Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социально педагогической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
индивидуальных программ и плана коррекционных мероприятий с ребенком. индивидуальные занятия. психолог
6
Отслеживание динамики в развитии, оценка динамики обучения и коррекции; назначение дополнительных обследований.
Обсуждение, беседы с родителями и учителями рекомендации
Педагог- психолог, учителя
Алгоритм работы со слабоуспевающими учениками :
Ознакомление родителей с результатами тестирования
Составление диагностической карты
Мониторинг уровня развития высших психических функций
Составление плана индивидуальной и групповой работы (с указанием соответствующих упражнений)
Составление графика консультаций
Подбор и разработка дидактического материала
На каждого ученика, испытывающего трудности обучения заполняется карта
ИОМ учителем и психологом.
1 страница ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ
Фамилия _____________________________________________________________
Имя__________________________________________________________________
Отчество______________________________________________________________
Класс_________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________________
Состояние здоровья и развития учащегося:
Общая оценка здоровья учащегося______________________________________
Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная, утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная
6
Отслеживание динамики в развитии, оценка динамики обучения и коррекции; назначение дополнительных обследований.
Обсуждение, беседы с родителями и учителями рекомендации
Педагог- психолог, учителя
Алгоритм работы со слабоуспевающими учениками :
Ознакомление родителей с результатами тестирования
Составление диагностической карты
Мониторинг уровня развития высших психических функций
Составление плана индивидуальной и групповой работы (с указанием соответствующих упражнений)
Составление графика консультаций
Подбор и разработка дидактического материала
На каждого ученика, испытывающего трудности обучения заполняется карта
ИОМ учителем и психологом.
1 страница ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ
Фамилия _____________________________________________________________
Имя__________________________________________________________________
Отчество______________________________________________________________
Класс_________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________________
Состояние здоровья и развития учащегося:
Общая оценка здоровья учащегося______________________________________
Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная, утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная
возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки______________________________________________
2 страница :
Анкета ученика _______________________________________________________
Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в
том, что:
Мне трудно понять объяснения учителя на уроке.
На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно.
В школе очень много задают.
Если я не понял что-либо на уроке, я просто не делаю д/з.
Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь.
Учителя не требовательные.
Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего-то не понял на уроке.
Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина.
Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке.
Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.
Из-за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить.
У меня много пробелов в знаниях. (многое не помню, или не знаю)
Некоторые учителя плохо объясняют материал.
Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами).
Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным.
У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством).
Я не умею думать.
У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу.
Я не верю в то, что смогу хорошо учиться.
Программа обучения слишком сложная.
2 страница :
Анкета ученика _______________________________________________________
Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в
том, что:
Мне трудно понять объяснения учителя на уроке.
На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно.
В школе очень много задают.
Если я не понял что-либо на уроке, я просто не делаю д/з.
Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь.
Учителя не требовательные.
Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего-то не понял на уроке.
Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина.
Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке.
Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.
Из-за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить.
У меня много пробелов в знаниях. (многое не помню, или не знаю)
Некоторые учителя плохо объясняют материал.
Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами).
Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным.
У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством).
Я не умею думать.
У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу.
Я не верю в то, что смогу хорошо учиться.
Программа обучения слишком сложная.
Учиться — скучно.
В школе для меня важнее общение, а не учёба.
Я не хочу учиться.
У меня проблем нет, это учителя придираются.
Чем могут помочь родители?_______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Чем могут помочь учителя?____________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3 страница. Анкета учителя по А.Ф. Ануфриеву, С.Н. Костроминой
Феноменология
трудностей
Возможные
психологические
причины
Рекомендации
психолога
1.В письменных работах допускает ошибки
2. Неразвитость орфо- графической зоркости.
3. Невнимателен и рассеян.
4. Испытывает трудности при решении
математических задач.
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.
6. Неусидчив.
7. Трудно воспринимает объяснение с первого раза.
8. Постоянная грязь в тетради.
9. Плохое знание таблицы сложения
(умножения).
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.
11. Постоянно забывает дома учебные предметы.
12. Плохо списывает с доски.
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз,
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста.
6. Неусидчив.
7. Трудно воспринимает объяснение с первого раза.
8. Постоянная грязь в тетради.
9. Плохое знание таблицы сложения
(умножения).
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.
11. Постоянно забывает дома учебные предметы.
12. Плохо списывает с доски.
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз,
прежде чем ученик начнет его выполнять.
15. Постоянно переспрашивает учителя.
16. Плохо ориентируется в тетради.
17. Поднимает руку, а при ответе молчит.
18. Опаздывает на уроки.
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест
20. Испытывает страх перед опросом учителя
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
4 страница: Индивидуальные критерии развития высших психических
функций
15. Постоянно переспрашивает учителя.
16. Плохо ориентируется в тетради.
17. Поднимает руку, а при ответе молчит.
18. Опаздывает на уроки.
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест
20. Испытывает страх перед опросом учителя
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
4 страница: Индивидуальные критерии развития высших психических
функций
Параметры развития
ВПФ
Сентябрь Январь Май
Развитие
мышления
(владение приемами понятийного мышления.
Выполнение логических операций
Осведомленность
Классификация
Аналогии
Обобщение
Уровень развития
Развитие памяти
Слуховая
Зрительная
Моторно- слуховая
Комбинированная
Долговременная опосредованная
Логическая память
Развитие внимания
Объем внимания
Устойчивость внимания
Особенности свойств нервной системы
Гибкость мышления
Сила нервных процессов
5 Страница:
Построение графиков и диаграмм позволяет отследить динамику развития каждого ученика, а значит своевременно оказать ему практическую помощь:
Педагоги, психолог и родители должны находится постоянно на связи и совместно участвовать в реализации ИОМ.
Мониторинг результативности обучающихся
(ознакомление родителей с результатами развития учащегося)
Психолог_____________________________________
Месяц/дата
Тема
консультации
Рекомендации Роспись
родителей
Рекомендации
для педагогов при оказании помощи слабоуспевающим ученикам на уроке
Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:
Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала.
Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.
Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.
Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения.
Учащихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств.
Если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.
консультации
Рекомендации Роспись
родителей
Рекомендации
для педагогов при оказании помощи слабоуспевающим ученикам на уроке
Условия предупреждения и преодоления неуспеваемости:
Привлекать неуспевающего к работе на уроке – во время проверки выполнения домашнего задания, объяснения и закрепления нового материала.
Важно при этом так поставить дело, чтобы неуспевающий работал пусть медленно, пусть с ошибками, но самостоятельно, а не списывал задания у одноклассников.
Учитель не должен спешить ставить неудовлетворительную оценку, чтобы не снизить мотивацию к учению. Слабоуспевающий ученик вначале болезненно переживает плохие оценки, если они с его точки зрения, несправедливы, а потом становится равнодушным к учению.
Учитель обязательно должен вызывать слабоуспевающих учащихся к доске при этом методически грамотно организовывать работу класса в этот момент, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения – это необходимое условие для успешного обучения.
Учащихся следует ставить перед посильными трудностями. Учение не должно даваться слишком легко, потому что легкость учения не вырабатывает у учащихся привычки работать с напряжением и преодолевать трудности, а это одно из важнейших человеческих качеств.
Если требования, предъявляемые к учащимся, для них непосильны, то они начинают искать обходные пути (списывание, шпаргалки), некоторые пытаются вызубрить наизусть недостаточно понятный материал. Это и есть формализм, который делает полученные «знания» непрочными, неприменимыми, бесполезными. Тогда учащийся теряет интерес к предмету или даже приобретает отвращение к нему.
Слабоуспевающим учащимся надо давать посильные для них задания, не выходя за рамки «обязательных результатов обучения».
Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимо:
Жесткий контроль над выполнением всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.
Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему
(обязательные результаты обучения).
Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе.
Домашнее задание должно содержать дополнительную часть и необязательную.
Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах.
Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.
Не каждый раз ставить «двойку», а уметь терпеливо ждать учащиеся с замедленным восприятием.
Не унижать ученика и постараться найти к нему подход.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащемуся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадривание, похвала.
При изложении нового материала.
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке.
1.Разбивка заданий на дозы, этапы.
2.Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
3.Напоминание приема и способа выполнения задания.
4.Ссылка на правила и свойства.
5.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающего.
6.Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы.
Выбор наиболее рациональной системы упражнений.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Рекомендации для родителей слабоуспевающих детей.
Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.
Приучайте детей к преодолению трудностей.
Организуйте чёткий распорядок жизни ребёнка. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище на уроке.
В воспитании предъявляйте единые требования к ребёнку, не унижайте, не вымогайте обещаний.
В отношениях с ребёнком не допускайте подавления личности, угрозы, физические наказания, чрезмерной опеки!
Не оправдывайте своё неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Пусть ребёнок видит ваш интерес.
Родители должны контролировать процесс научения своего ребёнка и учитывать индивидуальные особенности.
Родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.
Несмотря ни на что – приучайте ребёнка готовить домашнее задание.
Ребёнок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто его не должно отвлекать.
Учите ребёнка управлять собственным поведением.
Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
Проявляйте веру в ребёнка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
Создайте дома обстановку уважения и дружелюбия.
Помните! Успех - вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика- сознание того, что у него что-то получается.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Ответ: Планирование образовательного процесса не может обойтись без такой важной работы как диагностика. Она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Методика Выготского – Сахарова
Предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представлен авторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой