Файл: Теория диалога культур В. С. Библера в формировании социальной компетентности личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста введение библер социальный компетентность ребенок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенностью детей 6-7 лет является появление интереса к темам, которые выходят за пределы детского сада и личного опыта. Детям становятся интересны события прошлого и будущего, жизнь различных народов, животный и растительный мир разных стран и континентов.

В большой степени расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступен весь арсенал игровой деятельности: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно явноначинают обнаруживаться избирательные интересы в выборе игр, личные предпочтения, характерное различие особенностей игр мальчиков и девочек. Выражаются личные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети- исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование. [19]

Яковенко И.А. отмечает, что в этом возрасте особое значение в приобретает развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Развитию самостоятельности содействует овладение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь ее достижения, выполнить свой замысел, оценить получившийся результат с позиции цели. Наивысшая форма самостоятельности детей - творчество. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это - обязательные элементы направления развития детей 6 -7 лет в детском саду. Только в интересной, захватывающей творческой деятельности перед ребенком возникает проблема самостоятельного определения идеи, способов и формы ее претворения в жизнь [20].

По мнению М.И.Лисиной, Л.Н. Галигузовой, на седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной gознавательной деятельности. Дошкольники овладевают различными способами познания: наблюдением и самонаблюдением, сенсорным обследованием объектов, логическими операциями (сравнением, анализом, синтезом, классификацией), простейшими измерениями, экспериментированием с природными и рукотворными объектами [16].

У старших дошкольников увеличивается объем памяти, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети осознанно применяют повторение, используют группировки, могут составить несложный опорный план, который помогает им в воссоздании последовательности событий или действий, применяют наглядно-образные средства. Как правило, дошкольники 6-7 лет начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Интерес детей к школе активизируется естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Важно связать повышающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с чувством роста их достижений, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового.


В образовательном процессе ДОО закладываются некоторые зачатки учебной деятельности, а именно: умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения [15]. Касаткина Ю.В. выделяет у ребенка в 6-7 лет повышение возможности саморегуляции поведения. Старший дошкольник способен без напоминания взрослых, самостоятельно выполнять изученные нормы и правила, в том числе и этические. Вместе с тем далеко не все дошкольники могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов, отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми [14]

Таким образом, в подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст ребенка. В этот период у дошкольников происходит значительный скачок во всех процессах: в развитии, в самостоятельности и инициативности, в коммуникативных умениях, в познавательной активности и расширении общего кругозора, в воображении и творчестве, в социально- ценностных ориентациях, в укреплении здоровья, в стремлении к школьному обучению. К концу дошкольного возраста у детей сформировываются основные характеристики личности, которые отражают главную суть предпосылок учебной деятельности - умение работать по правилу и образцу, вслушиваться в речь взрослого и выполнять его задания, оценивать и контролировать собственную деятельность и осознавать ее способы и др.

В младшем школьном возрасте закладываются основы личности. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностноеотношение к окружающим, формируются основы взаимоотношения личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка в социуме, в осознании неразрывности с ней. Таким образом, изучение формирования, развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте, является одним из самых рассматриваемых в педагогической науке. Анализ психологических особенностей, возможностей и задач социализации детей младшего школьного возраста (6-11лет) позволяет определить основные признаки социальной компетентности на данном возрастном этапе. К ним относятся: сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными и социально нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения; удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка; обладание критичностью по отношению к себе и окружающим; усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение прочных дружеских контактов; сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях [12]


С целью выявления компонентов социальной компетентности младших школьников нами был сделан обзор компонентов социальной компетентности, сделанный рядом авторов с учетом психофизиологических особенностей младшего школьника для определения его возможностей, выявлены компоненты социальной компетентности младших школьников. Рассматривая различные виды компетентности (коммуникативная, социальная, педагогическая, управленческая, конфликтная и т.д.), ряд ученых выделяют значимые для них компоненты [Исакова Т.В., 2003].

На основании вышеизложенного, мы утверждаем, что социальная компетентность младшего школьника - это интегративное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к продуктивному взаимодействию с различными группами и индивидами в процессе активного творческого освоения ребенком нравственно-этическихнорм общения и регулирования на основе рефлексии межличностных и внутриличностных социальных позиций.

Содержание социальной компетентности состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении ребенком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Развитие социальной компетентности младших школьников происходит через определенный тип обучения с элементами присущими любой дидактической системе - целями, закономерностями, принципами, содержанием, функциями, методами, системой проверки и оценки результатов обучения. Это потребовало разработки особой дидактической модели, позволяющей решать задачи развития социальных компетентностей младших школьников [Зимняя И.А., 2004].

Изменение качества в обучении связано с развитием у школьников мощного мотивационного фактора - чувства личной ответственности за успех команды. Вместе с тем основная идея групповой оценки заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся должен ощущать свой индивидуальный вклад и видеть свой очевидный прогресс в обучении.

Н.В.Калинина выделяет два структурных компонента социальной компетентности, называя их образующими. Когнитивно-поведенческаяобразующая включает в себя: социальный интеллект (социальные знания, их структурированность, адекватность ситуации), социальные умений навыки социального поведения, включающие продуктивные приемы выполнения социально-значимойдеятельности, умения эффективного взаимодействия и навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях [12].


Мотивационно-личностнаяобразующая представлена мотивами и ценностями самореализации в обществе, а также личностными свойствами, обеспечивающими самореализацию личности.

М.И.Лукьянова предлагает следующую структуру социальной компетентности: мотивационно-ценностныйкомпонент (мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка); операционно содержательный (знания, умения, навыки, позволяющие осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации); эмоционально-волевой(выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе [13].

Таким образом, исходя из выдвинутых нами постулатов, нами делается вывод о том, что проблема социальной компетентности младших школьников является одним из важнейших в социальных, педагогических и психологических науках, так как именно в раннем возрасте личность социализируется, становится членом общества, учится формировать связи с обществом, взаимодействовать с окружающими, что важно для личностного роста и функционирования в социуме.

Изучение поликультурного аспекта процесса формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Одной из актуальных проблем современного воспитательного процесса является формирование нравственной культуры личности, создающей основу для уважительного отношения к людям другой культуры поскольку образовательное пространство России представляет собой многообразие различных взаимосуществующих культур и культурных традиций. ФГОС НОО рекомендует учитывать в образовании этнокультурный фактор, создавать условия для познания и постижения культур других народов многонационального государства. Поэтому школа должна предоставить возможность учащимся для изучения своих истоков, а также познакомить с представителями других этносов и этнических групп.

Полиэтническое образование предполагает создание равных возможностей получения образования для детей разных национальностей, путем отражения в ней интересов и потребностей представителей других этнокультур, а так же учет индивидуальных особенностей детей в рамках полиэтнической образовательной среды учреждения [2].


В Федеральном государственном образовательном стандарте определены личностные результаты освоения основной образовательной такие как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной[3]. Именно из этих критериев и складывается поликультурная компетенция, которую нам предстоит сформировать.

Компетентность - достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений [4].

Поликультурная компетентность - знакомство со множеством различных образов жизни, образцов поведения и разнообразных идей, происходящих из нескольких культур, и умение к ним приспособиться или пользоваться ими [5].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены цели и задачи, ориентированные на поддержание межэтнического мира и согласия, признание и поддержку традиций и самосознания всех представителей народа РФ [6].

«Закон об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [7]. Результатом освоения основной образовательной программы, направленной, в том числе и на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, должно стать формирование следующих этнокультурных компетенций:

·- это владение этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;

·- способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть родным языком;

·- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний; осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;

·- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [8].

Формирование поликультурной компетентности включает несколько направлений: