Файл: Педагогическая мастерская на уроках истории и обществознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мастер-класс

" Педагогическая мастерская на уроках истории и обществознания"

Васильева Регина Ивановна
Цель: Демонстрация технологии педагогической мастерской в преподавании обществознания путем прямого комментированного показа.

Задачи:

·  поделиться опытом использования технологии, способствующей повышению мотивации учебной деятельности учащихся.

·  доказать результативность деятельности учащихся, свидетельствующей об эффективности данной технологии.

·  создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

·  создать условия для развития творческих способностей

Технология: педагогическая творческая мастерская

Методы и приемы: прием составления ассоциативного ряда; прием собирания пазлов ; решение познавательной задачи, составление схемы, прием кейс.

Ход мастер-класса

1.  Вступительное слово педагога о технологии «творческая мастерская».

Добрый день! Вы, наверное, согласитесь со мной, что во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем новых образовательных технологий.

Одной из современных технологий является технология педагогических мастерских. Цель данной технологии не прямая передача информации а совместный поиск знаний.

Технология имеет свой алгоритм и состоит из семи этапов:

Первый этап - индукция: создание эмоционального настроя;

Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

Третий этап – Социоконструкция: работа учащихся в парах, группах;

Четвёртый - социализация: выступление ученика в группе;

Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников;

Шестой этап – разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Седьмой этап – рефлексия


Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс организации и проведения урока-киностудии с применением технологии «педагогическая мастерская». Для мастер-класса мне нужны 8 человек, которые будут работать в парах. Прошу вас занять свои места.

2.  Основная часть

Итак, я предлагаю вам создать фильм о Родине. И пусть мы не обладаем профессиями оператора, режиссера, мы можем его нарисовать.

Учитель:

На первом этапе вы должны все включиться в работу. Каждой группе (паре) я даю задание составить ассоциативный ряд к слову Родина.

Первая группа работает по принципу «слова-ассоциации», вторая группа – «ассоциации - картинки», третья –слово-ассоциация на каждую букву"», четвертая – «фамилии известных людей России"

Комментарий: Пока группы выполняют задание, я добавлю, что для создания эмоционального настроя я использую в начале урока презентацию на фоне которой читаю стихотворение:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги, по которым мы идем.

Что мы Родиной завеем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды. Звёзды мира над кремлем

Что мы Родиной зовем?

И задаю ребятам вопрос: Как называется тема, которую мы будем изучать?

Группы создали первый кадр «Родина - это» и я предлагаю им представить свои работы.

(Работы вывешиваются на доску в вертикальном порядке и комментируются)

На втором этапе самоконструкция я предлагаю учащимся поработать с различными информационными источниками над формированием таких понятий как "федерация", "субъект федерации и записать определение понятий в тетрадь". Мы с вами этого делать не будем, и перейдем сразу к следующему этапу.

Третий этап и предлагаю работу в парах с использованием приема собирания пазлов.

Группы создали второй кадр "Россия - Федерация" и могут представить свои работы.

На этом же этапе нам предстоит создать третий кадр «Россия - многонациональное государство». Здесь я использую прием двойной кластер, составляя который вы отвечаете на два вопроса:1. чем отличаются народы России и 2.Что общего у народов России?



Подсказкой на первый вопрос вам будет стихотворение, а(комментарии о кластере)

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.




У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.


Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

Вопрос:1. чем отличаются народы России друг от друга?

2. Что общего у народов России?
Кластер - Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Итак, создан третий кадр "Россия - многонациональное государство", пожалуйста, представители от групп - мы ждем ваших ответов.

Этапы социализации и афиширования мы проводили в течение всего мастер - класса, поэтому переходим к 6 этапу.

6 этап - разрыв. Вы на этом этапе будете работать с различными источниками информации, которые позволят вам найти оптимальный вариант решения проблемы: кого можно назвать патриотом и создадите новый кадр.

1г руппа работает с толковыми словарями и оформляет на четвертом кадре лексическое значение слова патриот. Отвечает на вопрос: что общего в трактовке слова патриот?

2 группа работает с цитатами о патриотизме и оформляет это на своем четвертом кадре. Выполняет задание: подчеркните основную мысль цитат.

3 группа получает задание: отгадать загадки о патриотах. О ком идет речь?

4 группа получает задание: завершить незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________

переживает_____________________________________________________
Кейс-метод в комментариях

Этот метод позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.

Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

Ситуация2
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

Ситуация 3 В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь?
Ситуация 4.

Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

4.Заключение

Мы с вами посмотрели применение технологии «педагогическая мастерская» в ходе которой использовались приемы: создание ассоциативного ряда, собирание пазлов, прием кластер, работа с информационными источниками, метод кейс, прием "ладошки".

Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…