Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социально педагогической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально- педагогической деятельности)
Дисциплина: Психология
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Пономаренко Ирина Сергеевна
Преподаватель:
Беликова Татьяна Валентиновна

Практическое занятие 3
Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.
Ответ: Период адаптации ребенка к школе индивидуален,но в среднем он длится от 2-3 недель до полугода. Дети ранее посещавшие детские дошкольные учреждения (ясли, детский сад) адаптируются наиболее быстро. Так же в период адаптации очень важным фактором является поддержка родных- мамы,папы,бабушек и других членов семьи. Для оценивания уровня адаптации к школе у учеников младших классов более всего подходит диагностика мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой. Диагностика проводится с помощью краткого анкетирования. Во время анкетирования вопросы преподавателем зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа. Я считаю, что такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.
Цель: определение школьной мотивации.
Диагностическое оборудование: анкета.
Процедура проведения: Оценивание уровня школьной мотивации учащихся проводится по краткой анкете которая состоит из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Такое анкетирование также может быть использовано,как при индивидуальном обследовании ребенка, так и для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
2. Анкета в распечатанном виде раздается всем ученикам, и педагог просит их отметить все подходящие ответы.
Инструкции
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное

значение на бланке ответов».
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе? а) не очень б) нравится в) не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? а)чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома? а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? а) хотел бы б) не хотел бы
в) не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? а) часто б) редко в) не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей? а) много б) мало в) нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники? а) да б) не очень в) нет
Обработка и интерпретация результатов:

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
Оценивание результатов:
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Дети могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.


Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
Ответ:
Основные области затруднения в общении:
Этно-социокультурная область затруднений:
Затруднения этой области связаны с особенностями этниче­ского сознания, ценностями, стереотипами, установками со­знания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений:
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенци­ональных ролей.
Возрастная область затруднений:
Возрастные особенности партнеров общения также могут вы­звать затруднения.
Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возрас­та почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.
Область индивидуально-психологических затруднений:
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя
(преподавателя), так и учеников (студентов)) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений.
Педагогическая деятельность как область затруднений:
Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей.
Межличностные отношения как область затруднений:
Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя
Взаимооценка затруднения:

Затруднения общения, возникающие в отношениях «учитель— ученик» и
«ученик—ученик» оцениваются самими уча­стниками общения и другими людьми по-разному
Влияние педагогических затруднений на педагога:
Затруднения одного участника общения влияют не только на сам этот процесс, на деятельность того, кто испытывает эти затруднения, на ситуацию, но и на других партнеров общения, в частности по каналам обратной связи, и на находящегося в этой ситуации педагога.
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:
1. При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум превалировал над эмоциями.
2. Использовать многообразие видов и форм общения. Это также касается и установлению взаимоотношений педагога с детьми, очень важно подбирать к каждому ребенку свой индивидуальный подход.
3. Понимать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как важнейший фактор в развития и становления личности ребенка.
4. Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство, неуважительное и пренебрежительное отношение к ребенку и т.д.
5. Педагогу обязан уметь держать свои эмоции под контролем.
6. Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
7. Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).


Ответ: В рамках инклюзивного образования кроме Адаптированных программ сегодня широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
· определённые организационные формы обучения;
· определённая система обучения;
· содержание индивидуально-групповых занятий;
· индивидуальный образовательный маршрут;
· специальная подготовка педагогических кадров.
Индивидуальный подход помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте. Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:
· комплексную диагностику;
· индивидуальный образовательный маршрут;
· характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты:
· учитель – логопед,
· воспитатели,
· музыкальный руководитель.
Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его
потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени.
Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:
· Ступенчатая диагностика.
· Индивидуальный подбор педагогических технологий.
· Систематический контроль и корректировка.
· Наблюдение.
· Пошаговая фиксация.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
Содержательная часть индивидуального образовательного маршрута включает:
- Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ.
- Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для

осуществления оценки, планирования образовательного процесса (разработка
ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
- Сетка занятости ребенка;
- Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия.
- Рекомендации по работе с родителями.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута.
I этап – Подготовительный : Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.
II этап – Комплексной диагностики :
Выявление особенностей физического, личностной и познавательной сферы ребенка, выявление особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса.
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута :
По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
IV этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута :
Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство.

V этап – Промежуточная диагностика : Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
VI этап – Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута :
Учитывается динамика в развитии ребёнка.
Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.
VII этап – Итоговая диагностика :
Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.
Этапы индивидуального сопровождения отстающих учащихся
№ Содержание
Формы занятий
Ответственные
1
Выявление учащихся, испытывающих затруднения в усвоении ЗУН на основе срезов и контрольных работ учащихся.
Контрольные работы, контрольные срезы, педагогическая диагностика
Учителя
2
Анализ причин не усвоения программ на основе комплексной диагностики
Анкета учителя по А.Ф.
Ануфриеву, С.Н.
Костроминой
Диагностика психолога
Педагог- психолог
3
Заключение и рекомендации психолога по коррекции психофизических и познавательных возможностей учащихся.
Индивидуальные консультации
Педагог- психолог
4
Определение образовательного маршрута для учащегося.
Консилиум
Педагог- психолог,учителя
5
Реализация
Групповые и
Педагог-