Файл: Правовое регулирование бухгалтерского учета за рубежом Титульный лист.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование бухгалтерского учета за рубежом

Титульный лист

Оглавление





Введение 3

1. Профессиональное и регламентированное регулирование учета за рубежом 4

2. Международная стандартизация учета и отчетности 8

3. Правовой статус международных стандартов 19

Заключение 25

Список литературы: 27


Введение



Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – ϶ᴛᴏ общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира.

Использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности.

Кроме того, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.

Дополнительно необходимо отметить, что международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей, а использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности.

Документы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) состоят из:

- Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS),

- Международных стандартов финансовой отчетности (IAS),

- разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО) или ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).


1. Профессиональное и регламентированное регулирование учета за рубежом



В зависимости от особенностей законодательного регулирования и уровня его воздействия (влияния) на общественную жизнь в стране ученые выделяют две модели правового регулирования бухгалтерского учёта: континентальная и англосаксонская или британо-американская модель.

Особенности континентальной и британо-американской моделей представлены на рисунке 11:



Рисунок 1 – Особенности континентальной и британо-американской моделей правового регулирования бухгалтерского учёта
К числу стран континентальной модели учета относятся например
, Германия, Франция, к странам с британо-американской моделью – Великобритания и США.

Для более детального изучения особенностей правового регулирования ведения бухгалтерского учета в зарубежных странах проведем сравнительный анализ такого учета в вышеуказанных государствах.

Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в Германии представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 – Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в Германии
Основным источником правового регулирования бухгалтерского учета в Германии является Коммерческий (Торговый) кодекс, третья часть которого регулирует бухгалтерский учет и аудит2.

Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета во Франции представлены на рисунке 33.

Необходимо отметить, что кодифицированными источниками регулирования бухгалтерского учета во Франции в разное время были Коммерческий кодекс 1673 года, разработанный министром Людовика XIV Кольбером, и Кодекс Наполеона. Сегодня бухгалтерский учет регулируется Национальным советом по бухгалтерии, который был создан в 1957 году4.


Рисунок 3 – Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета во Франции
При характеристике правового регулирования бухгалтерского учета во Франции необходимо отметить, что в последнее десятилетие оно складывается под влиянием Европейского Сообщества, вернее необходимости соблюдения норм союза.

Континентальная модель бухгалтерского учета характерна для стран с регулируемой экономикой и сильным влиянием со стороны банковской системы либо стран, устанавливающих жесткие требования к учету и отчетности.

Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в Великобритании представлены на рисунке 45.

Рисунок 4 – Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в Великобритании
Великобритания, являясь членом ЕС, обязана соблюдать Директивы союза. Так, она включила в свои Законы о компаниях 1985 и 1989 гг. предписания относительно форм бухгалтерской отчётности и методов оценки различных статей6.

Кроме того, в Великобритании развитию методологии учета и отчетности

, подготовке аудиторских кадров способствуют профессиональные организации, которые не зависят от государства и самостоятельны в своей деятельности.

Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в США представлены на рисунке 57.

Стандартами ведения бухгалтерского учета являются Общепринятые принципы учёта (Generally Accepted Accounting Principles – GAAP). Их разработкой занимаются профессиональные компании бухгалтеров:

  • Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров – AICPA;

  • Управление по стандартам финансового учёта – FASB;

  • Управление по стандартам учёта для государственных организаций – GASB;

  • Комиссия по ценным бумагам и биржам – SEC;

  • Американская бухгалтерская ассоциация – ААА.



Рисунок 5 – Особенности правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в США


2. Международная стандартизация учета и отчетности




Стандартизация – возведение в норму, обязательную к применению, прогрессивных правил, требований, выработанных в результате унификации документов8.

Цели стандартизации по объему представлены на рисунке 6:



Рисунок 6 – Цели стандартизации по объему
Стандартизация осуществляется на разных уровнях (рисунок 7).



Рисунок 7 – Уровни стандартизации
Необходимость в единой системе высококачественных стандартов финансовой отчетности была очевидна уже давно. Процесс сближения норм на международном уровне, нацеленный на выработку такой системы стандартов, начался в 1973 году, когда 16 профессиональных бухгалтерских ассоциаций из Австралии, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии договорились создать Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета (МКСБУ).

В том же году Генеральный секретарь ООН созвал Группу видных деятелей, которая рекомендовала создать единую международную систему стандартов финансовой отчетности для повышения ее сопоставимости и надежности.

В 1982 году эта Группа в силу значимости данной проблематики была преобразована в постоянно действующую межправительственную рабочую группу экспертов по международным стандартам учета и отчетности (ИСАР) ООН.

Основной задачей этой структуры является содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в гармонизации их требований к финансовой отчетности предприятий в соответствии с международными стандартами для усиления их инвестиционной привлекательности и социально-экономического развития.


В целом процесс глобальной гармонизации на оcнове МСФО самым общим образом можно разделить на этапы, представленные на рисунке 8.



Рисунок 8 – Этапы процесса глобальной гармонизации на оcнове МСФО
Общая характеристика этапов представлена на рисунке 9.



Рисунок 9 – Общая характеристика этапов процесса глобальной гармонизации на оcнове МСФО
Стандартизация осуществляется на региональном и международном уровнях. Стандартизация на региональном уровне представляет собой выработку общих принципов и стандартов учета, применение которых обязательно для стран, входящих в данный регион. Также идет процесс создания международной системы бухгалтерского учета, которая базируется на общих учетных принципах и вырабатывает единые стандарты финансовой отчетности для сопоставимости деятельности компаний всех стран мира.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО (International Accounting Standards, IAS).

Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета был создан в 1973 году на основе соглашения, заключенного профессиональными бухгалтерскими органами Австралии, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии. В последующие годы были добавлены дополнительные члены-спонсоры, а в 1982 году в состав «членов-спонсоров» Комитета вошли все профессиональные бухгалтерские органы, являющиеся членами Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

С момента своего образования в 1973 году до всеобъемлющей реорганизации в 2000 году структура для установления Международных стандартов бухгалтерского учета была известна как Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета.


Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета является по существу структурой, а не комитетом в традиционном понимании группы людей. Фактического "Комитета" такого имени не существует.

После почти 25-летнего достижения в 1997 году МПК пришел к выводу о том, что для эффективного выполнения своей роли он должен найти способ обеспечить соответствие между национальными стандартами и практикой бухгалтерского учета и высококачественными глобальными стандартами бухгалтерского учета.

С 1 июля 2000 года вступила в силу новая Конституция МССУ. Орган по установлению стандартов был переименован в Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (МССУ). Она будет функционировать в рамках нового фонда Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета (IASCF, в настоящее время Фонд МСФО).

Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями.

Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам — МОКЦБ (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.

Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была быть больше ориентирована на внешнего пользователя, например, на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, входящие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

Международно-утверждённых форм отчётов МСФО нет. Но во многих странах финансовые органы утверждают стандартные национальные формы отчётов, которые надо представлять в соответствии с МСФО — отчёта о финансовом положении, отчёта о совокупном доходе, отчёта о движении денежных средств и отчёта об изменениях в капитале. Эти формы отчётов применяются для представления финансовой отчётности в налоговые органы, для публикации отчётности в тех случаях, когда она обязательна, и для электронного декларирования.

Вопросы стандартизации на региональном уровне решают и другие организации.

Федерация европейских бухгалтеров (Federation des Experts Comptables Europeens) является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций, одна из которых