Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. Основные принципы семейного консультирования 291
рально противоположной. Разрешение указанного противоречия кроется в обращении к работе с семьей в целом как клиентом и требовании к консуль- танту занимать позицию защиты интересов семьи в целом, а не отдельных ее членов. Это требование может быть реализовано и при работе со всей семь- ей, и при работе с индивидуальным клиентом. Для консолидации и объеди- нения усилий всех лиц, заинтересованных в благополучном разрешении трудностей, переживаемых семьей, необходимы совместное обсуждение, вы- работка общего решения о целях и задачах консультирования и заключение терапевтического договора в интересах всей семьи с семьей как клиентом.
Эффективность консультирования в значительной степени зависит от вре- мени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения се- мьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успеш- ного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффектив- ность консультативной работы, — психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы, готовность к саморазвитию и самоизменению.
Содержательным критерием оценки эффективности семейного кон- сультирования является успешность разрешения проблем семьи. Так, по аналогии с параметрами оценки эффективности семейной психотерапии
(В.Н. Мясищев) следует считать показателями высокой эффективности консультирования: 1) степень симптоматического улучшения; 2) степень понимания клиентом психологических механизмов порождения труднос- тей семейного функционирования; 3) степень реконструкции семейных от- ношений; 4) степень восстановления и повышения эффективности функ- ционирования семьи. Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы.
Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи. Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения норма- тивных кризисов жизненного цикла ее развития. Во-вторых, на уровне раз- решения реальных трудностей и проблем семьи и, в-третьих, на уровне оп- тимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как сёмъи в целом, так и каждого ее члена,
роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

§ 3. Основные принципы семейного консультирования
Основными принципами семейного консультирования, как и любого вида психологического консультирования, являются добровольность обращения

292 Глава 5. Основы семейного консультирования клиента, конфиденциальность, личная ответственность клиента, профессио- нальная компетентность и ответственность консультанта, стереоскопич- ность диагноза, реконструкция истории семьи, совместная выработка реше- ний, привлечение широкого социального окружения, комплексность в работе с семьей, единство диагностики и коррекции, структурирование пози- ций в процессе консультирования, выявление подтекста обращения клиента.
При отсутствии явных противопоказаний специфическим для семейного консультирования и необходимым условием его высокой эффективности следует считать требование работы с семьей как целостной системой.
Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим эти- ческим принципом семейного консультирования. Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому освидетельствованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согла- сия. Исключением являются ситуации, когда психологическое обследова- ние и воздействие осуществляются по судебному предписанию. Как прави- ло, это запрос на проведение психологической экспертизы по вопросам установления опекунства и определения порядка реализации воспитатель- ной функции в случае развода. Очевидность и безусловность принципа до- бровольности становится сомнительной в тех случаях, когда мнение о не- обходимости обращения в консультацию разделяется далеко не всеми членами семьи, а для успешной работы необходимо участие их всех. Тогда задача консультанта состоит в аргументированном обосновании необходи- мости привлечения к работе всех членов семьи, включая детей. При прове- дении первичного приема консультанту важно установить, кто был иници- атором обращения в консультацию, как отнеслись к этому остальные члены семьи и какова мера их готовности присоединиться к общей работе.
В случае индивидуальной работы с клиентом и невозможности либо неце- лесообразности привлечения семьи в целом, следует оговорить с клиентом ограничения индивидуальной формы консультирования.
Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип конфиден- циальности обеспечивается специальными процедурами хранения полу- ченной информации, анонимностью обращения клиента, профессиональ- ным этическим кодексом и может быть нарушен лишь в тех случаях, когда возникает угроза жизни и безопасности самого клиента или третьих лиц.
Но и тогда предоставление информации, необходимой для обеспечения их жизни и здоровья, должно осуществляться в форме, в максимальной степе- ни ограждающей интересы самого клиента.
Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одно- временно ответственности за реализацию принятого решения, его послед- ствия и риски. Обратной стороной медали указанного принципа является


§ 3. Основные принципы семейного консультирования 293
готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отноше- ний, действий и их причин, «сильных» и «слабых» сторон своей личности.
Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон-
сультанта. Семейное консультирование является чрезвычайно ответст- венным видом практической деятельности психолога. От его профессио- нальной компетентности зависит благополучие семьи и ее будущее развитие. Соответственно, требования к профессиональной подготовке и квалификации консультаита должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи.
Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследо- вания психологических особенностей семьи с позиций всех ее членов, «гла- зами» всех участников семейного процесса. Образ семейных отношений и семейного взаимодействия у обоих супругов, родителей и детей выполняет ориентирующую функцию, определяет направленность и содержание ак- тивности каждого из участников такого взаимодействия. Стереоскопич- ность диагноза означает построение объемной картины семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого ее члена и объективная ситуация се- мейного взаимодействия.
Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструк- ция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направлен- ностью на установление причинно-следственных зависимостей. Методиче- ским приемом, позволяющим воссоздать историю семьи, является построение «линии ее жизни» — всех наиболее значимых событий в их хро- нологической связи и преемственности начиная со знакомства будущих партнеров. Важно выявить не только сами события, но и особенности их восприятия и переживания каждым из членов семьи. Реализация указан- ного принципа стимулирует развитие рефлексивности партнеров, раскры- вает возможности для совместного анализа проблемной ситуации, ее ин- терпретации и принятия решений.
Принцип совместной выработки решений является логическим продол- жением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекоменда- ции нельзя давать клиенту в готовом виде — это основной постулат психо- логического консультирования. Назовем причины необходимости отказа от готовых рекомендаций:
•консультант и клиент говорят на разных языках — языке «научной психологии» и языке психологии «житейской». Соответственно, возможно разночтение и несовпадение значений основных понятий. Готовые реко- мендации могут быть просто неадекватно поняты клиентом и столь же не- верно реализованы;
• предложенные рекомендации могут быть не приняты клиентом в силу иного понимания и интерпретации событий и проблем семейной жизни,


294 . Глава 5. Основы семейного консультирования чем у консультанта. Актуализация защитных механизмов, сопротивление,
вытеснение, селективность восприятия информации и предвзятость ее ин- терпретации могут стать причиной негативизма клиента в отношении ре- комендаций, предлагаемых консультантом;
•готовые рекомендации освобождают клиента от необходимости при- нятия решения и открывают возможность перекладывания бремени ответ- ственности на консультанта. Уровень психологической готовности клиен- та к работе над собой снижается, тем самым ограничивая возможности личностного роста клиента в процессе консультирования;
•готовое решение и план и его реализации определенным образом по- зиционируют отношения консультанта и клиента как отношения «сверху»,
формируют зависимость от консультанта.
Таким образом, готовые рекомендации и решения, как бы ни были они точны и выверены, в подавляющем большинстве случаев оказываются не- продуктивными. Исключение составляют случаи необходимости немедлен- ного принятия решения, когда под угрозой оказывается психологическая и физическая безопасность и здоровье личности. Выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности, где функция консультанта состоит в организации ориентировки клиента в про- блемной ситуации; выделении существенных для ее разрешения условий;
выявлении их значения и личностного смысла; выборе решения из диапазо- на совместно выстраиваемых вариантов возможных действий и их послед- ствий; наконец, в разработке плана реализации принятого решения.
Принцип привлечения широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем.
Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не все- гда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических про- блем семейного контекста. В силу этого специалисты по семейной психо- логии и семейному консультированию, как правило, работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работни- ками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевта- ми, юристами, сексологами.
Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диа- гностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение,
представляет собой вид психологического воздействия, обладающего опре- деленным эффектом для личности и семьи. Выполнение любого из предло- женных заданий, будь то проективное задание, заполнение опросников или диагностическое интервью, приводит к возрастанию уровня осознания клиейтом семейных проблем, условий, их порождающих, их следствий для семейного функционирования. Коррекционное воздействие и его эффект,
в свою очередь, предоставляет важную диагностическую информацию для проверки гипотез о причинах возникновения трудностей семейной жизни.


§ 3. Основные принципы семейного консультирования 295
Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. По- зиционирование консультанта и клиента осуществляется в начале установ- ления контакта и выполняет функцию организации совместной деятельно- сти по анализу проблемы и поиску ее решения. Структурирование позиций определяется мотивационной направленностью клиента, его личностными особенностями и реализуемой консультантом теоретической моделью кон- сультирования, в частности мерой директивности консультанта. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «кон- сультант сверху», и «клиент сверху». Вариант «на равных» предполагает равноправное сотрудничество консультанта и клиента, в котором консуль- тант обладает необходимой компетентностью и предоставляет необходи- мую и достаточную информацию клиенту для организации процесса при- нятия обоснованного решения, а клиент является носителем проблемы,
отражающей дисфункцию семьи. Вариант «консультант сверху» предпола- гает неравные отношения директивности—зависимости, когда консультант директивен, является носителем уникального знания, принимает на себя полноту принятия решения и ответственности, а клиент зависим и реали- зует установку на подчинение и делегирует консультанту право принятия решения. Вариант «клиент сверху» выражает прагматическую ориентацию клиента, предполагающего, что оплата услуг консультанта открывает для него возможность диктовать свои требования и пожелания в отношении воздействия и влияния на третьих лиц. Здесь клиент уже приходит с гото- вым решением проблемы, а консультанту делегируется обязанность обос- новать это решение и обеспечить условия его реализации.
Принцип выявления подтекста обращения клиента. При определении подтекста жалобы следует обратить внимание на характер мотивационной направленности клиента и его отношения с консультантом. Выделяют три варианта ориентации клиента: деловая (адекватная или неадекватная — с преувеличением силы и возможностей консультанта), рентная (направлен- ная на получение выгоды и прибыли от консультирования), игровая (на- правленная на испытание консультанта и проверку его компетентности)
[Семья в психологической консультации, 1989]. В зависимости от преобла- дания мотивации клиента можно также говорить о различных установках,
находящих выражение в подтексте жалобы. Наиболее типичными являют- ся следующие установки: 1) установка «потребителя», реализующая стрем- ление переложить груз ответственности на консультанта и получить «гото- вый рецепт»; 2) установка тревожно-неуверенного клиента, выражающая мотив получить эмоциональную поддержку и обратную связь, подтвержда- ющую правомерность и целесообразность своего поведения; 3) установка саморазвития, когда ситуация консультирования используется клиентом как ресурс личностного роста; 4) установка зависимости, когда клиент pea*
лизует мотив удовлетворения потребности в безопасности, опеке и уста- новления привязанности. Выявление подтекста обращения — необходимое