Файл: 1. Теоретические подходы к изучению конфликтов. Когнитивистские теории.rtf
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Немецкий психолог Курт Левина оказал очень большое влияние на когнитивные подходы к изучению конфликтов. Наибольшее значение для науки в конечном итоге обрели даже не утверждения психолога о конкретных аспектах межличностных отношений и конфликтов, а сама когнитивная направленность его рассуждений, и когнитивная модель, которая имеет место в его рассуждениях, хоть и выражена неявно.
Как было сказано выше, теория поля Левина описывает конфликт как некую ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют равные по величине силы, имеющие противоположную направленность. Эти силы не объективны, они являются результатом наделения индивидом внешних объектов субъективными значениями.
В связи с этим возможны три типа конфликтной ситуации, каждый из типов представлен на рисунках 1-3.
. Рисунок 1 отражает такую ситуацию, в которой человек находится между двумя позитивными валентностями примерно равной величины. Эту ситуацию ярко характеризует так называемый случай "буриданова осла", умирающего от голода между двумя стогами сена.
Данный тип внутреннего конфликта личности наиболее легок для разрешения. Ведь в случае, когда оба объекта одинаково привлекательны, достаточно выбрать один привлекательный объект и представить его как доминирующий. В целом, выбирать между двумя приятными объектами легче, чем между двумя неприятными, если речь не идет о чем-то принципиальном, важном для конкретного индивида.
Рис. 1. Человек между двумя позитивными валентностями примерно равной величины: 1 расшифровываются следующим образом: Ч - человек; В1 - валентность 1; В2 - валентность 2; Ц1 - цель 1; Ц2 - цель 2.
. Рисунок 2 показывает ситуацию, когда человек находится между двумя примерно равными негативными валентностями. Пример подобной ситуации - ребенок, который, с одной стороны, должен делать непривлекательное домашнее задание, заданное в школе, а с другой стороны, если не сделать задание, то ему грозит наказание, получить которое не менее неприятно, чем сделать уроки.
Рис. 2. Человек между двумя равными негативными валентностями
Обозначения, представленные на рисунке 2 расшифровываются следующим образом: Р - ребенок; З - задание; Н - наказание; Вз - валентность задания; Вн - валентность наказания; Вр - результирующая валентность.
Итак, угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию. С двух сторон давят две негативные силы, в результате такого давления человек всегда старается избежать обеих неприятностей и делает все возможное, чтобы выйти из поля. В ситуации, когда человек находится между двумя негативными валентностями, он предпринимает попытку бегства из ситуации. Это наиболее простая и очевидная попытка избежать неприятностей.
. Еще один вариант типичной ситуации представлен на рисунке 3. Ситуация заключается в том, что одно из двух направлений поля идет от позитивной, а другое направление - от негативной валентности.
В данном случае конфликтная ситуация может быть создана только при условии, если и позитивная валентность, и негативная валентность расположены в одном и том же месте. Например, ребенок хочет погладить кошку, которую он боится, так как она может его оцарапать, или хочет съесть торт, а ему запретили.
Рис. 3. Один из векторов поля идет от положительной, а другой - от отрицательной валентности
Обозначения для рисунка 3 расшифровываются следующим образом: Ц - цель, Ч - человек, В-- негативная валентность, В+- позитивная валентность.
Ситуации, рассмотренные выше, являются отражением основных видов конфликта, происходящего внутри личности.
.2 Теория баланса Фрица Хайдера
Теории и рассуждения немецкого психолога Курта Левина о происхождении конфликтов стали основополагающими для теорий когнитивного соответствия, к которым относится, например, теория структурного баланса Фрица Хайдера - австрийского и, впоследствии американского психолога, являвшегося непосредственным учеником Курта Левина. Фрица Хайдера частенько называют основателем когнитивной психологии в целом.
В теории Хайдера проведен анализ соответствия системы установок человека его знаниям об установках и поведении окружающих людей. Первые положения теории были сформулированы автором в 1946 году. Книга Ф. Хайдера «Психология межличностных отношений» содержит практически полное описание его теории. В этой книге психолог проводит анализ так называемых балансных и небалансных состояний в отношениях людей и, полагая, что люди, по большей части, стремятся к достижению баланса, предлагает некоторые пути, посредством которых можно достичь баланса.
Теория структурного баланса Хайдера объясняет поведение человека тем, что каждый человек стремится к балансу и имеет потребность в том, чтобы найти и понять причины своего поведения и причины поведения окружающих людей на уровне житейской психологии. Таким образом, основным утверждением Фрица Хайдера становится утверждение о том, как важно изучать «житейскую психологию» для понимания социального поведения личности необходимо понимать житейскую психологию, то есть общие психологические знания, которые люди получают из обыденной жизни, благодаря взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.
Житейская психология может быть выражена в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению человека можно судить об установках, мотивах, которыми он руководствуется.
В основе теории Хайдера лежат две основные идеи.
. Идея баланса. Баланс - это ситуация, в которой отсутствует давление на индивида, ничто не заставляет человека менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления;
2. Идея когнитивной атрибуции. Когнитивная атрибуция представляет собой поиск достаточной причины, объясняющей поведение другого человека или собственное поведение индивида.
Хайдер рассмотрел несколько различных ситуаций, связанных с когнитивным балансом.
Так, если некому человеку Р (person) симпатичен другой человек О (other), который делает нечто X, и если это действие X положительно по мнению Р, то речь идет о балансе, состоящем из трех позитивных отношений.
В случае, если человек Р испытывает антипатию к человеку О, который делает нечто X, и если это X является отрицательным с точки зрения Р, то это будет случай баланса из трех негативных отношений.
В случае, когда О, к которому Р относится положительно, делает нечто, что Р считает отрицательным, в структуре баланса возникает небалансное состояние и, соответственно, появляется тенденция стремления к балансу.
Далее ситуация может измениться двумя путями:
· путем изменения в отношении Р к О или Х;
· путем изменения в отношении целого.
Изменения в отношениях Р могут произойти по нескольким направлениям:
а) Р начнет считать, что X не так уж и плох - в результате будет установлен баланс из трех позитивных отношений;
б) Р будет считать, что О не так уж и хорош, таким образом получится, что «плохой О» делает «плохое X», и балансное отношение устанавливается снова.
Изменения в отношениях целого так же могут произойти несколькими путями:
а) Р начинает думать, что О в действительности не отвечает за X, следовательно действие X нельзя приписывать О, в результате чего их единство разрушается;
б)Р разрешает ситуацию путем дифференцированного взгляда на О и приходит к выводу о том, что О имеет и положительный, и отрицательные черты.
Достичь баланса можно посредством отрицательного отношения Р к «негативной» части О, которая отвечает за «плохое» действие X, и посредством хорошего отношения Р к «хорошей» части О.
На рисунке 4 представлена схема Р-О-Х Фрица Хайдера, относящаяся к теории структурного баланса, разработанной психологом. На данной схеме изображены сбалансированные и несбалансированные структуры, которые формируются из отношений, возникающих между тремя основными элементами - одним человеком, другим человеком и действием, которое совершается «другим» человеком.
Рассмотрим схему, изображенную на рисунке 4.
Рис. 4 - Схема Р-О-Х (Ф.Хайдер). К теории структурного баланса
Для рисунка 4 приняты следующие обозначения: L- позитивное отношение; nL- негативное отношение, P - человек (person), O - другой человек(other), X - действие, совершаемое O.
Ситуации, рассмотренные Ф. Хайдером - типичные, стандартные. Но в реальных случаях все происходит несколько сложнее. Например, один человек (О) владеет неким предметом или качеством (Х), к которому стремится другой человек (Р). Согласно схеме, изображенной на рисунке 4, это должно благоприятствовать отношениям одного человека к другому. Однако, в реальной жизни может случиться так, что Р станет завидовать О, желая получить X, что приведет к конфликту.
В итоге можно заключить, что в случае, если Р и О стремятся к X и единство одного из них исключает единство другого, возникает конфликт.
Подобный конфликт возникает и в том случае, если Р и О стремятся избежать X, но это возможно лишь для одного из них. И еще один нетипичный вариант возникновения и развития конфликта связан с тем, что у Р и О появляется нужда в совместном, едином действии относительно X, но их отношение к X при этом отличается - Р воспринимает Х негативно, а О - позитивно. Для решения такого конфликта либо О должен отказаться от позитивного для него X, или Р должен принять негативное для себя X. При этом Хайдер указывает на то, что его примеры межличностных конфликтов сходны с типами конфликтов, разработанными К. Левиным.
Таким образом, согласно теории баланса Фрица Хайдера, возникновение конфликта связано с ситуациями, когда установить баланс невозможно из-за того, что «определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека». То есть, суть социально-психологического конфликта заключается в его определении - это некая несогласованность системы взглядов человека и его знаний о взглядах и поведении других людей, то есть рассогласованность между системами представлений разных людей.
2.3 Теория коммуникативных актов
В дальнейшем теории Фрица Хайдера были развиты Теодором Ньюкомом, американским психологом и социологом, который в своих работах предпринял попытку перенести идеи теории баланса на область межличностного взаимодействия. Взгляды Ньюкома не получили изложения в специальной книге, и основным источником поэтому является статья, изданная в 1953 году под названием «Подход к исследованию коммуникативных актов».
Ключевое положение, разрабатываемое Ньюкомом, заключается в следующем: когда два человека положительно относятся друг к другу и создают какое-либо отношение к третьему (лицу или объекту), то, чаще всего у них развиваются схожие установки относительно этого третьего. При этом, по предположению Ньюкома, количество этих схожих установок увеличивается путем развития межличностной коммуникации. Таким образом, если в паре или группе людей появляется несогласие по отношению к какому-либо объекту, можно сделать вывод о том, что необходимость в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных действий между членами группы или пары.
Саму тенденцию к развитию схожих ориентаций Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и охарактеризовал их силу как силу связей между двумя людьми или силу их установок по отношению к третьему.
Т. Ньюком так же, как и Фриц Хайдер, рассматривает систему, состоящую из трех элементов. В данной системе воспринимающий субъект - это субъект «А», «другой» (Б) и «объект» (X).
Схема Теодора Ньюкома получила название А-Б-Х(по аналогии со схемой Р-О-Х Фрица Хайдера), данная схема представлена на рисунке 5.
Рассмотрим схему, предложенную Теодором Ньюкомом.
Рис.5. Схема А-Б-Х (Т. Ньюком)
Рассуждения Ньюкома аналогичны рассуждениям Хайдера. А считает сходство своего отношения к Х и отношения Б к X консонансом (балансом). В результате возникает привязанность между А и Б и, наоборот, если взгляды на Х у А и Б противоположны, то появляется неприязнь между А и Б.
Для того, чтобы система пришла к консонансу (балансу, по Хайдеру) нужно развивать взаимодействие между А и Б, для сближения позиции А и Б по отношению к X. В результате этого взаимодействия система может прийти в состояние баланса.
Достижение консонанса возможно тремя способами:
. А меняет свое отношение к X, делая его схожим с отношением Б к X;
2. Б меняет свое отношение к X, делая его схожим с отношением А к X;
. ни А ни Б не могут изменить свое отношение к Х, каждый остается при своем мнении. Тогда для достижения консонанса необходимо менять отношение А к Б.
Таким образом, схема Ньюкома, помимо просто диагностики состояния когнитивной структуры воспринимающего субъекта, дает характеристику некоторым усилиям, которые необходимо приложить для восстановления когнитивного равновесия.
Таким образом, в отличие от модели Хайдера