Файл: Исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу обж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зарипова Л.С. Помощь в выполнении студенческих работ. Автор. Недорого.

zaripovals@inbox.ru

+79538233004

Использование игровых форм обучения на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………………………………………




Глава 1. Теоретические аспекты применения игровых форм обучения на уроках и внеклассной деятельности по ОБЖ………………………………




1.1. Игровая форма как способ вовлечения обучающихся……………………




1.2. Методы и формы применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ и условиях внеурочной деятельности…………………………………………




Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме внедрения в условиях урочной и внеурочной деятельности игровых форм обучения по курсу ОБЖ………………………………………………………………………………




2.1. Организация исследования и результаты констатирующего этапа……...




2.2. Рекомендации по усовершенствованию процесса освоения программы курса ОБЖ средствами игровых форм обучения……………………………




2.3. Результаты контрольного этапа исследования……………………………




Заключение………………………………………………………………………




Список использованной литературы…………………………………………







ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Факт жизнедеятельности человека к началу 21 века породил ряд проблем, в первую очередь связанных с активным ростом технических инноваций. Здесь же как «побочный эффект эволюции» выступает несовершенство социального устройства современного социума. Элементарное неумение обеспечить собственную безопасность стало угрозой дальнейшему существованию человечества.

Вследствие чего возникла необходимость в обучении подрастающего поколения безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и бытового характера.

Основанием для реализации этой потребности послужило в то время Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. №253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях, характеризуется новым пониманием целей и ценностей курса, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий, которые характеризуются как эффективные формы освоения курса безопасности жизнедеятельности. 1Здесь «путеводителем» требований по реализации курса выступает Федеральный государственный стандарт по основам безопасности жизнедеятельности, пропагандирующий не только знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера, но и аспекты патриотического направления, который в интеграции с первым позволяют воспитать настоящего гражданина своей страны.

При организации процесса обучения педагог должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. В рамках нашего исследования выделим активные методы, такие как игровые формы, которые по мнению ряда педагогов являются необходимым условием того самого результата образования.2

На сегодняшний день существует множество подходов к определению самой игры и игровых форм. Вместе с тем, при всём многообразие подходов, проблема использования игровых технологий в школьном курсе ОБЖ, и, в частности, во внеклассной деятельности, изучена и представлена в психолого-педагогической литературе недостаточно полно3.


В связи с вышеизложенным, актуальность исследования игровых форм обучения в курсе ОБЖ обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации данного вида форм обучения для эффективного освоения материала курса в условиях урочной и неурочной деятельности, с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

Вышеизложенные противоречия определили выбор темы нашего исследования: «Использование игровых форм обучения на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ».

Объект исследования – игровые формы обучения в курсе преподавания ОБЖ.

Предмет исследованияпедагогические условия реализации игровых форм обучения в условиях урочной и неурочной деятельности курса ОБЖ 7 класса.

Цель исследованияразработка рекомендаций по организации внедрения игровых форм обучения в курс ОБЖ.

Задачи:

- рассмотреть феномен игровой формы как способ вовлечения обучающихся;

- систематизировать методы и формы применения игровых форм обучения на уроках ОБЖ и в условиях внеурочной деятельности;

- описать организацию эмпирического исследования и осуществить выборку методик для диагностики знаний по курсу ОБЖ в условиях 7 класса общеобразовательной школы;

- проанализировать результаты констатирующего эксперимента;

- разработать рекомендации по усовершенствованию процесса освоения программы курса ОБЖ средствами игровых форм обучения;

- отследить средствами методов контрольного эксперимента динамику освоения курса ОБЖ после проведенных формирующих мероприятий.

Гипотеза исследования.

Эффективность профессиональной деятельности педагога по основам безопасности жизнедеятельности общеобразовательной школы в аспекте формирования заинтересованности учащихся в освоении программного обеспечения курса ОБЖ, будет эффективной в случае реализации следующих условий:

- создана на теоретическом уровне программа игровых форм обучения в рамках курса ОБЖ;

- разработана методика по внедрению игровых форм обучения в условия урочной и неурочной деятельности курса ОБЖ;

- спланирована система педагогического просвещения родителей , как актуализация проблемы в среде взрослых и детей;

- будут созданы условия для самореализации обучающихся в условиях школы и дома.


Методологической основой исследования являютсяпсихолого-педагогические исследования таких ученых, как, И.Я. Лернер, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, .Ф. Ефремова, М.В. Кларина, Г.И. Щукиной, Г.К. Селевко и др.); психологические и методические основы обучения (А.Н. Лук, Т. Крайг , С.А. Шмаков, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Тихомирова); психологическая концепция деятельности школьников (.Г. Селевко, Д.,Б. Эльконин, Н.М. Яковлев и др.)

Методы и методики исследования:

1. Теоретические методы: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

2. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам.

База исследования:

Новизна исследования.

− разработана система применения игровых форм обучения в курсе ОБЖ для учащихся 7 классов основной школы;

− разработана методика и алгоритм применения игровых форм обучения в условиях урочной и неурочной деятельности в рамках курса ОБЖ, направленные на повышение познавательного интереса у обучающихся к изучению предмета;

− определены и теоретически обоснованы условия, способствующие успешной реализации разработанной системы применения игровых форм обучения в курсе ОБЖ.

Практическая значимость. Материалы представленной работы могут быть использованы в реализации основной образовательной программы, на родительских собраниях и педагогических советах.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, ___ таблиц, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты применения игровых форм обучения на уроках и внеклассной деятельности по ОБЖ
1.1. Игровая форма как способ вовлечения обучающихся

При установлении основных понятий проблемы исследования наиболее удобно исходить из понятия «игра», «игровые формы», «игровые технологии» и их оставляющие.

Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения понятия «игра»:


1. Игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности.

2.  Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

3. Игра — это самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон.

4.  Игра, как таковая, — это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества ее участников.

5.  С образовательной точки зрения — это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов.

6. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.4

7. Игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. В отличие от этого использование игровых приёмов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство.5

8. Игра является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, она дополняет традиционные формы обучения и способствует активности процесса обучения.6

Цель игры — это то, для чего игра создана, на что она направлена.7

Функция игры — её разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры:

1)     Социокультурное назначение игры (процесс целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека).

2)     Функция межнациональной коммуникации (дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании всего существующего в жизни).

3)     Функция самореализации человека в игре. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

4)     Коммуникативная игра. Игра- деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная.

5)  Диагностическая функция игры. Диагностика-способность распознавать процесс постановки диагноза.