Файл: Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа

2 семестра

Дисциплина: Адвокатура

Реферат

Тема: Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи.

Выполнил(а):

Бочкарева Галина Александровна

(Ф.И.О. студента)

Юриспруденция гр. ЮР-2018

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)
Омск 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Правоохранительная система государства и адвокатура…………………..4
1.2 Место адвокатуры в правоохранительной системе………………………..5
2. Адвокат-участник судопроизводства………………………………………...7
2.1 Адвокат — субъект реализации правозащитной функции адвокатуры, консультант, защитник, представитель, поверенный………………………….8
3. Заключение…………………………………………………………………….18

4. Список использованной литературы……...…………………………………19

ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан входят в обязанность государства. На страже законности и правопорядка стоят суд, правоохранительные органы государства и различные общественные организации. В числе их в Конституции РФ названа и адвокатура. В Конституции РФ закреплено положение том, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом помощь оказывается бесплатно.


  1. Правоохранительная система государства и адвокатура.

1.1 Общее представление о правоохранительной системе государства, ее структуре и назначении.

Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в определенном, установленном законом порядке путем применения юридических мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение правопорядка.

Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие, обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений (оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание, предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений и иных правонарушений.1
Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования, прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел, безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К ним примыкают нотариат и адвокатура.
Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям права юридических мер воздействия властными субъектами.
Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполнение которых обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи, гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру).2 Именно отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть замещено так называемыми общественными объединениями. На адвокатуру возложены функции публичного, государственного значения — обеспечение квалифицированной юридической помощи и защиты по уголовным делам (ст. 48 Конституции), она по ряду важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.

1.2 Место адвокатуры в правоохранительной системе.
Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее независимо от государственных правоохранительных органов и органов управления.
Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура в число общественных объединений (ст. 30 Конституции), должен быть решен отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти. Коллегии адвокатов не являются общественными организациями и их создание, и функционирование должно основываться не на законе «Об общественных объединениях», а на законодательстве об адвокатуре — профессиональной организации, составляющей часть правоохранительной системы государства и вместе с тем представляющей собой институт гражданского общества. Права адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав которой он входит, но и процессуальным законодательством, определяющим порядок отправления судами различных видов судопроизводства (конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное).

Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).
Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как гражданами, так и должностными лицами, и органами государства.
Защита прав человека и гражданина, а именно этой цели служит адвокатура, приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем себя правовым (ст. 1 Конституции РФ).
Судебная защита, гарантированная «каждому» (ст.46 Конституции РФ), отнюдь не решает всех правовых конфликтов, рождаемых общественными отношениями.
В России ежегодно (по приблизительным данным) привлекается к административной ответственности около восьми миллионов граждан. Из этих дел об административных правонарушениях лишь четвертая часть рассматривается судьями, остальные — органами административной юстиции, чаще всего органами МВД.3
Проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности адвокатуры.
Нетрудно представить, какое море беззаконий и ущемлений прав человека скрывает эта практика. Достаточно сказать, что в 2001 г. только согласно официальных данных, прокуратурой разрешено около 1 млн. жалоб, 210 тыс. из которых связаны с восстановлением нарушенных прав, при этом отменено по протестам прокуроров 55 тыс. незаконных правовых актов государственной и муниципальной власти и должностных лиц; самостоятельно прокуратурой ежегодно выявляется около 100 тыс. нарушений законодательства в административной деятельности, более 160 тыс. правонарушений в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. До 70 тыс. заявлений о совершенных преступлениях оставляются без своевременного реагирования и скрываются от регистрации в органах внутренних дел4. Остается неустановленной судьба более 30 тыс. граждан, пропавших без вести. Арест и содержание под стражей более 1300 человек только по постановлениям следователей прокуратуры признаны незаконными.5

Эти цифры, свидетельствующие о масштабах нарушений законности органами управления и ущемлениях прав человека, впечатляют даже с оговоркой об их неполноте, вызванной недостаточной эффективностью методов их выявления.
Сама судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в которой многим видится панацея если не от всех, то от многих бед, пока еще очень далека от идеала. Непросто добиться приема у судьи, нередки случаи незаконного отказа в приеме исковых заявлений (отказ в судебной защите). В 1999 г. таких случаев зарегистрировано вышестоящими судами более трех с половиной тысяч. Часто законность судебных решений оказывается сомнительной.

Например, только в 1999 г. признано неправосудными, отменено и изменено около 100 тыс. судебных актов по гражданским спорам. Все эти соотношения и цифры свидетельствуют о том, что без помощи опытного адвоката защита прав человека, даже и судебная защита, дело весьма проблематичное. Отсюда значение организации правовой помощи населению в России, отсюда и роль адвокатуры в нашей современной правовой жизни.

2.Адвокат-участниксудопроизводства
Адвокат— субъект реализации правозащитной функции адвокатуры, консультант, защитник, представитель, поверенный.
Реализация функции оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам практически осуществляется не адвокатурой и не адвокатскими палатами с их организационными структурами, а конкретными адвокатами либо партнерами адвокатских бюро.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) установил порядок комплектования адвокатуры путем приобретения статуса адвоката. адвокатами считались граждане
2.1 Требования к лицу, вступающему в адвокатуру-приобретение статуса Адвоката.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации после сдачи претендентом квалификационного экзамена.
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании сроком от одного года до двух лет. После положительного решения квалификационной комиссии претендент приносит присягу, получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Территориальный орган юстиции, получив от квалификационной комиссии сведения о принятом адвокате, заносит их в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Закон подробно регламентирует требования к претенденту, условия допуска его к квалификационному экзамену и включения сведений об адвокате в государственный реестр (ст. 9 —14Закона).

Адвокат может одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта Федерации и состоять только в одном адвокатском образовании (ст. 15 п. 4). Однако осуществлять свою деятельность он вправе на территории всей Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (ст. 9 п. 5).7
Оформление поручений на ведение дел клиентов, порядок оплаты труда адвоката, ответственность адвоката — дисциплинарная, материальная — за нарушения профессионального долга
Поручения на оказание юридической помощи адвокаты получают непосредственно от клиентов либо через заведующего консультацией (адвокатским бюро, коллегией), который распределяет работу, контролирует ее качество и оплату, разрешает возникающие конфликты в коллективе адвокатского образования или между адвокатом и клиентом, если они по своему характеру не требуют вмешательства совета адвокатской палаты (в прошлом президиума коллегии).
Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом
Именно адвокат (а не заведующий консультацией и не руководящие органы иных адвокатских формирований) является субъектом защиты и представительства, именно он участвует в судопроизводстве и процессуальных правоотношениях. Адвокаты — участники доказывания по конкретным уголовным, гражданским, административным делам; им принадлежит право собирания и представления доказательств, их проверки и оценки в определенном законом процессуальном режиме. На них возлагается обязанность использования всех предусмотренных законом средств и способов защиты, обоснования выдвигаемого в интересах подзащитного или доверителя тезиса.8
Закон ввел существенное новшество, расширяющее поле деятельности адвокатов, повышающее престиж адвокатуры. «Представителями организаций органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом» (ст. 2 п. 4).
Адвокатами даются устные советы, составляются исковые заявления, жалобы, проекты договоров и других документов юридического характера.