Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дников. Име нно на это н аправлена вс я работа по мот ивации персо нала. Повы шение проду ктивности и, к ак следств ие, прибыл ьности - вот резу льтат внедре ния грамот ной систем ы мотиваци и.
Менеджер, ес ли он хочет б ыть действ ительно эффе ктивным, до лжен уметь у правлять э моциями, к ак своими, т ак и своих сотру дников. И ко мпетентный ме неджер, пре жде чем за дать вопрос: « Как добитьс я от подчи нённых бол ьшей отдач и?» должен з адать себе во прос: «Как из менить их э моции в ну жном для де ла направле нии?».
Казалось б ы, это извест но всем. Де йствительно, з десь нет н ичего прин ципиально но вого. Но н а практике м ало кто де лает хоть что-то в это й области. Ст иль менедж мента остаётс я прежним: у казания, д ирективы, и нструкции…Э моциональн ая компете нтность вос принимаетс я руководите лями как нечто м алозначите льное, а поро й и соверше нно лишнее. Ну, а те ме неджеры, котор ые осознают необ ходимость из менений, к со жалению, д алеко не все гда знают, что ну жно делать.
Действительно, что мо жно сделат ь для того, чтоб ы работа ст ала для сотру дников более и нтересной, у влекательно й, стимулиру ющей актив ность? Как соз дать в ком пании атмосферу до верия и по ддержки? Во прос непросто й. Прежде все го, следует перест ать относит ься к сотру дникам как к р абочему инстру менту. Работ ник - это не без душный мех анизм, это ж ивой челове к. А это з начит, что у не го есть эмо ции - хоти м мы того и ли нет. И от то го, какие э моции он ис пытывает н а работе, во м ногом завис ит его самоот дача, его про
дуктивност ь. Руковод ители всех р ангов долж ны понимат ь, что способ ность позит ивно влият ь на эмоци и сотрудни ка повышает эффе ктивность е го работы, у лучшает его от ношения с ко ллегами, взаимодействие с к лиентами. Пр изнание фа кта влияни я эмоций н а производ ительность тру да - первы й шаг, за котор ым последу ют остальн ые.
Для эффект ивного воз действия н а эмоциона льную сферу сотру дников жел ательно про ведение се минаров и тре нингов по э моционально й компетент ности для ме неджеров ко мпании. Это поз волит мене джерам науч иться качест венно упра влять свои ми эмоциям и и влиять н а эмоции с воих сотру дников в и нтересах де ла. Неболь шие измене ния в стан дартных про цедурах та к же дадут по ложительны й эффект. Н апример, т акой просто й элемент, к ак выявлен ие в процессе собесе дования пр и найме но вого сотру дника его ж изненных це нностей и потреб ностей поз волит в да льнейшем эффе ктивно мот ивировать сотру дника на э моционально м уровне. Кор поративная ку льтура ком пании долж на предусм атривать бесе ды о внутре ннем мире че ловека, его стре млениях и же ланиях, что поз волит эффе ктивно вли ять на эмо ции сотруд ников. Упр авление персо налом обяз ательно до лжно затра гивать эмо циональные ф акторы. И, ко нечно, сам ст иль менедж мента в ко мпании дол жен стать, по воз можности, ме нее директ ивным. Вре мена меняютс я и директ ивный стил ь управлен ия постепе нно уходит в про шлое.
Мир бизнес а стремите льно меняетс я. Меняетс я и рынок тру
да. Возмож ность разв ития любой ко мпании зак лючается в с пособности н айти и удер жать у себ я квалифиц ированных с пециалисто в, талантл ивых работ ников. Матер иальные ст имулы, безус ловно, игр ают здесь бо льшую роль. Но всё бо льшую роль н ачинают игр ать фактор ы эмоциона льные. И че м дальше, те м больше и х роль будет возр астать. Не уч итывать это в р аботе с персо налом будет, по ме ньшей мере, нер азумно. То лько компле ксная систе ма мотивац ии с обязате льным учёто м эмоциона льной сост авляющей поз волит добит ься от сотру дников пол ной самоот дачи на работе, м аксимально й эффектив ности и про дуктивност и.
3. Способы улучшения мотивации труда
Выделяют п ять основн ых направле ний улучше ния мотива ции труда:
-материальное стимулирование;
-повышение качества рабочей силы;
-улучшение организации труда;
-вовлечение персонала в процесс управления;
-не денежное стимулирование.
Материальное ст имулирован ие включает в себ я улучшение с истемы зар аботной пл аты, предост авление персо налу возмо жности участ вовать в к апитале пре дприятия и р аспределен ии прибыли.
Несмотря н а то что н а каждом пре дприятии м атериально му стимулиро ванию отво дится боль шая роль, посто янное повы шение уров ня заработ ной платы не с пособствует у держанию тру довой деяте льности на до лжном уров не. Данный в ид мотивац ии используетс я в основно м для дост ижения крат ковременны х улучшени й производ ительности тру да.
Негативной сторо ной матери ального ст имулирован ия являетс я то, что о дностороннее воз
действие н а работнико в лишь дене жными мето дами не пр иводит к до лгосрочному у лучшению про изводитель ности труд а.
Потребность в де ньгах имеет пре дел, котор ый зависит от уро вня жизни. Ес ли человек дост игает устр аиваемого е го уровня ж изни, то де ньги стано вятся усло вием норма льного пси хологическо го состоян ия.
В данных ус ловиях дом инирующую ро ль будут и грать друг ие способы мот ивации тру да.
Потребности вре мя от време ни меняютс я, нельзя р ассчитыват ь на то, что о дин и тот же с пособ моти вации будет р аботать од инаково. В о дном случае о н окажется эффе ктивным, а в дру гом не при несет ника кой пользы.
Улучшение к ачества ор ганизации тру да включает в себ я постанов ку целей, р асширение тру довых функ ций, испол ьзование г ибких граф иков выпол нения зада ний, улучше ние услови й труда.
Под постано вкой цели по нимается, что пр авильно пост авленная це ль может с лужить мот ивирующим ф актором дл я работник а предприят ия.
Под расшире нием трудо вых функци й понимаетс я внедрение р азнообрази я в ежедне вную работу сотру дников, что мо жет выражат ься в расш ирении кол ичества опер аций, выпо лняемых работ ником.
Последствия д анного рас ширения выр ажаются в у величении р абочего ци кла, а, сле довательно, у величиваетс я интенсив ность труд а. Целесообр азность ис пользовани я этого способ а мотиваци и заключаетс я в неполно й загружен ности работ ников.
Улучшение ус ловий труд а является н аиболее остро й проблемо й на сегод няшний ден
ь. При пере ходе к рын ку увеличи вается знач имость усло вий труда. О ни, выступ ая не толь ко потребност ью, но одно временно и мот ивом, побу ждающим тру диться с о пределенно й отдачей, мо гут быть к ак факторо м, так и с ледствием с ложившейся про изводитель ности труд а и ее эффе ктивности.
Работая в неб лагоприятн ых санитар но-гигиеничес ких услови ях, челове к не хочет, д а и не может пр авильно ор ганизовать с вое рабочее вре мя.
Для наведе ния порядк а на рабоче м месте необ ходимо соб людать чет ыре основн ых принцип а:
Заключение
В основе мот ивации леж ит неразры вная связь с б иологическ ими и соци альными потреб ностями че ловека. Мот ивация дел ает поведе ние челове ка целенапр авленным и е го целью бу дет являтьс я то, что с может привест и к ликвид ации испыт ываемого состо яния потреб ности в че м-либо. Высо кая отдача от р аботников воз можна лишь в то м случае, ес ли они будут з аинтересов аны в конеч ном результ ате и будут по ложительно от носиться к в ыполняемой р аботе. Это воз можно лишь то гда, когда про цесс работ ы и конечн ые ее резу льтаты поз воляют чело веку удовлет ворить важ нейшие из е го потребносте й.
Мотивирование - это про цесс возде йствия на че ловека для побу ждения его к ко нкретным де йствиям посре дством побу ждения в не м определе нных мотиво
Менеджер, ес ли он хочет б ыть действ ительно эффе ктивным, до лжен уметь у правлять э моциями, к ак своими, т ак и своих сотру дников. И ко мпетентный ме неджер, пре жде чем за дать вопрос: « Как добитьс я от подчи нённых бол ьшей отдач и?» должен з адать себе во прос: «Как из менить их э моции в ну жном для де ла направле нии?».
Казалось б ы, это извест но всем. Де йствительно, з десь нет н ичего прин ципиально но вого. Но н а практике м ало кто де лает хоть что-то в это й области. Ст иль менедж мента остаётс я прежним: у казания, д ирективы, и нструкции…Э моциональн ая компете нтность вос принимаетс я руководите лями как нечто м алозначите льное, а поро й и соверше нно лишнее. Ну, а те ме неджеры, котор ые осознают необ ходимость из менений, к со жалению, д алеко не все гда знают, что ну жно делать.
Действительно, что мо жно сделат ь для того, чтоб ы работа ст ала для сотру дников более и нтересной, у влекательно й, стимулиру ющей актив ность? Как соз дать в ком пании атмосферу до верия и по ддержки? Во прос непросто й. Прежде все го, следует перест ать относит ься к сотру дникам как к р абочему инстру менту. Работ ник - это не без душный мех анизм, это ж ивой челове к. А это з начит, что у не го есть эмо ции - хоти м мы того и ли нет. И от то го, какие э моции он ис пытывает н а работе, во м ногом завис ит его самоот дача, его про
дуктивност ь. Руковод ители всех р ангов долж ны понимат ь, что способ ность позит ивно влият ь на эмоци и сотрудни ка повышает эффе ктивность е го работы, у лучшает его от ношения с ко ллегами, взаимодействие с к лиентами. Пр изнание фа кта влияни я эмоций н а производ ительность тру да - первы й шаг, за котор ым последу ют остальн ые.
Для эффект ивного воз действия н а эмоциона льную сферу сотру дников жел ательно про ведение се минаров и тре нингов по э моционально й компетент ности для ме неджеров ко мпании. Это поз волит мене джерам науч иться качест венно упра влять свои ми эмоциям и и влиять н а эмоции с воих сотру дников в и нтересах де ла. Неболь шие измене ния в стан дартных про цедурах та к же дадут по ложительны й эффект. Н апример, т акой просто й элемент, к ак выявлен ие в процессе собесе дования пр и найме но вого сотру дника его ж изненных це нностей и потреб ностей поз волит в да льнейшем эффе ктивно мот ивировать сотру дника на э моционально м уровне. Кор поративная ку льтура ком пании долж на предусм атривать бесе ды о внутре ннем мире че ловека, его стре млениях и же ланиях, что поз волит эффе ктивно вли ять на эмо ции сотруд ников. Упр авление персо налом обяз ательно до лжно затра гивать эмо циональные ф акторы. И, ко нечно, сам ст иль менедж мента в ко мпании дол жен стать, по воз можности, ме нее директ ивным. Вре мена меняютс я и директ ивный стил ь управлен ия постепе нно уходит в про шлое.
Мир бизнес а стремите льно меняетс я. Меняетс я и рынок тру
да. Возмож ность разв ития любой ко мпании зак лючается в с пособности н айти и удер жать у себ я квалифиц ированных с пециалисто в, талантл ивых работ ников. Матер иальные ст имулы, безус ловно, игр ают здесь бо льшую роль. Но всё бо льшую роль н ачинают игр ать фактор ы эмоциона льные. И че м дальше, те м больше и х роль будет возр астать. Не уч итывать это в р аботе с персо налом будет, по ме ньшей мере, нер азумно. То лько компле ксная систе ма мотивац ии с обязате льным учёто м эмоциона льной сост авляющей поз волит добит ься от сотру дников пол ной самоот дачи на работе, м аксимально й эффектив ности и про дуктивност и.
3. Способы улучшения мотивации труда
Выделяют п ять основн ых направле ний улучше ния мотива ции труда:
-материальное стимулирование;
-повышение качества рабочей силы;
-улучшение организации труда;
-вовлечение персонала в процесс управления;
-не денежное стимулирование.
Материальное ст имулирован ие включает в себ я улучшение с истемы зар аботной пл аты, предост авление персо налу возмо жности участ вовать в к апитале пре дприятия и р аспределен ии прибыли.
Несмотря н а то что н а каждом пре дприятии м атериально му стимулиро ванию отво дится боль шая роль, посто янное повы шение уров ня заработ ной платы не с пособствует у держанию тру довой деяте льности на до лжном уров не. Данный в ид мотивац ии используетс я в основно м для дост ижения крат ковременны х улучшени й производ ительности тру да.
Негативной сторо ной матери ального ст имулирован ия являетс я то, что о дностороннее воз
действие н а работнико в лишь дене жными мето дами не пр иводит к до лгосрочному у лучшению про изводитель ности труд а.
Потребность в де ньгах имеет пре дел, котор ый зависит от уро вня жизни. Ес ли человек дост игает устр аиваемого е го уровня ж изни, то де ньги стано вятся усло вием норма льного пси хологическо го состоян ия.
В данных ус ловиях дом инирующую ро ль будут и грать друг ие способы мот ивации тру да.
Потребности вре мя от време ни меняютс я, нельзя р ассчитыват ь на то, что о дин и тот же с пособ моти вации будет р аботать од инаково. В о дном случае о н окажется эффе ктивным, а в дру гом не при несет ника кой пользы.
Улучшение к ачества ор ганизации тру да включает в себ я постанов ку целей, р асширение тру довых функ ций, испол ьзование г ибких граф иков выпол нения зада ний, улучше ние услови й труда.
Под постано вкой цели по нимается, что пр авильно пост авленная це ль может с лужить мот ивирующим ф актором дл я работник а предприят ия.
Под расшире нием трудо вых функци й понимаетс я внедрение р азнообрази я в ежедне вную работу сотру дников, что мо жет выражат ься в расш ирении кол ичества опер аций, выпо лняемых работ ником.
Последствия д анного рас ширения выр ажаются в у величении р абочего ци кла, а, сле довательно, у величиваетс я интенсив ность труд а. Целесообр азность ис пользовани я этого способ а мотиваци и заключаетс я в неполно й загружен ности работ ников.
Улучшение ус ловий труд а является н аиболее остро й проблемо й на сегод няшний ден
ь. При пере ходе к рын ку увеличи вается знач имость усло вий труда. О ни, выступ ая не толь ко потребност ью, но одно временно и мот ивом, побу ждающим тру диться с о пределенно й отдачей, мо гут быть к ак факторо м, так и с ледствием с ложившейся про изводитель ности труд а и ее эффе ктивности.
Работая в неб лагоприятн ых санитар но-гигиеничес ких услови ях, челове к не хочет, д а и не может пр авильно ор ганизовать с вое рабочее вре мя.
Для наведе ния порядк а на рабоче м месте необ ходимо соб людать чет ыре основн ых принцип а:
-
правильное р асположение и хр анение нуж ных вещей; -
поддержание ч истоты на р абочем месте; -
устранение не нужных веще й, мешающи х процессу р аботы; -
постоянная по дготовленност ь рабочего мест а.
Заключение
В основе мот ивации леж ит неразры вная связь с б иологическ ими и соци альными потреб ностями че ловека. Мот ивация дел ает поведе ние челове ка целенапр авленным и е го целью бу дет являтьс я то, что с может привест и к ликвид ации испыт ываемого состо яния потреб ности в че м-либо. Высо кая отдача от р аботников воз можна лишь в то м случае, ес ли они будут з аинтересов аны в конеч ном результ ате и будут по ложительно от носиться к в ыполняемой р аботе. Это воз можно лишь то гда, когда про цесс работ ы и конечн ые ее резу льтаты поз воляют чело веку удовлет ворить важ нейшие из е го потребносте й.
Мотивирование - это про цесс возде йствия на че ловека для побу ждения его к ко нкретным де йствиям посре дством побу ждения в не м определе нных мотиво