Файл: Правовое регулирование бухгалтерского учета за рубежом Титульный лист.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляла интересы стран Общего рынка, а вторая - интересы других европейских стран. Федерация сохранила и развила евро­пейские традиции проведения научно-исследовательской работы, организации конференций и семинаров, выпуска печатной продук­ции по проблемам учета.

Федерация европейских бухгалтеров со штаб-квартирой в Брюсселе представляет собой объединение ведущих профессиональных организаций бухгалтеров в Европе. Она представляет интересы профессии в Европе и воздействует на международном уровне на улучшение гармонизации практики бухгалтерского Учета в Европе.

Федерация была образована 1 января 1987 года в результате слияния двух органов: экспертов экономистов и финансистов и группы политических экспертов.

Поначалу функционал в Федерации был четко разделен между двумя комитетами, один из которых был сосредоточен на координации, а второй - на компетенции по обсуждению директив ЕС.

Африканский совет по бухгалтерскому учету (African Accounting Council) был создан в 1979 году и является специализированным агентством организации Африканского единства (ОАЕ). Она оказывает помощь учреждениям в странах-членах в области стандартизации бухгалтерского учета и содействует образованию, дальнейшей подготовке кадров и исследованиям в области бухгалтерского учета и смежных областях обучения. Штаб-квартира АКК находится в Киншасе, Демократическая Республика Конго.

Устав организации был принят 23 мая 1963 года. Южная Африка была принята в ОАЕ 23 мая 1994 года, и Устав ОАЕ стал обязательным для Южной Африки в тот же день.

Совет по стандартам бухгалтерского учета Африки, учрежденный в соответствии с разделом 91 Закона об управлении государственными финансами (Закон 1 от 1999 года) (PFMA) с внесенными в него поправками, устанавливает стандарты и руководящие принципы финансовой отчетности в соответствии с требованиями Конституции Южной Африки. Одним из ключевых приоритетов Совета является разработка основного набора стандартов ГРАП к 2009 году. Поэтому Совет регулярно пересматривает свою программу работы для оценки состояния текущих проектов и потенциальных проектов и определения приоритетов.

Свои особенности имеет и система внедрения МСФО в ЕС, которая характеризуется двухуровневой структурой.

Так, на техническом уровне создана Европейская консультативная группа по финансовой отчетности (EFRAC), задача которой состоит в консультировании ЕС и Комитету по регулированию стандартов бухгалтерского учета, в который входят представители стран ЕС. Кроме того, недавно ЕС дал согласие на формирование Группы SARC, которая будет состоять из представителей государственных учреждений и будет давать оценку рекомендациям EFRAC на их объективность и сбалансированность.


Кроме того, в инфраструктуру внедрения МСФО входит также Комитет европейских органов регулирования ценных бумаг – CESR, который находится в тесном взаимодействии с ЕС.

Таким образом, в 2005 году беспрецедентно большое число предприятий и стран во всем мире объявили о принятии МСФО к использованию в качестве основы для подготовки своей финансовой отчетности. 2005 год стал переломным в мировой истории учета и финансовой отчетности. С тех пор число стран, работающих в направлении внедрения МСФО, неуклонно растет.

Международные стандарты приносят технологические, экономические и социальные выгоды. Они помогают гармонизировать технические характеристики товаров и услуг, делают отрасль более эффективной и способствует устранению барьеров в международной торговле.

Кроме того, Международные стандарты способствуют выходу на мировые рынки. Поскольку они определяют характеристики, которые должны соответствовать продуктам и услугам на экспортных рынках9.

Развивающиеся страны также могут извлечь пользу из активного участия в разработке международных стандартов. Стандарты разрабатываются в открытом процессе и отражают мнения многих заинтересованных сторон, включая технических экспертов, представителей правительств, ученых и потребителей.

Стандартизация также может осуществляться и в отдельном государстве.

Так, основные задачи плана счетов сводятся к стандартизации во Франции:

организации системы бухгалтерского учёта на уровне отдельных организаций, общих учётных понятий и бухгалтерских записей, а также характера их влияния на активы и пассивы, финансовое положение и финансовый результат;

способов представления организациями данных об их активах и пассивах, финансовом положении и финансовом результате. Разработка и распространение РСG является обязанностью Национального совета по бухгалтерскому учёту. РСG состоит из трёх титулов, каждый из которых разделён на главы.

Первый титул «Общая систематизация, терминология, свод счетов» включает три главы. Первая глава раскрывает общие принципы, на которых основывается РСG. В ней изложены систематизация стандартов бухгалтерского учёта, требования к организации ведения бухгалтерского учёта и компьютерной обработке учётных данных. РСG предполагает соответствующую организацию ведения бухгалтерского учёта для обеспечения полноты отражения и корректности обработки информации. План счетов отдельной организации составляется на основе плана, утвержденного РСG, и составлен достаточно детально, чтобы обеспечить соответствие французским бухгалтерским стандартам.



Во второй главе представлены определения и толкования 183 терминов. Этот список не в полной мере охватывает термины финансового учёта и не являетсяисчерпывающей терминологией РСG. Он представляет собой набор отдельных понятий, используемых в управленческом и финансовом учёте.

Третья глава посвящена своду счетов: классификации счетов в общем своде, организации плана счетов и перечню счетов. Свод и план счетов, используемые в РСG, организованы по десятичной системе. В РСG включён полный список счетов по каждому одноразрядному и двухразрядному классу основного свода, в последовательности номера счёта с указанием его наименования.

Планы счетов отдельных организаций соответствуют схеме, установленной РСG. Предусмотрено три уровня использования плана счетов: сокращённый, стандартный и расширенный.

Что касается счетов, напечатанных чёрным шрифтом, то организации должны использовать номер, заголовок и описание счёта, указанные в РСG. Более детализированные счета и субсчета могут использоваться при условии, что они соответствуют порядку классификации, установленной общим планом счетов.

Второй титул «Финансовый учёт» состоит из четырёх глав. В первой главе изложены правила оценки учётных объектов и определения результатов операционной деятельности. Хотя РСG признает несколько возможных способов оценки для целей финансового учёта, базовым методом является метод исторической стоимости.

Вторая глава освещает порядок функционирования счетов и правила составления отчётности. Приведено подробное толкование назначения и способовиспользования различных счетов. Пояснения даются последовательно к классам счетов и по каждому из одноразрядных, двухразрядных и трёхразрядныхподклассов. Комментарии ограничиваются теми счетами, в отношении которых однозначно определено, что порядок их применения не может быть выбран организацией самостоятельно. Указаны обязательный состав годовой отчётности, правила составления и представления отдельных счетов. Прилагаются типовые форматы отчётов (по стандартной, сокращённой и расширенной формам), включая таблицы и схемы для составления примечаний к отчётности10.

3. Правовой статус международных стандартов



Международные стандарты финансовой отчетности не являются нормативными правовыми актами. Они разработаны Фондом Комитета по МСФО в порядке частной инициативы, поддержанной профессиональными организациями — членами Международной федерации бухгалтеров. Правовой статус международным стандартам придает решение законодательного органа на национальном либо межнациональном уровне. В Республике Беларусь таким законодательным органом является Совет Министров. Для сравнения: в Евросоюзе одобрение МСФО происходит по специально утвержденной процедуре.


МСФО не являются правилами и не предполагают однозначную трактовку. Во многих случаях допускается применение профессионального суждения специалистов особо высокого класса, оценки вероятности, прогнозных данных, технических оценок и расчетов. Подготовка указанных специалистов обеспечивается организациями профессионального образования и обучения в областях финансовой отчетности, бухгалтерского учета, а их квалификация подтверждается выдачей обучающей организацией сертификата (аттестата) профессионального бухгалтера.

Правовой статус международных стандартов бухгалтерского учета, то есть юридически закрепленное положение этих документов различно в зависимости от государства, которое исследуется.

К примеру, в тех государствах, которые перешли на МСФО их правовой статус характеризуется в первую очередь их правовым признанием и руководством в деятельности. В тех странах, в которых МСФО не применяется или применяется с ограничениями, правовой статус характеризуется либо юридическим непризнанием данных документов, либо их частичным применением.

Система учета и отчетности в Германии является объектом постоянных дискуссий. Их острота объясняется как раз тем фактом, что финансовая отчетность немецких предприятий находится в постоянном противоборстве интересов составления отчетности по международным стандартам, с одной стороны и налоговой отчетности — с другой.

Согласно общему мнению в Германии составление финансовой отчетности по МСФО в нынешнем виде для малого и среднего бизнеса неэффективно и ненужно. Поэтому участию в обсуждении нового проекта стандарта МСФО для мелкого и среднего бизнеса уделяется особое внимание.

Таким образом, в последние десятилетия наметилась тенденция устойчивых преобразовательных процессов в бухгалтерском учете Германии. Однако, несмотря на влияние процессов глобализации, различия между МСФО и национальными стандартами Германии остаются весьма значительными.

Эмитенты, представляющие финансовую отчетность в Канаде в соответствии с действующими требованиями к раскрытию применимых правил в отношении ценных бумаг, — за исключением компаний, зарегистрированных в SEC, и иностранных эмитентов, о которых говорится ниже — обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с канадскими ОПБУ, применяемыми к компаниям с открытой финансовой отчетностью (МСФО).

Эмитенты, зарегистрированные в SEC, организации, ценные бумаги которых зарегистрированы в соответствии с разделом 12 Закона об обороте ценных бумаг (1934) или которые представляют финансовую отчетность в соответствии с требованиями раздела 15(d) данного Закона, при представлении финансовой отчетности в Канаде могут составлять ее в соответствии с ОПБУ США.


Иностранные эмитенты – эмитенты, зарегистрированные в соответствии с иностранным законодательством, — могут составлять свою финансовую отчетность в соответствии с (a) МСФО; (b) ОПБУ США (если они являются иностранными эмитентами, зарегистрированными в SEC); (c) принципами бухгалтерского учета, соответствующими требованиям к раскрытию для иностранных частных эмитентов Закона об обороте ценных бумаг (1934); или (d) принципами бухгалтерского учета, соответствующими иностранным требованиям к раскрытию соответствующей юрисдикции, распространяющейся на эмитента, если эмитент выпускает ценные бумаги для соответствующего иностранного рынка.

Инвестиционные компании обязаны были перейти на применение МСФО с 1 января 2014 года, а организации, осуществляющие тарифно-регулируемую деятельность, — с 1 января 2015 года. Некоммерческие предприятия, бюджетные организации, пенсионные программы и отдельные счета компаний, занимающихся страхованием жизни, освобождены от перехода на МСФО.

Практически все страны Латинской Америки и Карибского бассейна требуют или разрешают применение МСФО в качестве основы для подготовки финансовой отчетности (или находятся в процессе внедрения таких требований). В Аргентине МСФО приняты с 2012 года для всех публичных компаний (кроме банков и страховых компаний, которые продолжают применять национальные стандарты). В Бразилии МСФО приняты для всех публичных компаний и банков начиная с 2010 года. В Чили переход на МСФО для публичных компаний был завершен в 2012 году. Все публичные компании Мексики начали использование МСФО в 2012 году (кроме банков и страховых компаний, которые продолжают работать в соответствии с мексиканскими стандартами). Подготовка отчетности по МСФО обязательна в ряде других стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Японские компании могут использовать национальные стандарты учета Японии, МСФО или ОПБУ США. Публичные компании, соответствующие определенным критериям, могут добровольно применять МСФО для подготовки консолидированной финансовой отчетности, начиная с марта 2010 года. В 2013 году критерии были расширены, что привело к тому, что практически все публичные компании и непубличные компании, которые составляют консолидированную финансовую отчетность для целей выхода на биржу, могут применять МСФО.