Файл: Теория диалога культур В. С. Библера в формировании социальной компетентности личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста введение библер социальный компетентность ребенок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня учеными предложено следующее содержание данных компетенций:
-коммуникативные компетенции - это способность к общению, и межличностному взаимодействию. Умение вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Компетенции определяют - владение устным и письменным общением, несколькими языками.
Реализация личностью своей субъективности вобщениисвязана:- с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетенции;
- с владением опытом ролевой самореализации в ситуациях общения;
- отсутствием зажимов.
Коммуникативная компетенция личности складывается из способностей:
- давать социально- психологический прогноз конфликтной ситуации, в которой предстоит общаться;
- социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие конфликтной ситуации;
- вживаться в социально - психологическую атмосферу конфликтной ситуации;
- осуществлять социально - психологическое управление процессами общения в конфликтной ситуации.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетенции являются:
- соционормативный опыт народной культуры;
- знание языков общения;
- опыт межличностного общения в непраздничной сфере;
- опыт восприятия искусства.
Логика анализа составляющих компонентов коммуникативной компетенции личности как субъекта общения выводит на её уровни:
- соционормативный: принцип целевой обусловленности; принцип индивидуальности; принцип функциональности; принцип ситуативности; принципактуальности.
- сигнификация - это система символов и нормативных предписаний по их использованию в общении. Сигнификация служит стимулятором проявления творческойприродыличности.
- акциональный - как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях уместности конкретных средств общения.
Коммуникативная компетентность личности, а точнее возможность её проявления, блокируется под воздействием психологических и социальных травм. Блокировка нарушает проявления субъективности личности в общении, ведёт к деформации её отношений.
Социокультурные компетенции - это способность понять представителей другой национальности, другой культуры и вступить с ними в диалог, отказаться с ними от предрассудков, предвзятости, нетерпимости людей иных политических или религиозных убеждений, способность уважать любую индивидуальность. Целью является - препятствие возникающего расизма или ксенофобии, распространение климата нетерпимости. Поэтому образование должно вооружить молодёжь межкультурными компетенциями:
- понимание различий;
- уважение друг друга;
-способность жить с людьми других культур и религий.
Информационные компетенции - это готовность принимать окружающую действительность как источники информации, предполагающие её распознавание, обработку, использование в деятельности и обогащение.
Алгоритм работы с различными источниками информации единый и составляет структуру информационной компетенции:
- Осознание потребности в информации (внешнее и внутреннее);
- Сбор информации: определение информационного поля; конкретизация в соответствии с целью; выбор необходимой информации.
- Обработка информации: осмысление; структурирование; кодирование; присвоение.
- Использование информации: использование в стандарте условий по иностранному алгоритму; передача; перенос в изменённые условия; обогащение.
Интеллектуальные компетенции - это развитое продуктивное мышление: это способность к обобщению; умение обобщать признаки действительности; гибкость, креативность ума; динамичность; подвижность; творчество. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, от привычного хода мыслей к нестандартным, это оригинальность решения проблемных ситуаций. Внутренний план действий проявляется в ориентации на совесть выделяемых раннее признаков в условиях провоцирующего воздействия случайных признаков новых задач того же типа.
Таким образом, компетенции формируются только тогда, когда они становятся нормой взаимодействия с самых первых шагов.
В современной социально-педагогической науке рассматриваются различные аспекты формирования социальной компетентности (Е. В. Коблянская, В. Н. Куницына, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстыхин др.). В некоторых исследованиях освещены вопросы структуры, методики, диагностики социальной компетентности, пути и средства ее формирования: у дошкольников (Н. И. Бело-церковец, О. В. Казанцева), младших школьников, подростков (Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Ю. А. Тюменева), юношей (М. В. Ерохова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева), учащейся молодежи (С. С. Бахтеева, Е. О: Казаков, О. В. Колобова, Н. А. Лупанева и др.); в учреждениях большого города, в сельской местности (В. М. Басова, В. В. Цветков), воспитанников детского дома (Т. И. Шульга); детей-сирот (О. В. Казанцева), в специальных школах (Л. М. Иванов, Е. В. Конева, Н. В. Москаленко, А.М.Щербакова).
Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.) [8, c. 34]. Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий.
Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.
Социальная компетенция - социальные навыки(обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для обучающегося общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением.
Социальная компетентность включает в себя:
1. Когнитивный компонент (это нормы поведения в обществе, нормы общения);
2. Мотивационно-ценностный (отношение к себе и другому человеку как к высшей ценности);
3. Деятельностный компонент (навыки самореализации, самоконтроля, навыки безконфликтного общения).
Социальная компетенция - это умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в своих силах, а также умение помочь другому человеку поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания при общении.Социальная компетенция - соответствие конкретного человека условиям и возможностям, предоставляемым конкретным обществом.
Социальная компетенция опирается на присвоенные социальные ценности и развитые личностные ориентации, поэтому формирование социальной компетентности связано с формированием социальной идентичности личности, заключающейся в соотнесении себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои (семья, религия, этнос, профессия). Не существует социальной компетенции самой по себе, оторванной от реального и конкретного общества. Социальная компетенция зависит от основных характеристик жизни данного общества: экономического и политического уклада, историко-культурных особенностей, рациональной организации общественных отношений. Социальная компетенция это не только и не столько некоторая воспитанность или социализированность человека, сколько способность выжить в данном обществе и достичь успеха, пользуясь социальными ресурсами. Потребность человека в самоопределении, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию требуют социальной и педагогической поддержки. Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки учащихся к вхождению в изменяющуюся социальную среду, развития социальной компетенции учащихся для успешной интеграции в социуме.
Одним из действенных способов для развития социальной компетенции является социально-значимая деятельность.
Важный момент, социальную компетенцию нельзя рассматривать в качестве личной мотивации или индивидуальной квалификации. Развиваться она может исключительно в благоприятных и открытых условиях. Упрощенная интерпретация социальной компетенции может применяться только для объяснения серьезных, частых, явных отклонений в поведении индивида.
Компонентами социальной компетенции являются:
1. Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов.
2. Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям.
3. Индивидуальные характеристики. О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе.
4. Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.
Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:
1. Знаний о себе и социальной действительности.
2. Сложных навыков и умений.
3. Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.
Изучение научно-публицистической литературы об особенностях формирования социальной компетентности детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет Старший дошкольный возраст является очень важным этапом встановлении личности ребенка. Он находится на переходе от дошкольного периода к начальному общему образованию. Многие ученые, которые в своих трудах рассматривали возрастные особенности человека (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, и др.), отмечают, что именно в возрасте 6-7 лет у ребенка происходит значительный качественный скачок во многих знаниях, умениях и требованиях. По словам Л.С. Выготского, у детей старшего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка. У детей в возрасте 6-7 лет происходят большие перемены в физическом, познавательном, социально-личностном и эмоциональном развитии, а также формиpуeтcя готовность к школе. В возрасте 6-7 лет дети как правило с легкостью ориентируются в пространстве, времени, в направлении движений, скорости, различают разные темпы и ритмы, стремятся к достижению успеха, а также y ниx наблюдается более четкое и целенаправленное проявление силы воли. В возрасте 6-7 лет дети уже осмысленно воспринимают красоту всего их окружающего, понимают гармонию и проявляют свое эстетическое отношение к жизни. В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться гендерные отличия среди девочек и мальчиков при выборе различных видов деятельности. В возрасте 6-7 лет дети легко включаются в активный и здоровый образ жизни. В подготовительной группе воспитателю с легкостью удается завлечь ребят с помощью увлекательных, наглядных и практических занятий и игр, в ходе которых дети узнают о своем организме, здоровье, человеческих потребностях, закаливании и предупреждении различных заболеваний и травм. Гигиенические знания у детей этого возраста становятся достаточно основательными. Вырабатывается привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, быть опрятными и аккуратными. Пo мнeнию Л.C. Bыгoтcкoгo, в этот период происходит активное социальное развитие детей, начинает складываться личность с ее основными составляющими. На протяжении всего дошкольного периода ребенок проходит большой путь развития -- от отделения себя от взрослого до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания. Дети 6--7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих.[17] Часто они пытаются скрыть свои настоящие чувства и переживания, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. У детей усиливается способность к координации мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение сопоставить свои поступки с этими нормами приводят к формированию начал произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны уверенность, неситуативность. В поведении и взаимоотношениях ребят можно наблюдать волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе направления поведения ребенок опирается на свой опыт, этические представления, оценки и на мнение окружающих его людей. Эти составляющие произвольности очень важны для формирования социальной компетентности дошкольников. У старших дошкольников развивается способность к соподчинению мотивов, что говорит о становлении социальной направленности их поведения. Предметная деятельность перестает иметь для них особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей важности, ценности среди других (сверстников, взрослых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируется достаточно уверенная самооценка (представления о себе -- «Кто я?» и оценка -- «Какой я?»). Общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно - личностный характер, наиболее приспособленный к процессу познания ребенком себя и других людей. Старшим дошкольникам нравится разбирать со взрослым поступки людей, их качества, мотивы действий. Повышается интерес к внутреннему миру человека, особенностям их взаимоотношений. Через личностную форму общения дошкольники пополняют свой багаж знаний о социальных представлениях, ценностных ориентациях, познании норм поведения, способах определения настроения и эмоционального состояния человека, познании ребенком своего собственного внутреннего мира [18].