Файл: Учебнотренировочные занятия как основная форма обучения физическим упражнениям.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.
4.4. Словесные и сенсорные методы
Словесные и сенсорные методы -использования слова и чувственной информации. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:
-
рассказа, беседы, обсуждения; -
инструктажа (разъяснения задания); -
сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения); -
указаний и команд (в повелительном наклонении); -
оценки (текущая коррекция выполнения); -
словесного отчета и взаимопояснения; -
само проговаривания стержневых установок выполнения (например, «сильнее», «держать» и др.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение коррекцию двигательного действия.
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.
Формы реализации сенсорных методов: показ упражнения; демонстрация наглядных пособий; использование моделей и макетов; кино- и видео – демонстрации; избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.
В состав сенсорных методов входят:
-
метод направленного «прочувствования» движения (с акцентом на основе или каких-либо деталей техники); -
метод ориентирования (введение в задание дополнительных ориентиров); -
методы лидирования и текущего программирования (видео-, звуко-лидеры и пр.).
4.5. Методы построения урока
Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
-
разминка - 15-20 мин; -
основная часть - 65-70 мин; -
заключительная часть - 5-7 мин.
При проведении занятий необходимо выполнять ряд общих требований:
-
Обучение и воспитание занимающихся следует осуществлять на всем протяжении занятий; -
Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий; -
Надо постепенно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей; -
Воздействие урока должно быть всесторонним - оздоровительным, образовательным и воспитательным; -
Перед уроком следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном занятии, так как достижение общей цели учебно-тренировочного процесса возможно лишь при условии успешного завершения каждого урока и при последовательном наслаивании совершенно определенных результатов каждого занятия.
Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко дозируемыми, не требующими длительного времени на подготовку упражнениями. К ним относятся такие упражнения, как, например, ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Как правило наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности
, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
Момент наивысшей работоспособности в учебно-тренировочном занятии используют для развития необходимых физических качеств. Для повышения эмоционального состояния занимающихся, а также в целях интенсификации проявления физических качеств на уроках следует использовать соревновательный и игровой методы.
Завершение урока связано со снижением работоспособности. Типичными для заключительной части урока считают следующие педагогические задачи:
-
обучить умению произвольно выполнять движения с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость движений; -
анализировать проделанную работу; -
переключать внимание на отдых, учебную работу.
Для решения этих задач подбираются легко дозируемые упражнения, например, ходьба, бег трусцой, элементарные движения. Порядок решения этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки. Цель работы - научиться самостоятельно проводить учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта. В результате данного занятия студенты должны знать общую структуру учебно-тренировочного занятия, типичное изменение работоспособности на протяжении занятия; уметь самостоятельно провести учебно-тренировочное занятие в избранном виде спорта. Для этого студенты составляют план-конспект учебно-тренировочного занятия в избранном ими виде спорта, обсуждают содержание, интенсивность и последовательность выполнения упражнений в каждой части занятия с преподавателем, вносят исправления и дополнения в план-конспект урока. Далее на практических занятиях учебной группы каждый студент проводит учебно-тренировочное занятие по своему плану-конспекту. Основные формы самостоятельных занятий - гигиеническая (утренняя) гимнастика (15-30 мин), дневная целенаправленная физкультурная пауза (10-15 мин), учебно-тренировочные занятия во второй половине дня по видам спорта, система физических упражнений.
5. Заключение
К концу учебно-тренировочного занятия мы убеждаемся, что выполнены следующие требования:
-
На тренировке выполнены поставленные задачи; -
Разностороннее влияние на тренирующегося; -
Воспитание тренирующегося посредством тренировки; -
Получение и развитие на каждом занятии знаний, умений и навыков; -
Деятельность должна быть непрерывна; -
Методы должны отличаться разнообразием.
6. Источники информации
-
«Учебно-тренировочное занятие как основная форма построения процесса спортивной тренировки: структура, содержание, динамика»; Опубликовано: 06.01.2013 - https://gendocs.ru/v44327/учебно-тренировочное_занятие_как_основная_форма_построения_процесса_спортивной_тренировки_структура,_содержание,_динамика -
Силуянов А.Б. «Учебно-тренировочные занятия как основная форма построения процесса спортивной тренировки» - https://uchitelya.com/fizkultura/170974-uchebno-trenirovochnye-zanyatiya-kak-osnovnaya-forma.html -
Чураева С.С. «Методы спортивной тренировки»; Опубликовано: 2017г - https://infourok.ru/referat-po-fizicheskoy-kulture-na-temu-metodi-sportivnoy-trenirovki-2207347.html -
Мельницкий В.С. «Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов»; Опубликовано: 01.02.2018 - https://multiurok.ru/files/obshchaia-kharaktieristika-sportivnoi-trienirovki.html -
«Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям» - https://studbooks.net/677998/turizm/uchebno_trenirovochnoe_zanyatie_osnovnaya_forma_obucheniya_fizicheskim_uprazhneniyam