Файл: Ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Я боюсь, что мы не сможем выплатить этот кредит».
«Мне надоел этот холод, хочу на солнышко!»
«Я завидую родителям, которые могут дать детям хорошее образование».
Не бойтесь искренне выразить чувства, которые считаются
«некрасивыми»: ссориться из-за денег гораздо опаснее для любви,
чем короткое время побыть завистливым, обидчивым или злым.
Теперь сравните ваши фразы и чувства. Подумайте, как вы могли бы помочь партнеру в его чувствах. Что вы можете вместе сделать, чтобы сблизить ваши позиции и чтобы ни одно чувство не осталось «не при делах»? Помогает зачитать вслух фразы партнера — это дает возможность лучше прочувствовать и услышать их.
Не обвиняйте партнера в меркантильности и расточительности.
Как правило, если разобраться, у вас не обнаружится никакого конфликта интересов. Когда мы ссоримся про деньги — на самом деле мы ссоримся про чувства.

«Ты моя инвестиция»
С детьми за последний век произошла та же история, что и с браком. Когда-то люди рожали и растили детей с прицелом на то,
что дети будут помогать им в работе или обеспечивать в старости
(дискурс «стакана воды»). Это проговаривалось прямо, было нормой и не оспаривалось. Соответственно, родители могли по своему усмотрению распоряжаться будущим ребенка: направлять его в военную службу, оставлять при лавке, давать ему образование, «чтоб вышел в люди», девочек — выдавать замуж.
Дети были самой настоящей инвестицией.
Сейчас такое отношение к ребенку стало скорее ультраконсервативным исключением, чем правилом. Немногие пытаются напрямую диктовать детям, куда им поступать и чем заниматься. Несмотря на это, отношение к ребенку как к инвестиции никуда не ушло. При этом рискованность данного вида инвестиций — и психологическая, и финансовая — за минувший век значительно повысилась. Во-первых, детей стало меньше. Раньше один непутевый отпрыск из пяти или семи не становился семейной драмой. Если детей один-двое, они превращаются в уме родителя в некое олицетворенное Будущее,
которое может быть удачным или неудачным — как повезет. Во- вторых, от родителей теперь мало что зависит. Мир меняется очень быстро, неопределенность огромна. Абсолютно никто уже не в силах «пристроить ребенка» так, чтобы он с гарантией пошел в гору и оставался успешным (или даже счастливым). В-третьих,
совершенно иным стал психологический расклад. Ребенок независим и ничего родителю не должен.
Получается парадокс: родитель все детство «вкладывает» в ребенка, но это уже не инвестиции, пусть рискованные, а, по сути, невозвратные издержки. Мы просто даем ему (ей)

образование и возможности, а пригодятся ли они и будет ли он(а)
вообще ими пользоваться — неизвестно.
При этом очень многие продолжают относиться к своему вкладу именно как к инвестиции. Переживают, что ребенок, на которого потрачено столько времени, сил и денег, «ничего не хочет» (чаще всего это означает — «не хочет того, что хотят для него родители»). Пытаются впихнуть в ребенка как можно больше знаний, умений, дать как можно больше возможностей,
не считаясь с его актуальными желаниями. «Что он сейчас может понимать? Вот меня родители… И я потом им спасибо сказал. И
он скажет мне спасибо, когда вырастет».
За этой инвестиционно-педагогической деятельностью родители упускают из виду, что финансовый актив живет в будущем: он создан в расчете на то, что вкладываем мы сегодня, а выгоду получаем завтра. Ребенок же отличается от акции или банковского вклада прежде всего тем, что его сегодняшняя жизнь так же важна, как и его будущее. С точки зрения психологии наилучший, самый выгодный вклад в ребенка — это вклад в его психологическую устойчивость, которая станет ему прочной опорой в жизни, независимо от того, какие успехи и передряги его ждут. А для этого нужно немногое: прочная привязанность и развитие по возрасту (которое предполагает и известную долю свободного времени, не занятого учебой и разного рода целенаправленной активностью).
Психологически устойчивый человек, к которому относились как к субъекту, а не объекту денежных вложений, сможет сам стать собственной инвестицией, когда вырастет. И инвестировать в себя он будет так, как захочет сам.
Что же касается наших трат на детей, на их образование, то их следует признать не инвестицией, а потреблением. Мы сеем, не зная, что взойдет, и принимаем это как должное.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Мои хорошие деньги
Книга почти окончена. Мы разобрались с бессознательными убеждениями, свойствами характера, проблемами самооценки,
когнитивными ловушками неопределенности и со многими другими аспектами психологии денег.
Пришло время вернуться к вопросам из главы 1.

Какие нереализованные потребности у меня есть?
Как деньги могут их удовлетворить?

Сколько денег мне нужно?
Сколько времени я готов(а) посвящать деньгам?

Чем из того, что есть у меня сейчас, я готов(а) заплатить или пожертвовать ради того, чтобы получить больше денег?
Посмотрите на свои ответы. Теперь вы знаете о себе и своих деньгах немного больше. Возможно, вы что-то хотите изменить или дополнить в своих ответах.
Подумайте над дополнительными вопросами. Сформулируйте для себя то, чем вы довольны в ваших отношениях с деньгами и над чем вам хотелось бы поработать.
Какие риски и возможности относительно денег волнуют
меня больше всего?


Люблю ли я деньги? Если да, что я делаю для них?
Получаю ли доходы удовлетворяющим меня способом? Как
еще я хотел(а) бы зарабатывать?
Какие качества характера помогают и мешают мне
управлять деньгами?

Доволен(льна) ли я тем, как трачу деньги? Если нет — что я
хотел(а) бы изменить?
Психология денег — странное словосочетание. Его можно понять и как изучение «души денег». А что, почему бы и нет? Феномен всеобщего эквивалента придуман людьми, а потому носит на себе их черты. Деньги, как и люди, могут расти. Они могут творить добро и зло. Люди меняются — и деньги тоже. Деньги тянутся к деньгам, а люди — к людям (к деньгам, впрочем, тоже, но не всегда). Ну а если серьезно — в нашем отношении к деньгам, как в зеркале, видны мы сами, наши привычные чувства, наш характер, наши мысли, ценности и устремления.

Деньги отвечают взаимностью тому, кто их любит. Может показаться, что любить деньги не так здорово, как любить людей.
Но (логика!) эти вещи необязательно противоречат друг другу.
Настоящая любовь к деньгам предполагает внимательность и уважение к ним. Человек, который любит деньги по-настоящему,
не считает их «презренными». И, наоборот, не считает себя неспособным и недостойным хороших доходов. Любой из нас может найти в себе качества, которые помогут добиться с деньгами взаимности. Влияя на собственные внутренние факторы, мы убираем помехи на пути денег к нам. Это не значит,
что деньги сами хлынут к нам рекой. Наоборот, я говорю о том,
что для увеличения дохода всегда приходится работать. Но работа эта должна быть связана с нашей индивидуальностью.
Невозможно стать богаче «как Билл Гейтс» или «как мой сосед»
(если, конечно, вы с соседом не партнеры по бизнесу). Можно только «стать богаче как я сам», найти собственный путь к деньгам.
Надеюсь, что моя книга поможет вам на этом пути.

Б О Н У С
Если после прочтения книги у вас возникло желание погрузиться в тему психологии денег глубже, предлагаю приобрести мой авторский курс «Психология денег». Он включает в себя семь модулей:
1. Что такое деньги.
2. Убеждения, связанные с деньгами.
3. Деньги и этика.
4. Деньги и самооценка.
5. Деньги и привязанность.
6. Ваша финансовая цель.
7. Движение к цели.
Пройдя его, вы узнаете:
что вам мешает достичь финансового благополучия;
какие подсознательные убеждения мешают зарабатывать с легкостью, а тратить с радостью;
как заработок зависит от самооценки;
чем являются деньги для вас на самом деле.
Ссылка на курс — https://cutt.ly/NIYUxQb
. Код купона со скидкой 3AD2928F


Главный редактор С. Турко
Руководитель проекта Д. Рыбина
Художественное оформление и макет Ю. Буга
Корректоры М. Смирнова, Е. Аксёнова
Компьютерная верстка К. Свищёв
Иллюстрация на обложке Getty Images
© Владислав Чубаров, 2022
© ООО «Альпина Паблишер», 2022
© Электронное издание. ООО «Альпина Диджитал», 2022
Чубаров В.
Психология денег: Как зарабатывать с удовольствием и тратить с умом. Книга-практикум / Владислав Чубаров. — М.:
Альпина Паблишер, 2022.
ISBN 978-5-9614-7824-2