Файл: 1. Теоретические подходы к изучению конфликтов. Когнитивистские теории.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение

1. Теоретические подходы к изучению конфликтов

. Когнитивистские теории

2.1 Теория поля Курта Левина

.2 Теория баланса Фрица Хайдера

.3 Теория коммуникативных актов

3. Конфликт как когнитивная схема

. Когнитивные подходы в межгрупповых конфликтах

. Когнитивистские подходы в отечественной психологии

Заключение

Список использованной литературы



Введение



В современных экономических, политических условиях проблема конфликта стоит очень остро, а значит, исследование конфликтов на сегодняшний день очень актуально. Изучение конфликтов сегодня является очень динамично развивающейся областью психологии, ведь конфликт имеет место во всех сферах взаимодействия людей, в связи с чем играет большую роль в жизни не только конкретного человека, но и общества в целом.

Для того, чтобы дать определение понятию «конфликт», воспользуемся научными изданиями. Так, «Психологический словарь» характеризует конфликт противоречие, которое связано с сильными эмоциональными переживаниями и трудно поддается разрешению. В словаре выделяются три основные формы конфликта - внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Определение конфликта, которое мы видим в «Психологическом словаре», недостаточно полно объясняет суть конфликта, поэтому воспользуемся определением, данным в более современном научном издании, так, «Словарь конфликтолога» характеризует конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» .
По своему происхождению, конфликт - это не физический предмет, он не может существовать сам по себе, а представляет собой некое состояние, в котором находятся человеческие отношения. Таким образом, конфликт - не субстанциональное явление, а следствие чего-либо. Несмотря на свою широкую распространенность, конфликт является не постоянным, а лишь временным состоянием общества. Однако конфликты разрушительны для общества.
Исследование конфликта представляет собой совокупность последовательных исследовательских процедур, которые направлены на углубленное изучение сути конфликтов, их особенностей. Кроме того, исследованием конфликтов можно назвать систему подходов, принципов, методов исследования конфликтов. Основной целью теоретических подходов к исследованию конфликтов является получение нового теоретического знания о конфликтном взаимодействии, а также последующее регулирование конфликтов на основе теории их изучения.


Среди основных теоретических подходов к изучению конфликтов можно выделить интрапсихическую интерпретацию, ситуационные подходы, в основе которых лежат бихевиористские традиции, а также когнитивистский подход, который наиболее полно и многосторонне рассматривается в данной работе.

Цель данного реферата заключается в изучении когнитивистского теоретического подхода к изучению конфликтов.

Для достижения цели реферата были поставлены следующие задачи:

. рассмотреть конфликт как когнитивный феномен;

2. изучить когнитивистские теории - теорию поля Курта Левина и теории его последователей - теорию баланса Фрица Хайдера и теорию коммуникативных актов Теодора Ньюкома;

. рассмотреть конфликт как когнитивную систему;

. изучить когнитивистские подходы в межгрупповых конфликтах;

. рассмотреть применение когнитивистских подходов к изучению конфликта в отечественной психологии.

Данная работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка использованной литературы.

1.

Теоретические подходы к изучению конфликтов



Существует такой подход к конфликтам человеческой души, как интрапсихическая интерпретация. Интрапсихический конфликт представляет собой борьбу между несовместимыми силами или структурами внутри человеческой психики. Американский психолог и психотерапевт С. Мадди, который написал известную работу по теориям личности, говорит о том, что все конфликты души человека можно разделить на три группы по критерию в базовых представлений, лежащих в основе этих конфликтов. Эти группы - модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности.

Модель конфликта предполагает, что личность постоянно и неизбежно находится между двумя сильными влияниями, противопоставленными друг другу. Жизнь в соответствии с этой моделью - это либо компромисс, который заключается в балансе этих двух движущих сил, либо, что гораздо хуже, неудачная попытка отвергнуть существование одной из этих сил. Есть два варианта модели конфликта - психосоциальный вариант, в котором говорится, что источник одной из этих сил заключен в самом человеке, а источник второй силы - в группах или обществе, интрапсихический вариант предполагает, что обе силы находятся внутри самой личности вне зависимости от того, рассматривается ли она в индивидуальном или социальном аспекте. В связи с тем, что две эти силы противоположны друг другу, и в том, и в другом варианте конфликтной модели особое внимание обращается на содержание этих сил, изменение этих сил не представляется возможным. В качестве примера представлений о личности, которые основаны на конфликтной модели, по мнению Мадди, можно привести теорию Зигмунда Фрейда, а также теории Мюррея и и Салливена, которые основаны на психосоциальной модели конфликта.


Также, одними из основных теоретических подходов к изучению конфликтов являются ситуационные подходы, которые изучают конфликт как реакцию на внешнюю ситуацию. Отрицанием понимания конфликтов как явления интрапсихического происхождения стало изучение внешних факторов их возникновения. В первую очередь, ситуационные подходы отражены в бихевиористской традиции. Классический бихевиоризм говорит о невозможности изучения субъективных факторов психической жизни человека, так как психология может получить научный статус только при наличии такого предмета своего изучения, который может быть описан объективно. По мнению приверженцев бихевиоризма, таким предметом может быть поведение. Таким образом, делая ключевым предметом изучения поведение человека, бихевиористские подходы ограничиваются внешними наблюдаемыми конфликтами -межличностными и межгрупповыми

Когнитивистский подход подверг традиционное изучение кооперации и конкуренции критике, основная критика была дана психологом Агеевым, плотно занимавшимся изучением сферы межгрупповых взаимодействий, он утверждал, что кооперация и конкуренция опосредованно отражаются в психической деятельности членов группы «в виде социальной категоризации» и создают в группе определенные социальные условия. Это утверждение было исследовано и подтверждено, что внесло коррективы в теорию объяснения конфликтов, которая раньше была только ситуационной и утверждала, что у человека или группы людей кооперативное либо конкурентное поведение возникает только в конкретной ситуации.

Так, по словам Агеева, именно когнитивисты первыми обратили внимание на то, что непосредственно наблюдаемые взаимодействия субъектов в конкретной социальной ситуации могут быть восприняты с точки зрения их субъективного отражения, то есть с точки зрения их осознания, рефлексии, оценки и т. д.

По мнению приверженцев когнитивистского подхода, конфликт можно изучать, только учитывая субъективное отражение тех или иных параметров ситуации, которая лежит в основе оценки ситуации как конфликтной и является основным фактором объяснения феноменологии конфликта. Когнитивисты предложили специфическую схему, где конфликт представляет собой не свойство ситуации, а выводы, которые делает индивид на основе этой ситуации.

В ходе становления когнитивистских подходов в психологии, ученые стали проявлять все больший интерес к значению когнитивных процессов в регулировании взаимодействия людей, а также к тем субъективным образам окружающей действительности, которые формируются у индивида и складываются в связные и по возможности непротиворечивые интерпретации картины мира.


когнитивистский теория конфликт

2.

Когнитивистские теории



.1 Теория поля Курта Левина



Курт Левин - немецкий и американский психолог, идеи которого имели большое значение в развитии психологии. Курт Левин считается основателем когнитивизма, так как именно он предложил новое понимание среды, окружающей индивида. Взгляды Курта Левина отличались от взглядов бихевиористов, которые считали, что условия окружающей среды формируют поведение индивида. Теория бихевиорстов, на тот момент была достаточно складной, но имела значительные недостатки, основным из которых было то, что в этой теории не учитывалась вся сложность психической деятельности человека, а также оставались без внимания такие аспекты, как самосознание, самоопределение личности.

Курт Левин создал теорию поля, согласно которой, человек живет в в определенном «психологическом поле», которое составляют предметы, окружающие его. окружающих его предметов. При этом, каждый из окружающих предметов обладает своим энергетическим зарядом, который вызывает у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Согласно теории поля Курта Левина, каждую отдельно взятую ситуацию необходимо рассматривать в субъективном, а не в объективном аспекте, то есть не с позиции того, кто наблюдает за ситуацией, а с позиции того человека, чьё поведение исследуется.

Посредством своей теории, психолог борется с противопоставлением понятий «внутреннее» и «внешнее» в описании источников социального поведения. Так, в бихевиоризме главными в регуляции поведения были внешние факторы, в психоанализе - внутренние, а Левин, создавая собственную теорию, соединил эти факторы, придав при этом «внешним» (объективным) факторам бихевиоризма «внутренний», субъективный характер.

Итак, Левин изучал личность в рамках жизненного пространства. При этом, жизненное пространство, по мнению Левина, представляет собой совокупность совместно существующих и взаимосвязанных факторов, которые определяют поведение индивида в данный конкретный момент времени. Жизненное пространство охватывает также и личность, ее психологическое окружение, формирую целостное психологическое поле личности. Поведение и развитие человека при этом становятся своего рода функцией его жизненного пространства.

Работы К.Левина и других представителей когнитивного феноменологического подхода нашли отражение в современной психологии. В настоящее время, вне зависимости от того, какого объяснения придерживается психолог - «личностного» или «ситуационного», общепринятым в когнитивном подходе является утверждение о том, что поведение человека объясняется не объективной ситуацией и не по общему согласованному мнению нескольких наблюдателей, а тем, как субъект видит ситуацию, как он ее переживает.


Психолог Шелдон Страйкер, говоря об основных направлениях развития психологии в конце семидесятых годов двадцатого века, обращает внимание на одну из главных тенденций, а именно на «общую волну...феноменологического мышления», которая придает субъективности законный и респектабельный статус в психологии. По мнению Ш. Страйкера, ключевую роль в «прорыве» субъективности в психологию, возможно, сыграли труды Курта Левин, описавшего в своей теории поля внешнюю среду как воспринимаемую и переживаемую субъектом (Stryker, 1977).

Для психологии как науки Курт Левин был очень значимой персоной, так как он стал первым ученым, который стал изучать конфликт как отдельное явление. Это прослеживается не только в его описании конфликта в рамках теории поля, но и в его изучении проблем межличностных отношений в период работы в Америке, а также в работах психолога, собранных воедино в книге «Разрешение социальных конфликтов» (1948). Таким образом, Курт Левин по праву считается первым психологом, который изучал конфликт в рамках психологии, кроме того, ученого можно назвать одним из основоположников конфликтологии.

К. Левин в теории поля описывает конфликт с точки зрения психологии как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют две силы, которые имеют примерно равную силу, но противоположную направленность. Те ситуации, когда человек находится одновременно между двумя позитивными или негативными валентностями или один и тот же объект имеет и позитивную, и негативную валентность, характеризуют основные виды внутриличностного конфликта.

С точки зрения когнитивистов, межличностные конфликты можно охарактеризовать как конфликты, возникающие в результате противодействия собственных сил человека с «вынуждающими силами», то есть как противоречие между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой.

Курт Левин считал, что на все разновидности конфликта распространяется единый закон, но, при этом межличностный конфликт, как конфликт между личными потребностями человека и внешними вынуждающими силами обладает специфической возможностью разрушения этих внешних сил. По теориям, построенным психологом, был проведен ряд исследований, которые заключались в изучении групповой атмосферы в случае автократического руководства, которая определялась исследователями как противоречие между вынуждающими и собственными силами.

Итак, в теории Левина воздействующие силы, которые он называл «валентностями» представляются не как объективные характеристики внешней ситуации, а являются результатом того, что индивид придает внешним объектам субъективные значения, то есть субъективно их воспринимает в соответствии со своим личным опытом, уровнем развития и прочим.