справка: изучив морфологию I закона диалектики, студент-медик должен понять, что овладение этим материалом формирует:

- диалектическую гибкость мышления вообще и клинического мышления врача, в частности;

- обостренную восприимчивость к социальным противоречиям, а также и к противоположной регуляции функций биоорганизма;

- ощущение позитивных и негативных сторон (тенденций) объектов любой природы, в том числе – общества и организма.

 


Формы противоречивого функционирования всех видов живой материи

 

Таб.3

 

Объективная реальность (материальный, физический мир)

Субъективная реальность (идеальный мир)

Природа

Общество

Мышление, сознание, психика

1. Математика:

- центр – периферия; 

- плюс – минус;

- умножение – деление;

- равенство – неравенство;

- абсцисс – ординат (оси);

- симметрия – ассиметрия;

- катет – гипотенуза.

2. Физика:

- частица – античастица;

- электрон – протон;

- материя – сознание;

- материя – антиматерия;

- гравитация – антигравитация;

- ядерный – термоядерный (синтез) и т.д.

3. Химия:

- лекарство – яд;

- оксиданты – антиоксиданты;

- пробиотики – антибиотики;

- синтез – распад;

- катализатор – ингибитор;

- катаболизм – анаболизм;

- щелочь – кислота и др.

4. Биохимическая генетика:

- альфа – спираль – бета (α – β);

- донор – акцептор и др.

5. Общая биология:

- биосфера – абиосфера;

- адаптация – дезадаптация (отвыкание);

- эукариоты – прокариоты;

- макроспора – микроспора;

- экзогенный – эндогенный.

6. Генетика:

- наследственность – изменчивость;

- врожденное – приобретенное;

- ДНК – РНК;

- гомогенность – гетерогенность;

- хроматин – ахроматин;

- гомозигота – гетерозигота;

- генотип – фенотип;

- рибоза – дезоксирибоза и др.

6. Биохимия:

- катаболизм – анаболизм;

- ассимиляция – диссимиляция;

- алкалоз – асцидоз;

- донор – акцептор и др.

7. Гистология:

- митоз – амитоз;

- слияние – деление (клетки);

- клеточная – неклеточная (формы жизни);

- экзокринный – эндокринный (железы);

- прямое – непрямое (деление ядра - клетки);

8. Анатомия:

- убыстрение – замедление (полового созревания);

- возрождение – отмирание;

- однополые – двуполые и др.

9. Физиология:

- возбуждение – торможение;

 - гипоксия – гипероксия;

- старение – омоложение;

- разрушение – регенерация;

- распад – синтез;

- гипертония – гипотония;

- отторжение – приживление;

- эндокринный – экзокринный;

- супинаторы – пронаторы;

- локальный – диффузный;

- болезнь – ремиссия;

- афферентный – эфферентный;

- тахикардия – брадикардия и др.

1. Социальная сфера:

- изгой – лидер;

- национальный – интернациональный;

- социальный – антисоциальный;

- антагонистический – неантагонистический;

- война – мир;

- революция – эволюция;

- интеграция – дезинтеграция (социальная);

- капитализм – социализм;

- регресс – прогресс (социальный);

- мужской – женский (социальные роли);

- глобальный – локальный;

- коллективизм – индивидуализм;

- общинное – индивидуальное;

- общественный – антиобщественный (о поведении);

- коллективизм – отчужденность;

- равенство – неравенство (социальное);

- справедливость – несправедливость (социальные);

- враг – друг;

- здоровый – больной;

- грамотный – безграмотный;

- образованный – необразованный;

- открытое – закрытое (тоталитарное общество);

- кризис – антикризис;

- культура – антикультура;

- порядок – хаос (социальный);

- управление – неуправляемость (разруха);

- рабовладелец – раб;

- господин – подчиненный;

- власть – подчинение.

2. Экономика:

- производство – потребление;

- производительные силы – производственные отношения;

- цена – себестоимость;

- капиталист – трудящийся;

- капитализм – социализм;

- спрос – предложение;

- прибыль – зарплата;

- угнетение – свобода;

- интеграция – дезинтеграция.

3. Идеологическая сфера:

- патриот – предатель;

- убийца – защитник;

- трус – храбрец;

- разрушительный – созидательный (о сознании);

- глобальный – локальный.

4. Политическая сфера:

- зависимость – независимость;

- прогресс – регресс;

- глобальный – локальный;

- война – мир;

- правда – обман;

- каратель – жертва;

- материальное – идеальное (ценности);

- конструктивное – деконструктивное (мировоззрение);

- регресс – прогресс;

- враг – друг;

- партнер – противник;

- демократия – централизм;

- демократия – тоталитаризм.

5. Правовая сфера:

- разрушение – созидание (о поведении);

- конструктивное – деструктивное (сознание);

- социальное – антисоциальное (поведение);

- убийца – жертва;

- ложь – истина;

- правовой – неправовой (о поведении);

- справедливость – несправедливость;

- кризис – антикризис;

- правовая культура – бескультурные;

- правовой порядок – хаос.

6. Культурная сфера:

- культура – антикультура;

- ухоженный – неухоженный;

- уважение – неуважение;

- воспитанный – невоспитанный;

- добрый – недобрый;

- жестокий – мягкий;

- хамство – порядочность;

- порядочность – непорядочность;

-жадный – нежадный и др.

 

- материя – сознание;

- физическое – психическое;

- материальное – идеальное;

- абстиненция (самоподавление) – возбуждение;

- абулия – активность;

- авторитарный – безвольный;

- любовь – ненависть;

- враждебность – доброжелательность;

- адаптация – дезадаптация;

- адаптация – отвыкание;

- авторитетный – незначительный;

- враждебность – доброжелательность;

- аддикция (зависимость) – свобода;

- активность – лень;

- альтруизм(бескорыстие) – корысть;

- апатия – заинтересованность;

- сосредоточенность – рассеянность;

- аттракция (влечение) – отвращение;

- сознательное – бессознательное;

- бред – здравомыслие;

- вера – безверие;

- воля – безволие;

- воображение – действительность;

- восприятие – невосприятие;

- видение – невидение;

- понимание – непонимание;

- гениальность – бездарность;

- рациональный – иррациональный;

- умный – глупый;

- депрессия – радость;

- импульсивный – сдержанный;

- индивидуальность – общность;

- инсайт (озарение) – затемнение (сознания);

- интеллигентность – хамство;

- экстраверсия – интроверсия;

- инфантилизм – зрелость;

- комплекс неполноценности – чувство собственного достоинства;

- лабильность – устойчивость;

- мазохизм – садизм;

- мышление – созерцание;

- невротизм – спокойствие;

- девиация – адекватность;

- отчуждение – вовлеченность и др.

- прагматика – этика;

- гармония – дисгармония;

- прекрасное – безобразное;

- истина – ложь;

- этичное – неэтичное;

- эстетичное – неэстетичное;

- красивое – некрасивое;

- злой – незлой;

- добрый – недобрый;

- агрессивный – спокойный;

- жадный – бескорыстный;

- гуманизм – антигуманизм и др.

- ценности – антиценности и др.