ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Уссурка Кировского района»
Приморского края
Классный час
Экологическая игровая программа
« Загадки природы»
Выполнила: Загородских Татьяна Владимировна учитель начальных классов
Проблема экологического воспитания школьников в настоящее время является наиболее актуальной в педагогике. Экологическая культура, грамотность становятся важными проявлениями социальной активности и гражданской зрелости личности. Процесс образования и воспитания необходимо строить так, чтобы формировать и углублять знания обучающихся о природе, охранять природу родного края, формировать убеждённость в необходимости бережного отношения к окружающей среде, природным ресурсам. Игра - один из любимых видов деятельности младших школьников. Игра позволяет познакомить детей с серьёз с вопросами экологии. Экологическая игровая программа "Загадки природы" способствует формированию экологической культуры младших школьников. Внеклассное мероприятие рассчитано на аудиторию – 2,3 классов. Это внеклассное мероприятие я провела во втором классе в конце февраля с целью формирования у школьников экологической культуры. Данное мероприятие входит в систему экологических занятий в классе, осуществляемых на протяжении всего учебного года (классные часы, викторины, практические дела: акция « Накорми птиц», конкурс скворечников.)
Внеклассное мероприятие "Загадки природы" знакомит детей с миром природы, учащимся предлагаются различные задания об окружающем мире. Развивается кругозор детей, закрепляются экологические правила. Учащиеся узнают много фактов о животных, птицах, рыбах, растениях. Заинтересуются наблюдениями за животными, растениями. У них появятся предпосылки к умению предсказывать погоду. Научатся бережно относиться к природе.
Классный час
Цели:
-
открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; -
привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к природе. -
развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения; -
воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе. -
создать открытую, непринуждённую атмосферу и весёлый настрой воспитанников.
Задачи:
-
Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру. -
Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе. -
Воспитание заботливого отношения к природе.
Тип занятия: игра
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Оборудование:
иллюстрации, набор картинок с изображением разных цветов и растений.
Ход классного часа
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы должны подумать о том, как сохранить нашу природу и наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
РАЗМИНКА
-Начнём наш классный час с разминки. В природе очень много тайн и загадок, попробуйте отгадать некоторые из них:
- у кого каждый день растут зубы? ( у бобра, у зайца)
- какая птица выше всех летает? (орел)
- где у кузнечика ухо? (на ноге)
- какой зверь спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
- плавают ли муравьи? (да, могут переплыть реку)
- какая обезьяна самая большая? (горилла)
- когда еж не колется? (когда только родится)
- молоко какого животного самое жирное? (у кита-50% жирность,
у коровы-4,5%)
Игровая ситуация «Загадки лесовиков»
(Появляются два лесовика.)
1-й лесовик: Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
2-й лесовик: Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
1-й лесовик: Лесовик я не простой,
С умной шибко головой.
Расскажу вам о природе,
О зверях и о погоде.
2-й лесовик: Все готовы с нами в путь?
Только знанье не забудь.
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел.
1-й лесовик: Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами
хотим поговорить? (Ответы ребят).
Правильно, но чтобы пройти по нашей стране природы и погоды, мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте.
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе (Облака)
Подходила — грохотала,
Стрелы на поле метала.
Нам казалось, шла с бедой
Оказалось — шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
Он давно по окнам лупит,
Видно капли из-за штор.
Если мама зонтик купит –
Я смогу пойти во двор. (Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем
Ищем, ищем — не найдем (Роса)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Одеяло белое
Не руками сделано —
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)
Страшно выйти на крылечко –
Он сегодня просто лют.
Льдом сковал и нашу речку,
И большой соседний пруд.
А теперь задам вопрос –
Кто зимой нам щиплет нос? (Мороз)
2-й лесовик: Молодцы, готовы поговорить о погоде.
Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение.
(Ученики рассуждают отвечая на вопросы лесовика.)
1-й лесовик: Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек — настоящий друг природы — сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.
2-й лесовик: Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными-синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы. ( лесовики показывают иллюстрации по ходу беседы.)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.
Физкультминутка «Покажи мне мир природы»
(Дети показывают движения)
На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья сложили назад.
Игровая ситуация
«Помоги лесовикам разобраться в народных приметах о погоде»
2-й лесовик: Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день. Ой, я не перепутал? Как определить погоду по пчелам? (Ответы учеников).
1-й лесовик (показывает картинку бабочки): Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Повторите, чтобы и я не забыл, как определить погоду по бабочке-крапивнице? (Ответы учеников.)
2-й лесовик: Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.
1-й лесовик:
Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки — тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если вы увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
2-й лесовик: Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем, рыба в водоемах перестает клевать.
1-й лесовик: Вы знаете, кто это? (Демонстрирует медицинских пиявок в банке или на картинке.) Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? (Краткие рассказы учеников.) Пиявки издавна применяются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и погоду предсказывать. Их помещают в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.
2-й лесовик: Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
1-й лесовик:
Паук усиленно плетет сети — к. сухой погоде.
Паук забился в угол — к ветру.
Лягушки расквакались — к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда — к грозе.
Ласточки летают низко — перед дождем.
На кустах акации много пчел — перед дождем.
Игровая ситуация «БЮРО ПОГОДЫ»
А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
(дети отгадывают какая примета к какой погоде)
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;