Файл: Вопросы задания для проверки теоретических знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ


  1. Гигиена как отрасль профилактической медицины. Актуальные задачи и методы гигиены. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

  2. Общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организм. Лимитирующие факторы. Оптимум.

  3. Гигиеническое нормирование, его этапы. Гигиенический норматив. Понятие о ПДК.

  4. Гигиеническое значение солнечной радиации для организма человека

  5. Эколого-гигиеническое значение влажности, скорости движения и температуры атмосферного воздуха для человека их комплексное действие.

  6. Влияние физических свойств воздуха на здоровье человека на примере атмосферного давления и ионизации.

  7. Состав атмосферного воздуха. Влияние химического состава атмосферного воздуха на организм человека.

  8. Загрязнители атмосферного воздуха. Источники и виды, влияние на организм и экосистему.

  9. Эпидемиологическое значение воздуха. Меры профилактики заболеваний, передающихся воздушным путем.

  10. Санитарно-гигиеническое исследование атмосферного воздуха.

  11. Понятие смога. Мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха.

  12. Физиологическая и гигиеническая роль воды для человека.

  13. Роль минеральных элементов для здоровья человека. Мероприятия по предупреждению избыточного или недостаточного поступления микроэлементов в организм.

  14. Характеристика основных и дополнительных методов улучшения качества питьевой воды.

  15. Бактериологические показатели питьевой воды. Заболевания, передающиеся водным путем. Меры профилактики.

  16. Санитарно-гигиеническое исследование питьевой воды. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

  17. Водоснабжение городских и сельских поселений. Типы водоисточников их характеристика.

  18. Гигиенические требования к нецентрализованному водоснабжению.

  19. Санитарная охрана источников водоснабжения.

  20. В чем заключается гигиеническое значение почвы. Процессы

самоочищения почвы.

  1. Эндемическое и эпидемиологическое значение почвы.

  2. Санитарно-гигиеническое исследование почвы.

  3. Очистка населенных мест от твердых бытовых отходов

  4. Санитарно-гигиеническое исследование продовольственного сырья, пищевых продуктов и готовых блюд.

  5. Гигиенические основы питания. Физиологические нормы питания.


Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания. Биологическое значение в питании человека белков, жиров, углеводов

  1. Витамины, классификация, роль. Витамины: А, С, Е, D, К, PP, группы В (на выбор). Заболевания связанные с недостаточностью поступления витаминов. Профилактика.

  2. Принципы рационального питания. Режим питания.

  3. Заболевания, связанные с недостаточным или избыточным питанием.

  4. Лечебное питание, основные принципы. Значение диет. Лечебно-профилактическое питание.

  5. Пищевые отравления. Токсикоинфекции. Бактериальные токсикозы

Профилактика.

  1. Немикробные отравления. Профилактика.

  2. Инфекционные и паразитарные заболевания, передающиеся с пищей их профилактика.

  3. Гигиена труда. Формы трудовой деятельности. Виды и характеристика вредных производственных факторов.

  4. Тяжесть труда, напряженность. Утомление и переутомление. Профилактика профессиональных заболеваний.

  5. Особенности труда медицинских работников

  6. Гигиена жилых помещений. Санитарно-гигиеническое исследование и оценка естественной освещенности помещений.

  7. Санитарно-гигиеническое исследование и оценка искусственной освещенности помещений.

  8. Вентиляция помещений ее роль. Санитарно-гигиеническая оценка вентиляции.

  9. Влияние условий обучения и воспитания на здоровье детей и подростков.

  10. Гигиенические принципы планировки зданий ЛПУ, препятствующие

распространение ВБИ.

  1. Гигиенические требования к системе вентиляции, светового комфорта,

внутренней отделке помещения в ЛПУ.

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных

учреждениях.

  1. Гигиенические требования к режиму обучения в образовательных учреждениях.

  2. Показатели физического развития детей и подростков, их гигиеническое значение, методы оценки.

  3. Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования.


Ответы:

Вопрос №1

Гигиена как отрасль профилактической медицины. Актуальные задачи и методы гигиены. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Гигиена - это наука о влиянии факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека.

Задачи гигиены: мониторинг здоровья населения, ведение к ЗОЖ каждого человека и общества в целом, мониторинг объектов природной и социальной среды обитания.

Методы гигиены:

1.Классический

а) санитарное обследование

б) санитарное описание

2. Лабораторный - связанный с оценкой факторов, действующих на человека

а) физический

б) химический

в) микробиологический

3. Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды

а) токсикологические

б) физиологические

в) клинические

г) экспериментальные

4.Социологическое исследование

а) анкетно-опросный метод

б) санитарно-статический метод

Санитарный контроль в России осуществляет Рос Потреб Надзор, центральный аппарат находится в Москве, все регионы имеют своё управление.

Вопрос №2

Общие закономерности воздействия факторов окружающей среды на организм. Лимитирующие факторы. Оптимум.

Общие закономерности:

1. Для каждого организма существует соотношение абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития и размножения. (закон оптимума)

2. Устойчивость видов к факторам не одинакова. Например, бурый медведь питается разнообразной пищей, а лось – только растительной.

3. У одного вида может быть высокая степень выносливости по отношению к одному фактору и низкая – к другим.

4. Пределы выносливости организмов могут меняться в результате взаимодействия разных факторов. Если организм получает достаточное количество пищи, он более легко переносит избыток или недостаток других факторов (низкую температуру воздуха)

5. Ни один фактор не может быть полностью заменен другим. Если хотя бы один из факторов достигает критической величины, то организм может погибнуть.
Лимитирующие факторы – это факторы, за границами которых располагается смерть популяции.

Оптимум – фактор максимального расцвета сил популяции.

Вопрос №3

Гигиеническое нормирование, его этапы. Гигиенический норматив. Понятие о ПДК.


Гигиеническое нормирование – составление гигиенических нормативов для природной и социальной среды обитания, с целью их дальнейшего осуществления и реализации.

Этапы:

1. Изучение фактора (солнечная радиация)

2. Изучение влияния фактора на организм человека (как действует солнечная радиация на организм – загар, перегрев)

3. Регламент деятельности

4. Оценка риска действия фактора

Гигиенический норматив – научно-обоснованный показатель фактора среды обитания, при действии которого не происходит ни изменений в организме, ни генетических изменений.

ПДК (предельно допустимая концентрация вредных веществ) – максимальная концентрация вредных веществ, которая за определенное количество времени не оказывает на организм и его потомство, а также на экосистему, никакого воздействия.
Вопрос №4

Гигиеническое значение солнечной радиации для организма человека

Солнечная радиация делится на 3 спектра:

1. ИК излучение. Действие – при избытке перегрев, а при норме – оказывает тонизирующее действие.

2. Видимый свет – способен образовывать гамму цветов. Действие – нужен для фотосинтезирующих растений, поддерживает работу зрительного анализатора, воздействует положительно на эмоциональную сферу. При недостатке – ухудшение зрения. При избытке – напряжение в глазах.

3. УФ излучение делится на 3 спектра:

А) Длинноволновое – оказывает загарное действие

В) Средневолновое – оказывает витаминообразующее действие

С) Коротковолновое – оказывает бактерицидное действие

Вопрос №5

Эколого-гигиеническое значение влажности, скорости движения и температуры атмосферного воздуха для человека их комплексное действие.

Влажность – это отношение абсолютной влажности к общей влажности. Измеряется гигрометром или психрометром в %. Оптимальная – 40-60%. Допустимая – 30-70%

Если влажность меньше 30%, то появляется сухость кожи, сухость слизистых, трещины на коже. Если влажность больше 70%, то в жару – перегрев, в холод – переохлаждение.

Скорость движения воздуха измеряется анемометром в м/с. Для помещения оптимальная – 0,1-0,25 м/с, для улицы – 1-4 м/с, выше 6-7 м/с раздражающее действие. Скорость воздуха оказывает действие в жару: увеличивает испарение жидкости с тела, следовательно, уменьшается риск перегрева. В холод – усиливает конвекцию, что уменьшает риск переохлаждения.


Температура – измеряется термометром в градусах Цельсия. Влияет на теплоотдачу и работоспособность. При высокой температуре – риск перегрева, солнечного и теплового удара. При низкой температуре – риск переохлаждения.

Комплексное воздействие:

Для создания благоприятных условий при высокой температуре нужно уменьшить влажность и увеличить скорость движения воздуха.

При низкой температуре – уменьшить влажность и скорость движения воздуха.

Вопрос №6

Влияние физических свойств воздуха на здоровье человека на примере атмосферного давления и ионизации.

Влияние пониженного атм. давления (в горах) - кислородная недостаточность.

При повышении давления увеличивается парциальное давление кислорода: урежается пульс и частота дыхания, уменьшается максимальное АД и повышается минимальное АД, возрастает жизненная емкость легких, понижается кожная чувствительность и слух, появляется ощущение сухости слизистых оболочек (во рту).
Вопрос №7

Состав атмосферного воздуха. Влияние химического состава атмосферного воздуха на организм человека.

Атмосферный воздух состоит из 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа и 0,97% инертных газов.

Кислород – нужен для дыхания живых существ. Увеличение его концентрации (40-60%) используется в барокамерах. 14% - отравление, а 7-8% смерть.

Углекислый газ: повышенная его концентрация (на 3-4%) – отправление, на 7-8% - смерть.

Азот: разбавитель кислорода, при повышенном давлении играет роль в развитии кессонной болезни, оказывает наркотическое действие

Инертные газы – продукты распада естественных радиоактивных веществ, оказывают радиоактивное действие

Вопрос №8

Загрязнители атмосферного воздуха.

Источники и виды, влияние на организм и экосистему.

Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнение воздуха: вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное загрязнение связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека. По своим масштабам оно значительно превосходит природное загрязнение атмосферного воздуха. Самые крупные виды загрязнения атмосферного воздуха делятся на: