Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 21
• демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимоза- меняемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;
•возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. В ряде стран, например в США, государством и обществен- ными организациями оказывается значительная социальная и психологи- ческая поддержка беременным школьницам и матерям-подросткам. В Рос- сии предпринимаются только первые шаги по созданию социальной и психологической службы помощи несовершеннолетним родителям. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспи- тание которых матери отказываются еще в родильных домах;
•рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования се- мьи. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина child
abused — ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявле- ний родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуаль- ного насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) по- требностей ребенка до холодного к нему отношения, недостатка эмоциональной близости и привязанности. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ре- бенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий любви к ребенку, зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей
«ущербности и неполноценности» и сам, в полной мере являясь жертвой собственной «нелюбви» к ребенку, нуждается в психологической помощи и поддержке;
•увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без де- тей» — сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального об- разования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в оконча- тельное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осо- знанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, — проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усы- новления, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродук- тивной медицины в значительной степени способствует решению таких проблем;
22 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
•наконец, тенденция, не столь явно пока еще выраженная в российском обществе, но все более и более набирающая силу, — это появление так на- зываемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональ- ной карьеры, роста и самореализации. В таких семьях особое значение при- обретают характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидер- стве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д.
Основные особенности российской семьи заключаются в том, что она,
как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной, тяготея к тради- ционному типу, где материально-экономическая и психологическая зави- симость членов семьи друг от друга очень велика. Причиной преобразова- ния нуклеарной семьи в большую трехпоколенную зачастую становится необходимость совместного проживания в одной квартире, когда молодая семья оказывается финансово неспособной самостоятельно «потянуть»
покупку или аренду жилья. Такое положение чревато спутанностью се- мейных ролей, снижением эффективности семейного функционирования,
ростом конфликтности, семейной тревоги и эмоциональной напряженно- сти. Примером неадекватного распределения ролей может служить хоро- шо знакомая всем ситуация с бабушкой, принявшей на себя всю полноту ролевой ответственности матери и по сути являющейся «функциональной мамой». Сама же мама выполняет в семье функцию старшей сестры ребен- ка. Нередко это находит отражение в таком симптоме, как называние ре- бенком матери и отца по именам вместо конвенциональных «мама» и «па- па», приводит к искажению формирования привязанности в детском возрасте, конкуренции и конфликтности в подростковом.
Опыт семейного консультирования позволяет выделить следующие п с и х о л о г и ч е с к и е о с о б е н н о с т и р о с с и й с к и х семей[Эйдемил- лер, Юстицкис, 1999; Уголева, 2001]:
•высокая степень материальной, психологической, эмоциональной за- висимости членов семьи друг от друга;
•спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцирован- ность и согласованность;
•дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;
• борьба за власть между поколениями вследствие совместного прожи- вания и неясности границ семейной системы.
Наряду с объективно существующими тенденциями в развитии семьи,
отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном об- ществе, учета ее вклада в совокупную общественную практику, демографи- ческих изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и про-
§ 3. Развитие отношений в истории общества 23
цессов ее развития. «Мифы» о семье, стойкие в общественном сознании, ис- кажают и неадекватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социокультурном институте, приводят к ее обесцениванию и в силу это- го представляют известную помеху для создания и функционирования гар- моничной семьи. Наиболее распространенными, обусловленными времен- ной дестабилизацией семьи являются мифы о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин» [Обозова,
1984] и о «маскулинизации женщин».
«Семья изжила себя как социальный институт» — миф о крушении се- мьи основан на фактах постепенной передачи семьей своих функций дру- гим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации семейных функций каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с ус- пехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитатель- ная реализуется матерями (реже отцами) с помощью системы обществен- ного воспитания, а если повезет, то и с реальным участием прародителей;
исчезло табу на свободные сексуальные отношения, и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга; ду- ховное общение реализуется в кругу коллег по профессии и единомышлен- ников, и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована без участия супруга путем искусственного зачатия или привлечения «мате- ри»-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы ре- ализоваться вне супружеского союза, с другими партнерами. Печальная статистика разводов, увеличение числа людей зрелого возраста, не вступа- ющих в брак, дают основания сторонникам теории крушения семьи стро- ить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института.
В противовес семье предлагаются другие формы отношений между партне- рами — так называемый «свободный союз» — гражданский брак или вари- ант «воскресного папы». Однако за последние годы наметился явный, бе- зусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи, ее рейтинг определен- но растет.
Два других мифа питаются из одного источника, тесно связаны между со- бой, взаимно дополняют друг друга. «Настоящие мужчины перевелись», —
утверждают представительницы прекрасной половины человечества. «Жен- щины уже больше не женщины, это скорее мужчины в юбках — ни нежнос- ти, ни терпимости, ни заботы», — не остаются в долгу представители сильно- го пола. Укрепляет это расхожее мнение новый образ моды — unisex — в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках и пристрастиях,
принципиально не делающий различий между мужчинами и женщинами,
юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней меж- ду представителями полов является неадекватное противопоставление
24 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи кулинности и фемининности, вплоть до их прямой противоположности.
В действительности же «чисто фемининных» или «чисто маскулинных» ти- пов личности не существует. Личность андрогинна, в различных пропорциях она сочетает фемининные и маскулинные качества. Современная женщина,
расширяя границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмот- реть прежнюю систему представлений о ее «предназначении и уделе».
В.Н. Дружинин [1996] считает наиболее ярким проявлением краха нор- мальной семьи — т.е. семьи, в которой ответственность за ее благополучие несет отец (муж), — утрату мужчинами социальных и экономических воз- можностей обеспечивать семью, реализуя всю полноту ответственности, и воспитывать детей. Проблема отцовства, продолжающаяся практика от- чуждения отца от воспитания детей, требует своего немедленного и карди- нального решения. Вместе с тем было бы неверно ассоциировать эти дейст- вительно тревожные тенденции с крахом семьи как социального института.
Мифы об упадке и крушении семьи отражают неспособность определен- ных слоев общества увидеть за негативными внешними симптомами измене- ния жизни семьи собственно происходящие изменения — формирование ка- чественно новых отношений в рамках института семьи, обусловленных изменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений,
основанных уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьи переживает на данном историческом этапе кризис,
разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи — с новой функционально-иерархической структурой и качественно иными отношени- ями между супругами.
Современная семья в различных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основани- ем для создания мифа о «крахе» семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящих тем не менее за пределы социаль- ной «нормы» ее существования как социального института, могут служить следующие наблюдаемые явления. В достаточно большом числе случаев се- мейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляют срои расходы врозь, каждый соответственно собственным доходам. Общего «се- мейного кошелька» нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного су- пруга менее обеспеченному практикуется точно так же, как и целевое выде- ление денег на воспитание ребенка. Еще один пример — «отложенное» на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая се- мейная функция оказывается невостребованной. Наконец, примером «не- стандартной» модели семьи, отвергающей важнейшую семейную функ- цию — сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая»
семья, т.е. семья с неопределенными, размытыми границами семейной сис- темы, где отсутствует запрет на внебрачные сексуальные связи и есть при-
§ 4. Стадии жизненного цикла семьи 25
знанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные свя- зи изменой в семье не считаются и не являются ни причиной для развода,
ни даже поводом для семейных конфликтов. Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи — функцию продолжения рода. Вышесказанное подводит к выводу о том, что если из функций семьи «вычесть» все перечисленные, то основу ее жизнедеятельности составят функция эмоцио- нальной поддержки и принятия, а также функции воспитания детей, конеч- но при условии их наличия в семье. Именно эти две функции и определят,
по всей вероятности, специфику семьи ближайшего будущего.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 29