Файл: Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации государственное образовательное учреждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение ее потребления в основных водопотребляющих отраслях, в особенности это относится к свежей воде - прежде всего за счет внедрения водосберегающих технологий и уменьшения ее использования на хозяйственные нужды. Второе направление – ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования. Только при доведении воды от источников до потребителей ежегодно теряется 8 км3. Большие потери отмечаются также непосредственно у водопотребителей, в частности, в орошении. Из-за применения устаревших технологий коэффициент полезного действия оросительных систем составляет 0,5, что означает практически пятидесятипроцентные потери. Этому же способствовал и хозяйственный механизм, не стимулировавший экономию воды при орошении. 20% от потребляемой воды теряется в коммунальном хозяйстве, а в отдельных городах этот показатель доходит до 40%. Такое положение происходит из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.). К этому следует добавить нерациональное потребление воды в быту - отсутствия водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей с точки зрения затрат на ее подготовку питьевой воды. Обостряется и проблема ее качества. Вследствие общего загрязнения водоемов, нехватки современных технологий очистки и недостатка средств на нее качество воды по своему физико-химическому составу ухудшается в целом ряде городов России.

Одной из важных экономических причин деградации окружающей природной среды является занижение или вообще бесплатность многих природных благ, что приводит к сверхэксплуатации природы. Необходимо нахождение адекватной экономической ценности природы, ее ресурсов, благ, услуг. Здесь можно выделить три экологические функции, нуждающиеся в экономической оценке: обеспечение природными ресурсами; ассимиляция отходов и загрязнений; обеспечение людей природными услугами, такими, как рекреация, эстетическое удовольствие и пр.

Есть предостережения об истощении запасов пресных вод на планете. В настоящее время различные «водные» институты, правила и законы, государственные агентства, плановые и проектные организации, разрабатывающие структуру водопотребления, слишком поздно стали учитывать ресурсную сторону системы водопользования. Истощение водоносных горизонтов, падение уровня грунтовых вод, снижение речного стока до экологически опасного уровня – все эти процессы стали широко распространенными. Если обычный подход, подразумевающий постоянно увеличивающийся объем водоснабжения, оправдывал себя в условиях избыточных водных ресурсов, то он практически не подходит для наступившего периода растущей нехватки воды, увеличивающихся расходов на освоение ее ресурсов и возрастающего экологического ущерба.


Планета представляет собой естественно органическое целое, на ней не могут существовать бесконечные части и все, что извлекается из биосферы, должно быть возвращено.

За последние 80 лет общее водопотребление увеличилось в мире в 10 раз, а промышленное – в 20 раз. В конце 80-х гг. мировое потребление воды в расчете на год составляло примерно 3 тыс. км3.

Потенциальные ресурсы подземных вод - 230 кмв год, эксплуата-ционные запасы – 28 км3, готовые к промышленному освоению - 19 км3.

Распределение водных ресурсов по территории страны неравномерно. 90% стока приходится на бассейн Северного Ледовитого и Тихого океанов. В то же время на бассейн Каспийского и Азовского морей, где проживает 80% населения, приходится 8% общего годового стока. Таким образом, регионы страны можно разделить на водоизбыточные и водонедостаточные. По показателю водообеспеченности на душу населения лидирует Дальневосточный район, далее следует Восточно-Сибирский и Северный.

Забор воды, т.е. ее извлечение и транспортировка к местам использования, ежегодно составляет около 3% водных запасов или примерно 90 км3. Однако по отдельным бассейнам соотношение забора к запасам существенно дифференцировано. В бассейне Дона ежегодно забирается 38% годового стока, в бассейне Урала – 35%, в бассейне Кубани – 30%, а в бассейне Терека – 50%. Треть всего водозабора в России дает бассейн Волги.

Около 70 км3 воды по данным 1998 г., используется на хозяйственные и бытовые нужды, 52 кмиз которых обеспечивают поверхностные пресные источники, 10 км3 – подземные и 4 км- морские воды.

В Российской Федерации самым крупным водопотребителем является сельское хозяйство, на втором месте находится промышленность и энергетика, на третьем – коммунальное хозяйство городов и других населенных пунктов.

Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования, рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны

В 2000 г. в Кемеровской области из природных водных источников забрано свежей воды 2613,33 млн. мдля нужд населения и предприятий-водопользователей, из них:

- поверхностных вод - 2160,720 млн. м3;

- подземных вод - 166,830 млн. м3;

- шахтно-рудничных вод - 285,784 млн. м3.

По сравнению с 1999 годом общее водопотребление увеличилось на 49,4 млн. м
3, при этом из поверхностных водных объектов забор воды увеличился на 61,1 млн. м3, а из подземных источников уменьшился на 11,6 млн. м3 (см. Табл.3).

По данным госстатотчетности наиболее водоемкими являются предприятия теплоэлектроэнергетики, металлургии, химической, угольной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

В 2000 году по сравнению с 1999 годом объем использования воды увеличился на 98,5 млн. м3, в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды на 43,5 млн. м3, на производственные нужды на 61,5 млн. м3.

Увеличение расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды произошло за счет перераспределения объемов воды промышленных предприятий, предприятий жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства и дополнительного включения в учет горячего водоснабжения по отдельным предприятиям.

Расход воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в 2000 году составил 4 759,6 млн. м3, при этом экономия свежей воды составляет 72%.

По сравнению с 1999 годом в 2000 году расход воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения уменьшился на 12,8 млн. м3 за счет предприятий электроэнергетики, черной металлургии, химической и угольной промышленности по причинам остановки ВОЦ и сокращения забора на гидромеханизацию.

Потери воды при транспортировке в 2000 году, забранной для использования, составили 114,2 млн. м3, что на 5,0 млн. м3 больше чем в 1999 году. Увеличение потерь при транспортировке произошло за счет предприятий жилищно-коммунального хозяйства по причине износа водопроводных сетей.

Нормировать водопотребление и водоотведение необходимо на государственном уровне. Как уже говорилось выше водные ресурсы тоже не безграничны и их надо восстанавливать и желательно, чтобы качество восстановленной воды было не хуже взятой.

Платность является одним из основных принципов природопользования. Этим преследуют две цели: во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов; во-вторых, стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Платность водопользования является основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Регулируется платность природопользования в гл.12 Водного кодекса РФ. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает (ст. 123 ВК РФ):


- плату за пользование водными объектами (водный налог);

- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. При этом в федеральный бюджет поступает 40%, а в бюджет субъекта РФ - 60% (ст.124 ВК РФ).

Важное экологическое значение имеют целевые платежи, направляемые на восстановление и охрану водных объектов. Такие платежи поступают на специальные счета федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, взимается за:

- изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

- сверхлимитное изъятие воды;

- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

- сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. 40% таких платежей поступает в федеральный бюджет и 60% - в бюджеты субъектов РФ. При этом за сверхлимитное изъятие воды устанавливается повышенная плата.