Файл: Обеспечение экологической.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 деятельности национальных, региональных и глобальных систем наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды определили направления деятельности:
- создание межгосударственной системы наблюдения за состоянием окружающей природной среды на основе использования средств аэрокосмического и наземного наблюдения, а также имеющейся коммуникационной инфраструктуры;
- содействие формированию национальных и региональных систем экологического мониторинга;
- гармонизация правового, нормативно-методического, технологического и программно-аппаратного обеспечения;
- своевременное выявление неблагоприятных экологических ситуаций и т.д.
Стороны принимают меры по созданию Межгосударственной системы экологического мониторинга – МГСЭМ, а также приведено определение термина «экологическая безопасность» - состояние защищенности личности, общества и защита окружающей природной среды государств от угрозы возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера.
Приведенная дефиниция формально отличается от той, что содержится в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».
Тем не менее, по моему мнению, фактически содержание является тем же, а, следовательно, и дискуссия о содержании относима и к этой дефиниции. То есть на международном уровне указанная проблема также неразрешена.
В рамках моего исследования приведенных международных правовых актов будет достаточно, что бы сделать вывод о правовом обеспечении экологической безопасности на уровне стран СНГ.
Согласно статьи
15
Конституции
Российской
Федерации международные правовые нормы и договоры являются составной частью системы законодательства РФ, при этом по юридической силе они уступают

13 только самой Конституции. Это придает важное значение указанным источникам при регулировании общественных отношений. Как известно, большая сила – большая ответственность. Как же международное регулирование в рамках СНГ повлияло на экологическую безопасность?
Например, Мухина И.Д. так отвечает на указанный вопрос: «В настоящее время международная концепция экологической безопасности государств- участников СНГ в рамках СНГ не сформирована в полной мере. Принятые в рамках СНГ международные соглашения не отражают принципы содержания концепции экологической безопасности государств-участников СНГ. Нет также упоминания о тех методах, которые следует использовать в процессе обеспечения экологической безопасности государств-участников СНГ. Все эти обстоятельства требуют разработки целостной концепции экологической безопасности СНГ, где бы получили международно-правовое закрепление все необходимые элементы ее содержания.»
11
Есть и другая точка зрения, так Быковский В.К. считает, что «охрана окружающей среды — важное направление деятельности СНГ. Для этого требуется гармонизация подходов к нормативному правовому регулированию на территории пространства СНГ, что может потребовать заключения новых международных договоров. Для реализации этой цели создан Межгосударственный экологический совет государств — участников
СНГ и принят ряд международных нормативных актов.»
12
По моему мнению, влияние международного регулирования в рамках
СНГ минимально повлияло на экологическую безопасность. В этом смысле мне близок подход Мухина И.Д. То есть соглашения принимаются как регулирующие вопросы экологической безопасности в общем (Соглашение о
11
Мухина Ирина Дмитриевна Международно-правовая концепция экологической безопасности
Содружества независимых государств // Теория и практика общественного развития. 2015. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovaya-kontseptsiya-ekologicheskoy-bezopasnosti- sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv
(дата обращения: 20.12.2022).
12
Быковский Вадим Кириллович МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.
2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-pravovaya-ohrana-okruzhayuschey-sredy-v-sng
(дата обращения: 20.12.2022).


14 сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств), так и регулирующие отдельные вопросы (Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 г., Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 11 сентября 1998 г.), однако, их декларативный характер не оказывает существенного влияния на действительную экологическую безопасность. Кроме этого, как отмечают
Абанина Е.Н., Сухова Е.А.: «В результате анализа законодательства, регулирующего экологическую безопасность, можно отметить положительные аспекты: вопросы экологической безопасности урегулированы правовыми нормами во всех государствах Содружества; правовые акты имеют различные формы и статусы. Но при этом можем отметить и один отрицательный аспект - отсутствие единого подхода к форме правового сопровождения системы экологической безопасности, так как различен уровень правового регулирования по статусу, силе правовых актов - от одной статьи в общем законе до отдельного закона.»
13
. То есть, интеграции законодательства в этой области практически нет.
Указанные выводы подтверждаются также отсутствием судебной практики. То есть, суды при разрешении споров не руководствуются международными договорами в рамках СНГ.
Таким образом, анализ международных соглашений и национального законодательства ряда стран – членов СНГ приводит нас к выводу о том, что правовое регулирование экологической безопасности на уровне СНГ является неэффективным. Необходимо введение единой правовой системы.
Она должна в себя включать не только соглашения, носящие рекомендательный характер. Гораздо эффективнее, если первоначально будут определены общие направления политики в сфере обеспечения
13
Абанина Е.Н., Сухова Е.А. Правовое обеспечение экологической безопасности Российской
Федерации: состояние и перспективы развития: монография. М.: Юстицинформ, 2022. 222 с.

15 экологической безопасности в форме концепции, затем необходимо определить общие направления для сотрудничества в форме стратегии. И только потом может быть принят закон, устанавливающий требования, обязательные к исполнению субъектами отношений.

16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по итогам проведенного исследования мы можем сделать несколько выводов:
Во-первых, в науке сформировано несколько подходов к определению термина экологическая безопасность, но при этом суды заняли пассивную позицию и никак не вмешиваются в сложившуюся дискуссию.
Во-вторых, единый подход даже к такому базовому вопросу как непосредственно содержание экологической безопасности в рамках различных стран – участников СНГ не сформирован.
В-третьих, ряд ученых отмечают, что в настоящее время международная концепция экологической безопасности государств- участников СНГ в рамках СНГ не сформирована в полной мере, влияние международного регулирования в рамках СНГ минимально повлияло на экологическую безопасность, что подтверждается отсутствием судебной практики, в которой бы были применены нормы международных договоров
СНГ.
Таким образом, анализ международных соглашений и национального законодательства ряда стран – членов СНГ приводит нас к выводу о том, что правовое регулирование экологической безопасности на уровне СНГ является неэффективным. Необходимо введение единой правовой системы.
Она должна в себя включать не только соглашения, носящие рекомендательный характер. Гораздо эффективнее, если первоначально будут определены общие направления политики в сфере обеспечения экологической безопасности в форме концепции, затем необходимо определить общие направления для сотрудничества в форме стратегии. И только потом может быть принят закон, устанавливающий требования, обязательные к исполнению субъектами отношений.