Файл: Буксбаум Вадим Сергеевич Направление (Специальность) Экономика Группа идо озб фиК22 сб профиль программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

Кафедра экономической теории и корпоративного управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»

Вариант 1


Институт непрерывного и дистанционного образования




Студент

Буксбаум Вадим Сергеевич

Направление (Специальность)

Экономика




Группа ИДО ОЗБ ФиК-22 СБ

Профиль / программа

Экономика здравоохранения







Кафедра








Екатеринбург

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретическая часть …………………………………………...……………… 3

1.1 Понятие и сущность управленческих решений ……………….…………… 3

1.2 Основные стадии управленческой деятельности ……………….…………. 4

1.3 Основные этапы разработки управленческих решений ………...………… 7

2. Практическая часть ………………………………………………….………..10

Список использованных источников ………………………………….……… 13

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Другими словами, решение – альтернативный выбор.

Управленческие решения определяются как явление – план действий, приказ, программа, постановление и так далее. Также определяются как процесс – это поиск, переработка, анализ информации, разработка альтернатив, утверждение и реализация.

Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели системы менеджмента.

  1. Экономическая сущность управленческих решений – на подготовку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты;

  2. Организационная сущность управленческих решений – к работе привлекается персонал компании;

  3. Социальная сущность управленческих решений – механизм управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе;

  4. Правовая сущность управленческих решений – точное соблюдение законодательных актов Российской Федерации и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании;

  5. Технологическая сущность управленческих решений – возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации управленческих решений.


Цель управленческих решений – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям.

Субъект принятия управленческих решений – лицо или группа лиц (руководителей), принимающих решение.

Объект исполнения управленческих решений – лицо или группа лиц в организации, выполняющие решение.

1.2 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Этапы управленческой деятельности со своим особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Сами стадии имеют логическую связь и образуют в совокупности кругооборот управленческих действий – единичный «виток» управленческого процесса. Выделяются 7 стадий управленческого процесса:

  1. анализ и оценка управленческой ситуации;

  2. прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);

  3. разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;

  4. обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;

  5. организация исполнения принятых решений (правовых и организационных);

  6. контроль выполнения и оперативное информирование;

  7. обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.

Каждая из стадий отличается набором интеллектуальных и практических действий.

  1. При анализе и оценке управленческой ситуации необходимо знание (и познание) закономерностей и организационных форм изучаемых процессов, а также комплексный подход, охватывающий управляемые объекты в их многообразии, совокупности и взаимозависимости, системное «видение» управляемых объектов, которые всегда бывают какой-то частью больших и сложных систем, конкретно-историческая оценка состояния управляемых объектов, поскольку она всецело зависит от выбора времени и обстоятельств анализа. (Сбор необходимой информации.)

  2. Объем и содержание стадии прогнозирования и моделирования необходимых (возможных) действий определяются, с одной стороны, тем, какова управленческая ситуация, в чем ее состояние и смысл, а с другой - каких решений она требует. Выделяют 4 вида управленческих решений в зависимости от управленческих ситуаций:

  1. стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;

  2. бинарное решение («да» или «нет»);

  3. многоальтернативное решение (имеется широкий спектр альтернатив);

  4. инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.


На этой стадии необходимо учитывать ограничивающие условия и факторы, наличные и возможные материальные и финансовые ресурсы, «поле» и пределы действий, установленные законодательством, время, отведенное на решение данной управленческой ситуации, человеческий потенциал и многое другое. Найти (выбрать) оптимальный вариант решения – вот смысл данной стадии.

  1. Разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий во многом связана с кругом участников этой стадии, их отношением к предшествующей управленческой деятельности, со взаимодействием руководящего звена и оперативно-исполнительного персонала.

  2. Стадия обсуждения и принятия правовых актов и осуществления организационных мероприятий. В ней следует строго соблюсти установленные процедуры, дать объективную характеристику рассматриваемому вопросу, объяснить причины, оказавшие влияние на данный выбор варианта решения, раскрыть условия, при которых должна решаться поставленная задача, определить ее значение для функционирования управляемых объектов, выделить ресурсы, достаточные для ее реализации, установить сроки ее решения, указать персонально исполнителей или ответственных за решение задачи, предусмотреть возможные количественные и качественные ограничения, а также формы помощи при преодолении непредвиденных трудностей, назвать ожидаемые результаты и критерии эффективности решения. Главное в этой стадии – воплотить в правовом акте или организационном мероприятии достаточный потенциал управляющих воздействий.

  3. Исполнение принятых решений (правовых и организационных). Эта стадия включает в себя: своевременное оформление решений в качестве документа со всеми необходимыми реквизитами; адресное доведение информации, содержащейся в решениях, до исполнителей; обеспечение понимания и адекватной трактовки содержания решения; обсуждение и согласование между исполнителями плана действий по реализации решения; осуществление конкретных и предметных действий по претворению в жизнь всего того, что намечено и оговорено в решениях (менее всего освоена теоретически и практически).

  4. Контроль представляет собой обратную связь, которая сигнализирует о ходе и состоянии реализации решений. При этом необходимо выбирать контролируемые параметры, в которых содержится вклад соответствующих явлений, отношений и процессов в общественную жизнедеятельность, а также находить критические точки, в которых наблюдаемые или преобразуемые явления, отношения и процессы протекают наиболее трудно, кризисно. Информирование в данной стадии должно идти непрерывно, с момента начала исполнения управленческого решения.

  5. При ее осуществлении целесообразно определять:


  • соответствие итогов реализации решения (правового или организационного) тем целям, задачам, заданиям, установлениям и т.д., которые были в нем сформулированы;

  • реальное использование при реализации решения тех форм, методов, средств, ресурсов, информации и т.д., которые были в нем намечены и предложены;

  • реальные поступки и действия исполнителей, благодаря которым получен соответствующий результат. Необходима объективная оценка возникшей управленческой ситуации, отражающая результат управляющих воздействий и служащая одновременно основанием для нового «витка» «управленческих действий, так как ошибки, рожденные в одном «витке» управленческого процесса, будут переноситься в следующий и к тому же нарастать.

Полное и умелое использование возможностей стадий управленческой деятельности способствует лучшей реализации целей и функций государственного управления, а также упорядочению общей управленческой деятельности.

1.3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Рассмотрим следующие основные этапы разработки управленческих решений.

  1. Получение информации о ситуации. Для адекватного представления ситуации используются не только количественные данные, но и данные качественного характера как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации. Это обеспечивается с помощью экспертных технологий. Поучаемая о ситуации информация должна быть достоверной и достаточно полной.

  2. Определение целей. Четкое определение цели является необъемлемой составляющей процесса управления. Только после определения целей, стоящих перед организацией, можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. Большое значение имеет определение приоритетности целей, т.к. в реальном управлении приходится выбирать между несколькими целями. Применяют деревья целей и деревья критериев для оценки степени достижения целей.

  3. Разработка оценочной экспертизы. В процессе выработки управленческого решения важно адекватно оценить ситуацию и различные ее аспекты. Формируется оценочная система, в состав которой входят:

  • критерии, характеризующие объект оценки;

  • шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому критерию;

  • принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.


  1. Анализ ситуации. Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих ее динамику. Сначала проводится содержательный анализ и на качественном уровне устанавливаются основные моменты, позволяющие выявить факторы. Затем переходят к количественным методам, чтобы количественно представить факторы в виде переменных. Определяют также пороговые значения факторов, превышение или приближение, к которым должно вызывать соответствующие управленческие решения. Проводят анализ и оценку устойчивости ситуации к изменению значений факторов.

  2. Диагностика ситуации. Она состоит в выделении ключевых проблем, на которые в первую очередь нужно обратить внимание при управлении. Определяют:

  • основные возникшие проблемы;

  • закономерности, в соответствии с которыми происходит развитие ситуации;

  • механизмы, с помощью которых может быть оказано целенаправленное воздействие на развитие ситуации;

  • ресурсы, необходимые для приведения этих механизмов в действие;

  • активные составляющие ситуации, внешние и внутренние, которые могут оказать существенное и даже решающие воздействие на ситуацию.

  1. Разработка прогноза развития ситуации. Для оценки ожидаемого развития ситуаций и ожидаемых результатов реализации предлагаемых вариантов управленческих решений используют количественные и качественные оценки. Часто применяют методы экспертного прогнозирования.

  2. Генерирование альтернативных вариантов решений. При выработке возможных вариантов управленческих решений должны использоваться информация о ситуации, результаты анализа и оценки ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных альтернативных вариантах возможного развития событий. Сформированные варианты управленческих воздействий могут быть в виде идей, концепций, возможной технологической последовательности действий

  3. Отбор основных вариантов управленческих воздействий. После того как разработаны альтернативные варианты управленческих решений осуществляют их предварительный анализ для отсева вариантов, уступающих другим. Для дальнейшей более глубокой проработки оставляют не все предложенные варианты.

  4. Разработка сценариев развития ситуации. Основная задача разработки сценариев – дать менеджеру ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития. Выделяются количественные и качественные факторы, характеризующие ситуацию и тенденции ее развития, определяются альтернативные варианты динамики их изменения. Анализ нескольких вариантов развития ситуации оказывается более информативным и способствует выработке более эффективных решений.

  5. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий. На этом этапе имеется уже много информации об основных альтернативных вариантах управленческих решений и о наиболее вероятных сценариях развития ситуации при их использовании. Уже сформирована оценочная система.