Файл: Теория диалога культур В. С. Библера в формировании социальной компетентности личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста введение библер социальный компетентность ребенок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Теория диалога культур» В.С. Библера в формировании социальной компетентности личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

библер социальный компетентность ребенок

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития нашего общества на основе более эффективного использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает переход на компетентностное образование. Рекомендации Совета Европы, ориентированные на обновление образования, его приближению к заказу социума, непосредственно касались разработки компетентностного подхода в оценке качества готовности к жизни и конструктивной практической деятельности. В Российской Федерации переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», «Концепции модернизации российского образования до 2020 года». Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании". Стратегическая цель государственной политики в области образования -- это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. А одной из приоритетных задач - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения.

Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе. Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества.


Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетентностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования к результатам освоения основной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учреждения образования должны создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала ребенка, путём развития социальной компетентнтности, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике.

Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру [1]. Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.

Все базовые компоненты личности человека закладываются в дошкольном возрасте и бурно развиваются в начальной школе. В этом возрасте дети пластичны, гибки, легко поддаются обучению и воспитанию.

ГЛАВА 1. Тема исследования: «Формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства»

Это тема мне близка, так как в дошкольном образовании работаю 25 года, пройдя все ступени от воспитателя до руководителя ДОО. В силу своей должности контактирую со школами и начальным звеном. Мы живем в условиях многонационального региона. Детский сад посещают дети разных национальностей. Развитие происходит в комплексе культур. Национальный вопрос очень тонкий, наша государство имеет большие территории, регионы, границы условные, потому как мы имеем беспрепятственную возможность выезжать за границу посещать другие страны. Поэтому мы должны учить детей быть толерантными к другим культурам, насколько возможно адаптироваться в незнакомом социуме, уметь выражать свое отношение и уважение к другим народам их культуре и традициям, учить нормам поведения и общения. Быть уверенными и успешным.


Проблема социального развития и воспитания детей отражена в исследованиях О.Л.Князевой, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко, Л.В.Моисеевой, С.Л.Новоселовой, Р.Б.Стеркиной и др. Данные работы содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач социального воспитания детей на этапах дошкольного и начального образования, но система взаимодействия между этими ступенями по вопросам формирования социальной компетентности выстроена недостаточно.

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э.Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др.

Методологическую основу исследования составляют:

-теоретико-методические положения о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, И.Б. Котова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, О.Б. Конева, И.Р. Колтунова, Т.Ю. Купач, В.Г. Моролов, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, И.В. Равич-Щербо, Л.В. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов и др.);

- теоретико-методические положения о компетентностном подходе в образовании (А.Л. Андреев, Л.Н. Боголюбов, Э.Ф. Зеер, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Н. Демин, А.Г. Каспржак, А.Г. Кириллов, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, A.M. Новиков, Дж. Равен, Г.К. Селевко, Н.А. Соколова, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.);

- теоретико-методические положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Калинин, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, Л.В. Трубайук, P.M. Чумичева, В.В. Цветков, М.Г. Ярошевский и др.);

-концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили,М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Д. Днепров,И.Д. Зверев, И.А. Зеньковский, В.А. Караковский, С.А. Козлова, Г.Б. Корнетов, В.М. Коротов, И.А. Колесникова, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, М.С. Скаткин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

- современные подходы к формированию образовательной развивающей среды (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко,М.В. Кларин, Т.С. Комарова, Л.И. Новикова, Е.В. Новоселова, В.В. Сериков,А.В. Петровский, И.Д. Фрумин, Н.Е. Щурков, Е.А. Ямбург, В.Я. Ясвин, и др-);


- антропологический подход (Б.Г. Ананьев, B.C. Барулин, .М. Бим-Бад,П.С. Гуревич, В.И. Максакова, Г.Б. Корнетов, Л.Э. Понкратова,Л.К. Рахлевская, Л.Л. Редько, В.А. Сластенин, Л.А. Степашина,Н.В. Филинова, Е.Н. Шиянов и др.);

- деятельностный подход (А.Г. Асмолов Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков Д.Б. Эльконин и др.);

- теория и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский,В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина,A.M. Новиков, В.А. Сластенин и др.);

- работы по моделированию как методу педагогического исследования (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина и др.);

- исследования в области профессионально-педагогического образования, (О.А. Абдулина, Ю.П. Азаров, СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев,Р.С. Буре, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Е.Ю. Никитина, Л.В. Позняк, В.А. Сластенин, Г.А. Сухобская, А.П. Тряпицина и др.).

Изучение теоретических аспектов формирования социальной компетентности личности

В педагогической литературе часто используются термины «компетенция» и «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Традиционное школьное образование определялось только набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть ученик. На сегодняшний день этот подход не достаточен.

С 2005 года остро встал вопрос о том, «насколько соответствует образование современным запросам общества». Школа и любое учебное заведение осуществляют социальный заказ, поэтому общество изменило требования к школе, к любому другому учебному заведению в связи с новой образовательной парадигмой.

Ещё в 1996 году на Европейском Совете была затронута проблема компетенции, где было сказано, что современные социально- экономические обстоятельства в мире таковы, что ни один человек не может, не обновляя своего потенциала, успешно работать. Компьютеры устаревают. Некоторые профессии вымирают. Рынок труда постоянно изменяется, обновляется. Необходимо переучиваться, поэтому лозунг: «Образование на всю жизнь» уже не работает. Жизнь выдвигает новый лозунг: «Образование через всю жизнь».

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами. Комплекс социально-экономических причин:


- обострение опасности, потеря уникальности каждого человека;

- невосприимчивость человека усвоить большие потоки информации;

- соперничество в достижении успехов, наряду со стремлением

к равенству возможностей;

- в центре новой системы находиться свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

В силу этих причин в развитии образования наибольшей перспективой является концентрация образования на протяжении всей жизни человека, что входит в понятие «компетентность».

Компетенция - иностранный термин, который относительно недавно появился в педагогической литературе. Однако само понятие возникло уже давно. В словаре иностранных слов 1869 года, оно трактовалось следующим образом: «Компетенция (от лат. Competete - соответствовать, быть приличным, способным ) - домогательство, преимущественно нескольких лиц, стремящихся к одной цели . Компетенция - (лат. сompetentia - принадлежность по праву)- возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание+действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Другими словами - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетенция - способность анализировать текущую ситуацию, подбирать необходимые знания для успешного действия в нём. Компетентность - это обладание определённым кругом знаний и умение их активно применять.

Совет Европы выделил следующую группу компетенций и компетентностей [Табл.1]

Таблица 1










Компетенции

Компетентность




Коммуникативные

Работать в разнообразных группах, исполнять различные социальные роли, устанавливать целесообразные отношения в группе




Социокультурные

Знакомиться с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему, проявлять толерантность




Информационные

Сбор информации




Интеллектуальные

Обобщать, уметь выделять главное, проводить анализ и самоанализ после совершения деятельности