Файл: Предоставление льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования, аналоги которого не производятся в российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, АНАЛОГИ КОТОРОГО НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.С. Преловская

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

В статье рассматриваются вопросы применения льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Также, по итогам анализа судебной практики, выявляются противоречия по вопросу отнесения технологического оборудования к льготной категории в зависимости от присвоенного классификационного кода.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговые ставки, таможенные органы, льготы по уплате налога на добавленную стоимость, технологическое оборудование.

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС) на ввозимые товары взимается не в качестве косвенного налога, а в виде таможенного платежа, закрепленного в ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).1 НДС применяется к более широким товарным категориям. Установление ставок НДС, а также изменение порядка и сроков его уплаты, отнесено к компетенции национального законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза.

Несмотря на старания по унификации налогового законодательства, в каждой стране НДС имеет свои особенности. Для государства сбор НДС является эффективным финансовым инструментом пополнения федерального бюджета, его сбор обеспечивает существенные и стабильные поступления в бюджет Российской Федерации. Кроме того, таможенный НДС защищает отечественного производителя, предоставляя ему конкурентные преимущества.

Согласно ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в настоящее время действуют 3 ставки НДС:

1. 0% - полное освобождение от уплаты налога
;

2. 10% - льготное налогообложение;

3. 20% - полное налогообложение.2

Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) в рамках проведения камеральных проверок.

Существует перечень товаров, при ввозе которых на территорию Российской Федерации, они освобождаются от обложения налогом, то есть для них НДС составляет 0 процентов. К таким товарам относятся: медицинские товары и технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ. Перечень технологического оборудования, который не подлежит обложению НДС утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372 (далее – Постановление № 372).3 В соответствии с Постановлением № 372 на импортера не возлагаются дополнительные обязательства или ограничения по пользованию или распоряжению оборудованием.

С применением льготы выпускается высокотехнологичное оборудование, не имеющее производимых в России аналогов, которое зачастую ввозится отдельными партиями, в том числе, в течение продолжительного периода. Часто такое технологичное оборудование представляет из себя экспериментальные линии и агрегаты, а, следовательно, определить с высокой точностью и вероятностью его мощность и производственные параметры для сопоставления с техническими характеристиками, указанными в перечне технологического оборудования, который не подлежит обложению НДС, без комплексного анализа не представляется возможным.4

В перечне технологического оборудования, который не подлежит обложению НДС наименования оборудования, аналоги которого не производится в Российской Федерации соотнесены с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), утверждённой Решением Совета Евразийский экономической комиссии от 14.09.2021 № 80.5 Соответственно применение льготы определяется исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, для применения льготы нужно указать соответствующий код данного товара по ТН ВЭД ЕАЭС в таможенной декларации (далее – ДТ). И приложить к ней подтверждающие документы, на основании которых она была заполнена, включая те, на основании которых был заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

К подтверждающим документам относятся:

– договор поставки оборудования;

– техническая документация (технический паспорт, схемы сборки, чертежи и т.д.);



– сертификаты;

– спецификация;

– иные товаросопроводительные документы и коммерческая документация.

На практике часто возникают ситуации, когда участники внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) специально подгоняют технические характеристики своего оборудования, чтобы применить к своим товарам льготное налогообложение, тем самым снизив таможенные платежи, подлежащие уплате.

Так, Арбитражным судом было рассмотрено дело в отношении товара: «двигатели внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, судовые, новые мощностью не более 50 кВт для морских судов». В ходе камеральной проверки было установлено, что общество указало в графе 31 ДТ неполные сведения о характеристике товара соответственно, что повлияло на заявление в графе 33 спорных ДТ недостоверных сведений о классификационном коде 8408 10 230 0 ТН ВЭД ЕАЭС и привело к занижению размера сумм, причитающихся к уплате таможенных платежей. Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.2018 № 15 «О классификации судового дизельного двигателя в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» судовой дизельный двигатель, предназначенный для вращения ротора электрогенераторной установки, электрическая энергия которой используется как для обеспечения жизнедеятельности судна, так и для обеспечения электродвигателей, приводящих в движение судно, в соответствии с ОПИ 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8408 90 ТН ВЭД ЕАЭС. Поскольку в Перечне технологического оборудования субпозиция 8408 90 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствует, то обложение НДС при ввозе вышеуказанного товара на территорию Российской Федерации производится по ставке 20%.6

Также прослеживается соотношение публичных и частных интересов: участник ВЭД старается уменьшить свои расходы, в том числе за счет сумм таможенных платежей, в частности НДС, а таможенный орган выполняет контрольную и фискальную функцию по перечислению средств в бюджет.

Например, при рассмотрении спора в отношении товара: «производственная линия по изготовлению древесностружечных плит (ДСП) производительностью 909 куб. м в сутки». Таможенные органы считают ошибочными выводы судов двух инстанций о наличии оснований для применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении производственной линии по изготовлению древесностружечных плит (далее - ДСП), поскольку производительность ввезенного оборудования является не четко определенной, а варьируется в зависимости от толщины плиты и прочих факторов в диапазоне от 676 м3 в сутки до 1148 м3 в сутки, что не соответствует формулировке, приведенной в Перечне. При новом рассмотрении арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оборудование не имело аналогов в Российской Федерации и соответствовало Перечню, утвержденному Постановлением № 372, в связи с чем Общество имело право на льготу по НДС. Заявленный Обществом код товара 8479 30 100 9 ТН ВЭД подтвержден решением ФТС России от 29.10.2013 № 06-54/48260. Оспариваемые решения таможенного органа не содержат выводов о несоответствии ввезенного оборудования упомянутому коду.
7

Таким образом, спорные ситуации по вопросу льготного налогообложения НДС по ставке 0% в отношении технологического оборудования связаны:

  1. с тем, что заявленный в декларации код ТН ВЭД ЕАЭС должен присутствовать в Перечне кодов технологического оборудования, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 372;

  2. с вопросом по критерию производительности технологического оборудования, ввозимого на территорию РФ.

В целом таможенное регулирование ввоза технологического оборудования имеет положительный результат. Этому способствует освобождение некоторых видов технологического оборудования от уплаты НДС, а также контроль таможенных органов за перемещением спорных товаров на территорию Российской Федерации. Прежде всего применение льготы по НДС при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, направлено на поддержку и расширение российского производства технологического оборудования, а также на обеспечение динамичного обновления основных производственных фондов, что способствует развитию отечественной экономики. Также, освобождение ввозимого технологического оборудования от взимания НДС позволяет сократить отвлечение оборотных средств предприятий, осуществляющих инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств и осуществляющих инвестиции в экономику Российской Федерации.
Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс»

  2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 12.04.2022) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс»

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) (ред. от 26.03.2022 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

  4. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372 (ред. 18.04.2022) «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2330.

  5. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2021 г. по делу № А67-1679/2018 // URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/twjfapBh2XbU/

  6. Решение Арбитражного суда Приморского края от 27 июля 2021 г. по делу № А51-13872/2020 // URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/qt6GjuAuRjNw/

  7. ОРВ: Готовятся изменения в правила освобождения от НДС импортного оборудования // Внешнеэкономические новости [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru/external_news/80746/ (дата обращения: 20.04.2022)


1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс»

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) (ред. от 26.03.2022 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

3 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372 (ред. 18.04.2022) «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2330.

4 ОРВ: Готовятся изменения в правила освобождения от НДС импортного оборудования // Внешнеэкономические новости [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru/external_news/80746/ (дата обращения: 20.04.2022)

5 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 12.04.2022) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс»

6 Решение Арбитражного суда Приморского края от 27 июля 2021 г. по делу № А51-13872/2020 // URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/qt6GjuAuRjNw/

7 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2021 г. по делу № А67-1679/2018 // URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/twjfapBh2XbU/