Файл: Литература по теме Тема Алгоритмы и программы Вопрос Понятие алгоритма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10.  В каком году появилась Всемирная паутина?

11.  Что (какие объекты) размещают на web-странице?

 

Литература по теме:

 

1.  Гальченко Г.А., Дроздова О.Н. Информатика: учеб. пособ. – М.: Феникс, 2017. – 381 с.

2.  Трофимов В.В. Информатика: учеб. – в 2-х т. – СПб.: Юрайт, 2016. – 406 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – Режим доступа: http://window.edu.ru

2.  Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей. – Режим доступа: http://www.ripn.net

 

Тема 8. Информационные технологии

 

Цель и задачи: рассмотреть этапы развития информационных технологий, их классификацию, свойства и назначение.

 

Вопросы темы:

1.  Этапы развития информационных технологий.

2.  Классификация информационных технологий.

 

Вопрос 1. Этапы развития информационных технологий.

 

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и пр., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Как отмечалось выше, информационные технологии – это средства и методы, с помощью которых человек или компьютер получает, хранит, обрабатывает и передает информацию. Исторически одними из первых средств получения и передачи информации явились язык и речь человека, с помощью которых люди смогли обмениваться сообщениями, а также запоминать увиденное и услышанное. Каждый человек мыслит с помощью речи, то есть словами. Поэтому речь можно считать самой древней природной информационной технологией.

Дальнейшие этапы развития информационных технологий связаны с появлением сначала письменности (около 6 тыс. лет назад), а затем и книгопечатания (в 1445 г. Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок). В XIX в. были изобретены телеграф и телефон, в начале XX в. появилось радио, а в середине века – телевидение. Все эти достижения человеческой мысли давали скачок в области получения, хранения, обработки и передачи информации. Наконец, появившиеся во второй половине XX в. ЭВМ привели к созданию компьютерных информационных технологий, которые бурно развиваются и в XXI в. Именно компьютерным технологиям и будет посвящено дальнейшее изложение, поскольку появление и широкое распространение компьютеров обеспечило человеку совершенно новые возможности поиска, получения, накопления, передачи и обработки информации.


На протяжении своей истории человечество накапливало знания, полученные из наблюдений и опыта, пыталось сохранить их и передать последующим поколениям, делало верные и неверные выводы из совокупности доступных знаний, и было неудержимо в попытках применения полученных знаний на практике.

В профессиональной деятельности также значительно выросло применение информационных технологий, повсеместно используются базы данных, справочно-правовые системы, искусственный интеллект.

Информационные технологии дают возможность человеку получать информацию о событиях не только в данном месте и настоящем времени, но и в других местах и прошлом времени. Информацию о событиях в других местах обеспечивают средства связи, информацию о событиях в прошлом времени – физические носители информации или устройства памяти, в которые информация записывается и сохраняется во времени (запоминается) с целью последующего воспроизведения.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.

В настоящее время областями применения информационных технологий стали практически все отрасли человеческой деятельности: государственное и муниципальное управление, экономика и хозяйственная деятельность, промышленность, строительство и архитектура, транспорт и связь, оборона, научные исследования, образование, юриспруденция, медицина, правоохранительная деятельность, сфера обслуживания (в том числе социально-культурный сервис и туризм) и пр.

 

Вопрос 2. Классификация информационных технологий.

 

Напомним ещё раз определение, данное Федеральным законом РФ №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Цель информационной технологии – получение информации для ее анализа человеком (сотрудником, руководителем) и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.


Предмет информационных технологий – данные. Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной предметной областью. Методами информационных технологий являются обработка и передача информации.

Инструментами информационной технологии могут быть:

·     текстовый процессор;

·     электронные таблицы;

·     системы управления базами данных;

·     издательские системы;

·     электронные календари;

·     информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые);

·     экспертные системы и т.д.

 

Информационные технологии базируются на использовании информации, программных продуктов и вычислительной техники. В рамках информационной технологии реализуются следующие этапы обработки информации:

1)      сбор и регистрация информации;

2)      машинное кодирование информации;

3)      хранение информации;

4)      обработка информации с использованием современных вычислительных методов математического моделирования, статистических и других методов;

5)      выдача информации заказчикам;

6)      анализ полученной информации и др.

 

Компонентами информационных технологий могут являться: техническое (в том числе коммуникационное), программное, информационное обеспечение и сотрудники (пользователи).

К основным свойствам информационных технологий относятся:

·     целесообразность;

·     наличие компонентов и структуры;

·     взаимодействие с внешней средой;

·     целостность;

·     развитие во времени.

 

Три основных принципа компьютерной информационной технологии:

1)      интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

2)      интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

3)      гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

 

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества, необходима их предварительная классификация. Она зависит от показателя или совокупности признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Как правило, классификационные признаки информационных технологий выделяют по:

1)      назначению и характеру использования;

2)      способу организации взаимодействия;

3)      применению в предметной области;

4)      функциям применения;


5)      типу обрабатываемых данных;

6)      способу объединения;

7)      характеру взаимодействия с пользователем;

8)      используемым платформам.

 

1.  По назначению и характеру использования выделяют два основных класса информационных технологий: функциональные и обеспечивающие.

Функциональные технологии решают функциональные задачи, например, управленческие, финансовые, юридические, образовательные и пр. Они реализуют типовые процессы обработки информации в определенной предметной области.

Обеспечивающие технологии поддерживают (обеспечивают) решения функциональных задач. Они используются как инструменты в различных предметных областях для решения функциональных задач и представляют собой способы организации отдельных технологических операций информационных процессов. Обеспечивающие технологии связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации. Они включают обработку текстов, табличные расчеты, работу с базами данных, распознавание символов, создание графических иллюстраций, защиту информации и др.

Функциональные информационные технологии строятся на основании обеспечивающих информационных технологий и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов конкретной области.

2.  По способу организации взаимодействия выделяют локальные и сетевые информационные технологии.

Локальные информационные технологии осуществляют обработку информации без использования компьютерных сетей (локальных, корпоративных и глобальных). Для получения, хранения, обработки и передачи информации используются отдельные компьютеры с введёнными данными (информационное обеспечение) и установленным программами (программным обеспечением). Для ввода исходных данных и передачи результатов обработки используются съемные носители информации – дисковые накопители (CD и DVD диски, флэшки и др.). Очевидно, что в современных условиях такой вид информационных технологий является устаревшим, хотя в определённых случаях он имеет право на жизнь.

Сетевые информационные технологии на сегодняшний день имеют наибольшее применение в профессиональной деятельности, поскольку практически в любой организации, использующей компьютеры, последние, как правило, объединяются в локальные или корпоративные сети.


3.  По применению в предметной области информационные технологии делятся на предметные и прикладные.

Предметные основаны на использовании типовых пакетов программ решения конкретных задач в определенной отрасли: экономических, технических, управленческих и организационных (например, задач побора туров, бронирования отелей, авиабилетов и пр.).

Прикладные являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые и табличные процессоры, электронные органайзеры, графические редакторы, программы-переводчики и т.д. Для их использования не требуется знание предметной области.

4.  По функциям применения можно выделить следующие виды информационных технологий:

·     расчеты;

·     хранение данных;

·     документооборот;

·     организация коллективной работы;

·     помощь в принятии решений.

 

5.  По типу обрабатываемых данных можно выделить текстовые, табличные, графические, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.

Текстовые данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией, числовые данные – электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД). Графические данные обрабатываются двух- и трехмерными графическими процессорами.

6.  По способу объединения можно выделить отдельные (одиночные) и интегрированные информационные технологии. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, MS Word или MS Excel). Интегрированная информационная технология представляет собой совокупность отдельных технологий с развитыми средствами взаимодействия между ними, например, интегрированный пакет MS Office, позволяющий решать задачи комплексом программ, входящих в пакет.

7.  По характеру взаимодействия с пользователем различают информационные технологии коллективного использования и информационные технологии индивидуального использования. Последние образуют класс так называемых информационных технологий пользователя, который представляет большой практический интерес.

8.  В основе классификации информационных технологий по используемым платформам лежит собственно понятие платформы. Разнообразие технических и программных средств вынудило разработчиков информационных технологий ввести это понятие. Различают техническую и программную платформы.