Файл: Программа Загадки природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Уссурка Кировского района»

Приморского края
Классный час

Экологическая игровая программа

« Загадки природы»

Выполнила: Загородских Татьяна Владимировна учитель начальных классов

Проблема экологического воспитания школьников в настоящее время является наиболее актуальной в педагогике. Экологическая культура, грамотность становятся важными проявлениями социальной активности и гражданской зрелости личности. Процесс образования и воспитания необходимо строить так, чтобы формировать и углублять знания обучающихся о природе, охранять природу родного края, формировать убеждённость в необходимости бережного отношения к окружающей среде, природным ресурсам. Игра - один из любимых видов деятельности младших школьников. Игра позволяет познакомить детей с серьёз с вопросами экологии. Экологическая игровая программа "Загадки природы" способствует формированию экологической культуры младших школьников. Внеклассное мероприятие рассчитано на аудиторию – 2,3 классов. Это внеклассное мероприятие я провела во втором классе в конце февраля с целью формирования у школьников экологической культуры. Данное мероприятие входит в систему экологических занятий в классе, осуществляемых на протяжении всего учебного года (классные часы, викторины, практические дела: акция « Накорми птиц», конкурс скворечников.)

Внеклассное мероприятие "Загадки природы" знакомит детей с миром природы, учащимся предлагаются различные задания об окружающем мире. Развивается кругозор детей, закрепляются экологические правила. Учащиеся узнают много фактов о животных, птицах, рыбах, растениях. Заинтересуются наблюдениями за животными, растениями. У них появятся предпосылки к умению предсказывать погоду. Научатся бережно относиться к природе.








Классный час
Цели:


  • открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы;

  • привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

  • развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения;

  • воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.

  • создать открытую, непринуждённую атмосферу и весёлый настрой воспитанников.


Задачи:


  • Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.

  • Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.

  • Воспитание заботливого отношения к природе.


Тип занятия: игра

Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Оборудование:

иллюстрации,  набор картинок с изображением разных цветов и растений.


Ход классного часа
I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу и наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.

Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
РАЗМИНКА

-Начнём наш классный час с разминки. В природе очень много тайн и загадок, попробуйте отгадать некоторые из них:



- у кого каждый день растут зубы? ( у бобра, у зайца)
- какая птица выше всех летает? (орел)
- где у кузнечика ухо? (на ноге)
- какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- плавают ли муравьи? (да, могут переплыть реку)
- какая обезьяна самая большая? (горилла)
- когда еж не колется? (когда только родится)
- молоко какого животного самое жирное? (у кита-50% жирность,
у коровы-4,5%) 

Игровая ситуация «Загадки лесовиков»

(Появляются два лесовика.)

1-й лесовик: Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я,

В мир загадочной природы,

В мир животных и погоды!

2-й лесовик: Только в мире этом надо

Отгадать чуть-чуть загадок,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.

1-й лесовик: Лесовик я не простой,

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе,

О зверях и о погоде.

2-й лесовик: Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен и смел,

Чтоб везде со мной поспел.

1-й лесовик: Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами

хотим поговорить? (Ответы ребят).

Правильно, но чтобы пройти по нашей стране приро­ды и погоды, мы проверим вашу готовность. Вниматель­но слушайте наши загадки и дружно отвечайте.
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облака)
Подходила — грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось, шла с бедой
Оказалось — шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем
Ищем, ищем — не найдем (Роса)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Одеяло белое
Не руками сделано —
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)

2-й лесовик: Молодцы, готовы поговорить о погоде.

Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувству­ют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняют­ся самочувствие, настроение.
(Ученики рассуждают отвечая на вопросы лесовика.)
1-й лесовик: Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек — настоящий друг природы — сумеет предсказать погоду по изменени­ям в поведении животных и растений.
2-й лесовик: Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют расте­ниями и животными-синоптиками. Посмотрите, с ка­кими животными-синоптиками мы сегодня познако­мимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы. ( лесовики показывают иллюстрации по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработа­ли множество приспособлений, в том числе и таких, ко­торые могут служить сигналами о предстоящем измене­нии погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.
Физкультминутка «Покажи мне мир природы»

(Дети показывают движения)

 На зарядку солнышко поднимает нас.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки

Плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже покажем

Крылья сложили назад.

Игровая ситуация

«Помоги лесовикам разобраться в народных приметах о погоде»
2-й лесовик: Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — верные предсказате­ли погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвраща­ются вечером, то будет хороший день. Ой, я не пере­путал? Как определить погоду по пчелам? (Ответы учеников).
1-й лесовик (показывает картинку бабочки): Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибоч­но предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Повторите, чтобы и я не забыл, как определить погоду по бабочке-крапив­нице? (Ответы учеников.)
2-й лесовик: Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу мура­вьиные домики-пирамидки.
1-й лесовик:
Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказы­вается, пауки — тоже синоптики, особенно кресто­вик и домашний паучок. Если пауки появляются ран­ним утром, значит, приближается ненастье: они бо­ятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсижи­ваться дома». Если же паук появился в жару, зна­чит, он запасается кормом, следовательно, смело мож­но предсказывать грозу. А если вы увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
2-й лесовик: Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказы­вается, в засуху перед дождем, рыба в водоемах пере­стает клевать.
1-й лесовик: Вы знаете, кто это? (Демонстрирует меди­цинских пиявок в банке или на картинке.) Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? (Краткие рассказы уче­ников.) Пиявки издавна применяются в медицине, об­легчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и погоду предсказывать. Их помеща­ют в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спо­койно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.
2-й лесовик: Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выполза­ют на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним ве­чером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся на­зойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
1-й лесовик:

Паук усиленно плетет сети — к. сухой погоде.

Паук забился в угол — к ветру.

Лягушки расквакались — к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда — к грозе.

Ласточки летают низко — перед дождем.

На кустах акации много пчел — перед дождем.
 Игровая ситуация «БЮРО ПОГОДЫ» 

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА;  В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

(дети отгадывают какая примета к какой погоде)

По поведению животных и растений предскажите погоду.

Рыба не клюет – она сыта;

пчелы сидят в улье и громко гудят;

ласточки и стрижи летают высоко;

птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

Божья коровка,  взятая на руку быстро слетает;