Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социально педагогической деятельности) Дисциплина Психология Практическое занятие 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различными признаками: цвет, форма, величина, высота.
Методика предназначена: деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3- летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет.
При анализе результатов, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отношение ребенка к заданию, понимание и удержание инструкций, следование им. Также необходимо оценить степень заинтересованности ребенка в выполнении нового для него вида деятельности. Оценивается и анализируется соответствие актуального для ребенка обобщающего (классификационного) признака нормативному для его возраста. При анализе результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление специфических особенностей обобщающей функции, сколько установление соответствия уровня актуального развития обобщающих операций возрастным нормативам.
Анализ полученных результатов полностью базируется на представлениях Л. С.
Выготского об этапах формирования понятий в детском возрасте.
Считаю, что данный план занятий создаст условия оптимального возрастного развития личности младшего школьника. Организует корекционно – развивающее воздействие с использованием игротерапии. Научит находить решения возникающих трудностей в школе и дома.
Планирование занятий профилактики и коррекции школьной дезадаптации.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Ответ: Система внеклассных занятий «Вместе веселее», направленная на преодоление школьной дезадаптации первоклассников.
В наше время очень острой проблемой стала адаптация первоклассника в школе. Это связано с тем, что на детей с первых дней учебы в школе идет большая нагрузка, не сформированности навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости; не сформированности мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента. И из за этого может произойти школьная дезадаптация.
При дезадаптации необходимо, учитывать все особенности: трудности в усвоении программного материала; социализацию в классе; ухудшение здоровья связанные с сильной тревожность, которая происходит когда у первоклассника не чего не получается.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач, одна из них - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе.
Чтобы вовремя обеспечить адаптацию ребенка необходимо включать их во внеклассные занятия. Внеклассные занятия является частью учебно- воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассные занятия необходимо проводить в системе, так как система занятий - это совокупность определенных упражнений или игр направленных на достижение общей цели.
Цель системы внеклассных занятий - преодоление школьной дезадаптации, через формирование и развитие качеств, характеристик и умений, необходимых для первоклассников.
Актуальность сформулированной цели находит подтверждение в ФГОС НОО, который определяет в качестве обязательного компонента личностного результата начального общего образования «овладение начальными навыками адаптации в динамическом изменяющемся и развивающимся мире».
В соответствии с целью определены задачи:
- формирование представлений о школе, правилах поведения в школе, особенностях учебной деятельности, знакомство со школой;
-совершенствование свойств внимания и видов памяти, формирование мнемотехнических приемов;
- развитие речи и мышления, мыслительных операций;
- формирование навыков управления своим поведением и навыков оценочной деятельности, формирование адекватной самооценки


- развитие коммуникативных и организаторских способностей.
При организации системы внеклассных занятий необходимо использовать следующие принципы: сотрудничества, наглядности, от простого к сложному, системности.
После проведения занятий у первоклассников повысится компоненты адаптации, а именно когнитивный (совершенствуем внимание и память; развиваем речь и мышление, развиваем коммуникативные и организаторские способности), эмоциональный (учимся управлять своим поведением) и поведенческий
(мотивационный) компонент адаптации первоклассников.
Тематический план:
Блок : 1. Инвариативный
Раздел : 1. Мотивационный
Тема:
1. «Знакомство с миром школы». Цель:
формирование представления о школе и основными правилами. Задачи:
1.Формирование интереса к учению к школе.
2.Формирование навыков культурного поведения в школе.
3.Формирование представления о помещениях школы: коридор, раздевалки, класса, библиотека, спортивный зал, актовый зал, столовая, мед. пункт.
Тема :2. «Правила школьной жизни». Цель:
сформировать представление о правилах поведения во время учебного процесса и на переменах.
Задачи:
1. Сформировать представление о правилах поведения на уроках и переменах.
2. Развитие мотивации к учению.
3. Развитие умение объяснять свой выбор, строить фразы, ответить на поставленные вопросы.
Тема : 3. «Одноклассники». Цель: формирование сплочённого коллектива.
Задачи:
1. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.
2. Формирование умения находить и выделять необходимую информацию.
3. Формирование умения работать в парах и малых группах.

4. Формирование умения оценивать свои действия и действия другого
Раздел 2. Совершенствуем внимание и память.
Тема : 1. «Путешествие с хомячком». Цели: совершенствование памяти и внимания, через игры и упражнения.
Задачи:
1. Развитие слухового и зрительного внимания, через выполнение игр и упражнений.
2. Активизация мысленных операций.
3. Формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
Тема:
2. «Хомячок Хома снова с нами».
Цель: совершенствование памяти и внимания, через игры и упражнения.
Задачи:
1. Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, умения выполнять несколько действий одновременно в процессе выполнения игр и упражнений;
2. Совершенствование внимательности как личностного качества ребёнка, способности понимать и выполнять инструкцию взрослого;
3. Формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
Тема: 3. «Хома с нами».
Цель совершенствование памяти и внимание через различные формы работы.
Задачи:
1) Развитие познавательной активности, формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
2) Формирование умения принимать задачу, планировать, контролировать и оценивать результаты своих действий.
3) Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения.


Тема: 4. «Хома и его друг».
Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.
Задачи:
1. Развитие дикции развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.
2. Формирование нравственно – эстетического оценивания
3. Развитие умения поиска и выделение необходимой информации.
Раздел 3 : Развиваем речь и мышление
Тема 1.
«Приключение Хомы и его друга».
Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.
Задачи:
1. Формирование нравственно – эстетического оценивания.
2. Развитие дикции развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать
3. Развитие умения производить простые логические действия (анализ, синтез).
Тема 2. «Изменение Хомы и его друга». Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.
Задачи:
1. Развитие дикции, через проговаривание скороговорок
2. Развитие мышления через упражнения
3. Развитие умения самооценки
Блок: 2. Вариативный
Раздел 1. Учимся управлять своим поведением.
Тема 1: «Эмоции». Цель: формирование умения выражать свои эмоции.
Задачи:
1. Развитие выражение своих эмоций через невербальные способы коммуникации
2. Формирование умения работать в парах и малых группах.

3. Развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить выход из спорных ситуаций.
Тема 2. «Грусть и страх».
Цель: совершенствование умения контролировать себя через обыгрывание ситуаций.
Задачи:
1. Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
2. Развитие умения обучающихся производить простые логические действия(анализ, синтез, сравнение, обобщение и др).
3. Формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на постав-ленные вопросы, аргументировать.
4. Формирование неформальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы интонации и т.п.
5. Развитие умения оценивать свою деятельность.
Раздел 4. Развиваем коммуникативные и организаторские способности
Тема 1. «Приключения».
Цель: совершенствование коммуникативных и организаторских способностей, через игровую деятельность.
Задачи:
1. Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.
2. Формирование невербального способов коммуникации – посредствам контакта глазами, мимики, жестов, позы, интонации.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Ответ: Диагностика творческих способностей детей
Выявление и развитие творческих способностей детей, поддержка одаренных
– одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях

демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка еще при зачислении в объединения «Фантазии в красках», что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).
▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

▪ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;
▪ Склонен к рискованным действиям;
▪ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
▪ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
▪ Не боится отличаться от других;
▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.
3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
- оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать,

понимают на интуитивном уровне.
6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
▪Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко,
Е.Л. Пороцкая)
Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
▪Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).
Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.
1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные
фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основные показатели креативности:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
▪ Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.
При оценке данного задания используется трёхбалльная система: высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный; средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный; низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.
▪ Творческое задание «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков.
Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если