Файл: Обеспечение экологической.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Уральский Государственный Юридический Университет
имени Ю.В. Яковлева
Кафедра земельного, градостроительного и экологического права
РЕФЕРАТ
на тему ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ СНГ
Студент Группы 605М ИПиП
Волков Никита Александрович
Преподаватель
Кандидат юридических наук, доцент
Гаевская Екатерина Юрьевна
Екатеринбург 2022

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
Содержание термина экологическая безопасность ............................................. 4
Правовое обеспечения экологической безопасности на территории государств - участников СНГ................................................................................. 8
Правовое регулирование экологической безопасности на уровне СНГ ........... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 16

3
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе обеспечения экологической безопасности в
Российской Федерации актуальным является исследование ее правовой составляющей с точки зрения влияния международных правовых актов
Содружества Независимых Государств, поскольку членство РФ в других международных организациях становится менее значимым. В этой связи взаимодействие с соседними странами, которые в большинстве являются членами СНГ, выходит на первый план.
В рамках темы обеспечения экологической безопасности на уровне
СНГ мной были исследованы вопросы содержания термина экологической безопасности и анализ подходов к определению данного термина, в целях обозначения единого подхода к пониманию экологической безопасности в настоящей работе. Так же это позволит выявить содержания термина в законодательстве иных стран – членов СНГ. Был проведен анализ нормативных актов этих стран и сделан вывод об интеграции законодательства в этой части.
Были проанализированы международные акты, принятые в рамках СНГ и определено их влияние на национальное законодательство стран – членов
СНГ, что позволяет сделать вывод об их эффективности регулирования отношений по поводу экологической безопасности.
Так же была исследована судебная практика на вопрос применения термина экологическая безопасность, а также применения судами норм международных договоров СНГ при разрешении конкретного спора.


4
Содержание термина экологическая безопасность
Для исследования обеспечения экологической безопасности на уровне
Содружества Независимых Государств изначально необходимо определить, что такое экологическая безопасность.
В.Н. Харьков считает: «Конституция Российской Федерации определила значимость охраны окружающей среды и направления деятельности государства в сфере экологического развития страны на длительную перспективу. Конституционные принципы экологического развития совместно с другими направлениями социально-экономического, политического развития закреплены в гл. 1 Основного Закона, именуются основами конституционного строя и должны рассматриваться в качестве стратегических целей развития страны. Фундаментальные принципы экологического развития страны закреплены в ч. 1 ст. 9 Конституции России, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.»
1
Экологическая безопасность является предметом правового регулирования в Российской Федерации в следующих нормативных актах:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»;
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской
Федерации» и др. Основным документом в этой сфере является Указ
Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». «Достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности», -
1
Харьков В.Н. Обеспечение экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные принципы экологической политики Российской Федерации // Экологическое право. 2019.
N 4. С. 3 - 6.

5 определено в Стратегии. Легальная дефиниция экологической безопасности закреплена в статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Под экологической безопасностью понимается
«состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».
Однако по настоящее время единого понимания содержания экологической безопасности в науке экологического права не сложилось. Так в отечественной правовой науке сформировались три основных подхода к определению содержания данного понятия.
Первый подход сформулирован Колбасовым О.С. в 80-х гг. XX в. и основан на понимании экологической безопасности в виде «системы мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественные физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира»
2
Второй подход сформулирован несколькими учеными, в частности
Ведениным Н.Н. и заключается в «определении экологической безопасности как некой системы мер экономического, политического, организационного, правового и иного характера, направленной на поддержание качества окружающей природной среды, при котором жизненно важные интересы человека не нарушаются, а воздействие ее факторов обеспечивает здоровье человека и его плодотворную жизнедеятельность в гармонии с природой, опасность же вредного воздействия факторов окружающей природной среды
2
Колбасов О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Советское государство и право. 1988. N 12. С. 48.


6 на здоровье человека и вероятность экологических аварий и катастроф сведены к минимуму.»
3
Третий подход сформулировал Бринчук М.М., и он основывается на
«тождественности понятия "охрана окружающей среды" с понятием экологической безопасности, представляющей собой деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, которая отвечает интересам сохранения благоприятного состояния окружающей среды, а также по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.»
4
Таким образом, на стадии определения термина «экологическая безопасность» образуются проблемы единого понимания, тем не менее, ни один из этих подходов нельзя назвать несоответствующим действительности, поскольку в законодательстве Российской Федерации можно найти подтверждение каждого из них.
Кроме этого, Жаворонкова Н.Г. и Агафонов В.Б. отмечают, что в определении «заложено основное противоречие, состоящее в том, что в реальности два объекта, названные как объекты защиты - "природная среда" и "интересы человека", - не могут быть рассмотрены как равноправные, одинаково требующие "защищенности". "Интересы человека" и есть главная опасность для природной среды. Поэтому "экологическая безопасность" не может рассматриваться в единстве объекта и субъекта правоотношений.
Природная среда - это объект воздействия и одновременно угроз от "жизненно важных интересов человека". Экологическая безопасность природной среды - это защищенность от человека. А экологическая безопасность "интересов человека" - это частично вопросы качества жизни,
3
Веденин Н.Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 53 4
См.: Бринчук М.М. Роль государства в обеспечении экологической безопасности // Экологическая безопасность, проблемы, поиск, решения. М.: Макцентр, 2001. С. 107.

7 частично состояние окружающей среды, частично здравоохранение, частично качество продуктов питания.»
5
Так или иначе, некоторые ученные, в частности Краснова И.О., анализируя подходы к определению, приходили к тому, что «потребность обеспечить экологическую безопасность России, в том числе для укрепления экологической безопасности в международных отношениях, обусловлена нашими внутренними интересами жить в благоприятных природных условиях и не испытывать чувства опасности от разрушаемой нами природы, в связи с чем состояние безопасности не может быть застывшим и единожды достигнутым, это динамичный баланс между масштабами и темпами социально-экономического развития и мерами предотвращения опасной деградации окружающей среды.»
6
Подводя итог приведенным позициям, стоит отметить, что отсутствие единого подхода к пониманию экологической безопасности негативно не повлияло на правоприменение. Только в одном деле
7
суд просто цитирует
Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в части легальной дефиниции, что говорит о буквальном толковании.
Остальная же практика
8
идет по пути того, что просто апеллирует к понятию экологической безопасности, не углубляясь к содержанию это термина. То есть суды не воспринимают дискуссию в науке и ссылаются на экологическую безопасность как на общепонятный термин, однако, как видно из приведенных позиций ученных, все далеко не так однозначно. Хотя, с другой стороны, возможно, в четкой правовой позиции судов поэтому вопросу нет потребности. Однако, по моему мнению, такая пассивность правоприменения недопустима, назрела необходимость Верховному Суду сформировать правов6ую позицию по данному вопросу.
5
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретико-методологические проблемы правового обеспечения экологической, биосферной и генетической безопасности в системе национальной безопасности Российской
Федерации // Lex russica. 2019. N 9. С. 96 - 108.
6
Краснова И.О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. 2014. N 5. С.
550.
7
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 15.05.2006 8
Постановление Верховного Суда РФ от 07.06.2021 N 9-АД21-12-К1


8
Правовое обеспечения экологической безопасности на территории
государств - участников СНГ
Рассмотрим некоторые правовые акты других стран – участников СНГ, которые направлены на урегулирование экологической безопасности.
Правовое обеспечение экологической безопасности в Республике
Кыргызстан осуществляется несколькими правовыми актами: Концепцией экологической безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом
Президента Кыргызской Республики от 23 ноября 2007 г. и Законом
Кыргызской Республики от 16 июня 1999 г. «Об охране окружающей среды».
В нем закреплена такая легальная дефиниция: «экологическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей среды как условия и средства существования человека и общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на них».
В Республике Таджикистан вопросы обеспечения экологической безопасности регулируются Концепцией охраны окружающей среды в
Республике Таджикистан, утвержденной Постановлением Правительства
Республики Таджикистан от 31 декабря 2008 г. и Законом Республики
Таджикистан от 2 августа 2011 г. № 760 «Об охране окружающей среды».
Экологическая безопасность, в соответствии с Законом, - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные.
В Узбекистане правовое обеспечение экологическое безопасности составляет Закон Республики Узбекистан «Об охране природы» от 9 декабря
1992 г. и Концепция национальной безопасности Республики Узбекистан, утвержденная Президентом Республики Узбекистан 29 августа 1997 г., при этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного

9 негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Таким образом, мы видим, что единый подход даже к такому базовому вопросу как непосредственно содержание экологической безопасности в рамках различных стран – участников СНГ не сформирован, что так же отмечают Абанина Е.Н., Сухова Е.А.: «Необходимо прийти к единому пониманию экологической безопасности, так как именно от этого будет формироваться механизм обеспечения, будут определяться объекты для защиты, субъекты, на которые будут возложены обязанности.»
9
Правовое регулирование экологической безопасности на уровне СНГ
Одним из важнейших уровней международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности является сотрудничество государств в евразийском пространстве - в рамках Содружества
Независимых Государств. При этом все правовые акты, регулирующие вопросы экологической безопасности стран СНГ, представлены в различных формах: законов, основ законодательства, концепций, стратегий
10
Сотрудничество в сфере охраны окружающей было закреплено в самом начале деятельности СНГ. Первым вопросом, который рассматривался на заседании Совета глав правительств, было обсуждение и принятие
Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (принято 8 февраля 1992 г., изменено Протоколом от 7 октября 2002 г.). В последствие оно было отменено с 14 января 2014 года на основании Международного соглашения от 31 мая 2013 года «Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств».
9
Абанина Е.Н., Сухова Е.А. Правовое обеспечение экологической безопасности Российской
Федерации: состояние и перспективы развития: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 222 с.
10
Абанина Е.Н. Правовое обеспечение экологической безопасности на территории государств - участников СНГ: сравнительно-правовой анализ // Дискуссионные проблемы теории экологического права:
Коллективная монография / Под общ. ред. проф. А.П. Анисимова. М., 2020. М.: Юрлитинформ, 2020. С. 404
- 423.


10
Стороны сотрудничают в области охраны окружающей среды: охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, растительного и животного мира. Сотрудничество осуществляется по следующим основным направлениям:
- разработка и принятие нормативных правовых актов, экологических норм и стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования;
- ведение кадастра природных ресурсов и осуществление экологического мониторинга;
- совершенствование системы государственного контроля (надзора) за состоянием окружающей среды;
- всесторонняя оценка экологических последствий хозяйственной и иной деятельности;
- осуществление действий, направленных на развитие и совершенствование экологической экспертизы, в том числе планов и программ, а также проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в трансграничном контексте;
- принятие мер для развития экологического образования и воспитания населения, обеспечения гласности в вопросах экологии и др.
При этом в тексе соглашения упоминается экологическая безопасность, однако содержание приведенного термина не раскрывается.
Для реализации настоящего Соглашения Стороны согласились создать
Межгосударственный экологический совет государств - участников
Содружества Независимых Государств, который действует в соответствии с
Положением о Межгосударственном экологическом совете государств- участников СНГ, являющимся приложением к Соглашению.
В указанном Положении определяются задачи и функции деятельности
Межгосударственного экологического совета государств-участников СНГ.
Под эгидой Межгосударственного экологического совета государств- участников СНГ были разработаны и приняты межгосударственные

11 соглашения (международные региональные договоры) о сотрудничестве по отдельным направлениям экологической безопасности.
Таким актом является Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 11 сентября 1998 г. Правительства государств - участников настоящего Соглашения, сознавая свою ответственность за сохранение, рациональное использование и охрану трансграничных водных объектов совместного использования приняли на себя ряд обязательств. Например:
- не проводить водохозяйственные мероприятия, которые могут оказывать негативное влияние на окружающую среду, в том числе на водные объекты;
- осуществлять на водных объектах мероприятия по снижению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- исчислять ущерб, нанесенный водным объектам сопредельной
Стороны, связанный с их использованием, на единой методологической основе и т.д.
Стороны определяют компетентные органы, ответственные за координацию деятельности в рамках настоящего Соглашения, за проведение на согласованных участках совместных контрольных измерений и замеров расходов воды в целях определения загрязнения водных объектов, за определение величины нанесенного ущерба, а также за разработку общих критериев и нормативов чистоты вод.
Так же рассмотрим Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 г. Государства - участники настоящего Соглашения в лице правительств, сознавая важность экологического мониторинга в решении задач экологической безопасности и обеспечения устойчивого развития, признавая особое значение межгосударственного экологического мониторинга для согласования