Файл: Пенсионное обеспечение государственных служащих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от пенсии по старости пенсии за выслугу лет назначаются четко очерченному в законодательстве кругу лиц и выплачиваются, как правило, при условии оставления работы (службы), с выполнением которой она установлена. При выполнении работы другого характера пенсия за выслугу лет выплачивается на общих основаниях.

Одной из важнейших форм социально-правовой защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данная категория граждан, выполняя свои служебные обязанности, нередко ограничивается в правах, которые имеют другие. Например, военнослужащие, заключившие контракт, ограничиваются в праве свободы выбора места проживания и зачастую направляются в горячие точки вместе со своими семьями. Другое ограничение прав связано с запретом для военнослужащих заниматься определёнными видами коммерческой деятельности, а также ограничение их права на свободу перемещения.

Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

1) реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

2) совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

3) охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.


Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации6 и Законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль за исполнением законности в отношении военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением законности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Таким образом, одним из направлений социальной политики государства в отношении военнослужащих является их пенсионное обеспечение, порядок которого отличается от общепринятого рядом существенных моментов. Так, например, время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Другими словами, определённая категория военнослужащих имеет право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии из расчёта 1 день службы за полтора, два или три дня. Нередко бывает ситуация, когда военнослужащий уже в 30 лет становится пенсионером по выслуге лет, дающих право на пенсию. Военнослужащий получает возможность компенсировать ограничение его прав и реализовать себя как личность, получая при этом пенсионное обеспечение.

1.2 Правовое регулирование пенсионного обеспечения по выслуге лет

Правовое регулирование пенсионного обеспечения по выслуге лет осуществляется следующей группой актов – федеральные законодательные акты, из которых можно выделить:

- Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (изм. внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2017 года);
7

- Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изм. внесенные Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2017 года)8;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» ( изм. внесенные Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2018 года)9;

- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (изм. внесенные Федеральным законом от 20.12.2017 N 401-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2018 года)10.

Каждый из названных законодательных актов регулирует специфику исчисления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям служащих (работников).

Наряду с законодательными актами необходимо выделить и подзаконные нормативные акты: акты Президента РФ и Правительства РФ. Важно подчеркнуть, что данная группа актов может приниматься только во исполнение федерального законодательства, а значит не должно ему противоречить.

Среди Указов Президента РФ можно выделить:

- Указ Президента РФ от 29 марта 2001 г. №374 «О пересчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР»11;

- Указ Президента РФ от 10 ноября 2000 г. №1864 «Об особенностях применения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности помощника члена Совета Федерации и помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»12;

- Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации»
13.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации14 Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе Федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст.ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ15.

В качестве примера акцентируем внимание на отдельных актах Правительства РФ:

- Постановление СМ РФ от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации»16

- Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. №103)17;

- Постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. № 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»18;

- Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. № 247 "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан"19.

На данный момент существуют десятки разноуровневых правовых актов, регулирующих условия и порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. Это обеспечивает более детальное регламентирование порядка деятельности в данной сфере, но усложняет работу с самой правовой базой.

Пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с законами:

  1. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»20

  2. Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»21.


Построение регулирования на разноуровневых нормативно-правовых актах подразумевает наличие иерархии.

Таким образом, важнейшим документом, утверждающим основы государственного устройства РФ и закрепляющим основные принципы, в том числе касающиеся пенсионного обеспечения, является Конституция РФ22. Ст. 39 указанного Закона гарантирует каждому социальное обеспечение при наступлении необходимых случаев.

Вторым по иерархии и ключевым по значимости законом является часто упоминавшийся выше Федеральный закон № 166-ФЗ23. Именно в нем отражены основные понятия, правообладатели, условия назначения и размеры выплат.

2. Пенсионное обеспечение категории государственных служащих - военнослужащих

2.1 Нормативное правое регулирование, условия и порядок назначения пенсионного обеспечения военнослужащих

Лица, имеющие право на пенсию по Закону от 12 февраля 1993 г.24 № 4468-1. Пенсия за выслугу лет назначается государственным служащим, проходившим: 1) военную службу; 2) службу в органах внутренних дел; 3) службу в Государственной противопожарной службе; 4) службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 5) службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Условия назначения пенсии за выслугу лет по Закону от 12 февраля 1993 г.

Военнослужащим-контрактникам пенсия за выслугу лет может устанавливаться: либо только при наличии установленной продолжительности выслуги лет; либо при одновременном выполнении нескольких условий: достижение установленного законом возраста; наличие общего трудового стажа и выслуги лет; определенной причины увольнения с военной (или иной) службы.

Пенсия за выслугу лет назначается при наличии не менее 20 лет выслуги, в которую включается: военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом, наркотических средств и психотропных веществ служба в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы.

Условия назначения пенсии при наличии выслуги от 12,5 до 20 лет

В случае, когда выслуга лет у военнослужащего не достигает 20 лет, но составляет не менее 12 лет 6 мес., пенсия за выслугу лет назначается, если соблюдены одновременно 4 условия:

1) увольнение со службы по одному из следующих оснований: