Файл: 1. Теоретические подходы к изучению конфликтов. Когнитивистские теории.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, модель Ньюкома была использована в практической деятельности - эту модель применили при изучении процессов массовой коммуникации в целом, и конкретно при определении условий эффективности «убеждающего речевого воздействия» на потребителя информации, поступающей через средства массовой информации.

При практическом применении модели Ньютона был выявлен ее недостаток, который заключается в том, что модель допускает три пути достижения баланса в системе, но дает конкретного ответа на вопрос о том, какой именно путь будет применен. А ведь для эффективного воздействия на массы путем СМИ очень важно выбрать один, единственно верный путь, который обеспечит изменение позиции потребителя информации под влиянием сообщения. Необходимо, чтобы тот, кто услышит информацию, воспринял ее, услышал и стал действовать в соответствии с полученной информацией, а не просто отгородился от нее, выключив телевизор. То есть, модель Ньюкома не может преугадать, в каком направлении изменятся отношения внутри «треугольника»: приведет ли А свою систему в соответствие путем изменения отношения Б к «объекту» или изменением его отношения к коммуникатору (т.е. к А).

Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были применены не только в рамках субъективных переживаний человека как ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании нового их измерения - когнитивного пространства.
.

Конфликт как когнитивная схема
У. Клар - один из немногих авторов, который рассмотрел конфликт непосредственно как когнитивную систему.

В этой работе конфликт рассматривается как специфическое содержание знания, или как специфическая когнитивная схема. Когнитивная схема при этом характеризуется как смысловая сеть взаимосвязанных значений (того, что подразумевается), возникающих от особого ключевого убеждения. В случае конфликтной схемы этим специфическим ключевым убеждением является несовместимость целей различных сторон. В случае, если эта несовместимость признается индивидом или группой, конфликтная схема активизируется и ситуация будет рассматриваться как случай конфликта.

Вступая в полемику с Мортоном Дойчем, американским психологом и приверженцем бихевиористского подхода, Клар и его соавторы утверждают, что конфликт - это не следствие противоположных действий, так как такие действия не обязательно воспринимаются как конфликт. Конфликт, по мнению Клара, является не своеобразной чертой ситуации, а скорее выводами, которые делает человек на основе этой ситуации.


В связи с тем, что конфликт связан с конкретным пониманием и восприятием ситуации, возникают различия в оценке особенности ситуации индивидами и группами. Понимание того, что является конфликтом, может кардинально отличаться, это связано с различным жизненным опытом и различными жизненными установками индивидов.

Рассматривая конфликт как когнитивную схему, авторы делают выводы о том, что все структуры знания складываются из двух фаз, в процессе которых складываются и проверяются гипотезы. Факторы, которые облегчают или затрудняют выдвижение гипотез, можно разделить на два вида - когнитивные и мотивационные факторы.

Когнитивные факторы описываются в двух аспектах - присутствия идей в личностных мировоззренческих запасах и уровень их доступности в данный момент. К мотивационным факторам авторы относят потребность в когнитивной структуре, опасение недостоверности и необходимость в окончательных выводах, принятие которых зависит от того, в какой степени они соответствуют индивидуальным желаниям и устремлениям.

Предпочтение, оказываемое определенным выводам, может побуждать индивида создавать представления, альтернативные нежелательным, и наоборот, удерживать его от этого, если представление его устраивает.

Итак, ключевой признак, на основании которого ситуация определяется человеком, как конфликтная - несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе.

Понимание конфликта как когнитивной схемы позволило авторам выдвинуть также ряд суждений о возможностях управления конфликтами
. Когнитивные подходы в межгрупповых конфликтах
В случаях, когда людям приходится конкурировать из-за ограниченных ресурсов, в человеческих отношениях часто возникает предвзятость и враждебность. Турецкий психолог Музафер Шериф провел ряд экспериментов в социальной психологии, в результате которых пришел к выводу о том, что в случае, если между незнакомыми людьми происходит некое соревнование, по итогам которого один из них становится победителем, а другой - проигравшим, то эти незнакомые люди быстро становятся врагами.

Социальный психолог Стивен Уэрчел и его помощники провели эксперименты со студентами Вирджинии, чем подтвердили результаты экспериментов Шерифа. Кроме того, было доказано, что удачное сотрудничество двух групп вызывает их взаимную симпатию. Но конфликт может усилиться

, если совместные усилия конфликтовавших групп были неудачны и ситуация позволяет обвинять в неудаче друг друга.

Проведя эксперимент, С.Уэрчел и его помощники пришли к выводу о том, что групповое взаимодействие само по себе не приводит к симпатии между членами групп, но заставляет их пересмотреть свои взгляды относительно друг друга. С. Уэрчел провел еще один эксперимент, в котором члены двух взаимодействующих групп были дифференцированы по цвету одежды - одна группа была одета в белые халаты, а другая - в красные. Результат эксперимента показал, что из-за четко очерченных границ каждой из групп, удачная совместная деятельность привела к меньшей взаимной симпатии, чем в предыдущих экспериментах, тогда как неудача вела к конфликту, даже если группы и не находились до этого в конкурентных отношениях.

Итак, ключевым условием конфликта, в результате стали воспринимаемые границы между группами, а отношение групп друг к другу напрямую зависели от того, насколько явно были выражены эти границы. Таким образом, эксперимент, который проводился в рамках ситуационного подхода Шерифа, дал результаты в когнитивной модели.

В рамках межгруппового взаимодействия когнитивный подход основывается на важной роли когнитивных установок групп по отношению друг к другу. Ряд экспериментов в этой сфере показал, что внешняя враждебность между группами может возникать и без объективного конфликта интересов, наличие которого имело значение для всей реалистической теории конфликтов. Проведенные эксперименты положили начало поиску новых факторов, которые ведут к межгрупповым конфликтам.

По мнению приверженцев когнитивизма, согласованное и конкурентное взаимодействие групп не напрямую формирует соответственно положительные и отрицательные межгрупповые установки, а становится реальным фактором социальных установок, которые являются когнитивными критериями социальной категоризации. То есть, конкурентное взаимодействие подчеркивает границы между группами, а кооперативное взаимодействие «размывает» эти границы.

Итак, когнитивисты считают, что ключевым фактором межгруппового взаимодействия становится не кооперативный или конкурентный характер ситуации, в которой взаимодействуют группы, а социальные установки, которые формируются при этом взаимодействии. По аналогии с этим, общие цели, которые преследуют группы, сами по себе не приводят к решению межгрупповых конфликтов. Разрешение конфликтов зависит от того, создаются ли при этом социальные установки, которые объединяют группы и способствуют преодолению их психологического противостояния.


Ранее, в соответствии с теорией фрустрационной детерминации агрессии, считалось, что к агрессии может вести явление «относительной депривации», которая вызывает у группы или ее отдельных членов чувство социальной несправедливости. В теории социальной идентичности, развиваемой английскими психологами Тэджфелом и Тернером, межгрупповые конфликты не являются единственным итогом социальной несправедливости. При столкновении с социальной несправедливостью, каждый человек по-разному реагирует на нее и каждый предпринимает различные способы для борьбы с ней. Если человек проигрывает борьбу с социальной несправедливостью, то это приводит к возникновению межгруппового соперничества или конфликта.
5.

Когнитивистские подходы в отечественной психологии
В развитии отечественной психологии, в первую очередь в обычае, который пришел в психологию их психотерапевтического подхода, - имело место мнение о том, что субъективная оценка человеком окружающей его ситуации является обязательной составляющей конфликтной ситуации.

Например, Владимир Николаевич Мясищев - советский психиатр и медицинский психолог, основавший ленинградскую школу психотерапии, говорил о том, что переживание имеет особое место в системе отношений личности. Психолог говорил о том, что переживание является производным от личности переживающего, и, следовательно, должно объясняться особенностями личностями. В данном случае автор рассматривает конфликт в аспекте человеческой психики. Психика человека обладает некоторой спецификой, которая заключается в том, что человек - это сознательный субъект, который выделяет себя из окружающего мира, сознательно относится к различным сферам жизни и активно воздействует на нее в зависимости от своих индивидуальных потребностей и вытекающих из них целей. Взгляды отечественного психолога явно противоречат бихевиористским убеждениям, которые отождествляют поведение животных и человека, не учитывая, что человек - сознательный субъект. Именно эта сторона бихевиоризма впоследствии стала главным упреком в адрес бихевиористов со стороны гуманистической психологии.

Вольф Соломоновч Мерлин, советский психолог, один из основных отечественных исследователей конфликта, в качестве ключевого условия его появления рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая является результатом соответствующей субъективной оценки, восприятия конкретной ситуации человеком.


Принципы когнитивистской традиции давно применяются в отечественной психологии - в особенности, при осознании и причин возникновения конфликтных ситуаций.

Кроме того, на сегодняшний день в психологии окончательно утвердился подход, в основе которого - субъективное отношение человека к какой-либо ситуации. Это значит, что восприятие внешней ситуации, личных чувств и переживаний индивида как конфликта, признаются в психологии обязательными факторами, обусловливающими существование конфликта, а внешняя ситуация сама по себе не всегда ведет к развитию конфликта. Когнитивный элемент - обязательное условие возникновения конфликта



Заключение



В процессе написания данного реферата были решены все поставленные задачи и достигнута цель работы, которая заключалась в рассмотрении когнитивистского теоретического подхода к изучению конфликтов.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Теория поля, основателем которой является Курт Левин, говорит о том, что ситуацию необходимо рассматривать не с объективной, а с субъективной точки зрения, то есть важно учитывать позицию индивида, описывать ситуацию с точки зрения того, чье поведение исследуется, а не с позиции того, кто осуществляет наблюдение за поведением индивида.

С точки зрения психологии, конфликт представляет собой такую ситуацию, в которой на индивида одновременно воздействуют силы, имеющие противоположную направленность и примерно равную величину.

Непосредственным учеником немецкого психолога Курта Левина стал Франц Хайдер, автор теории структурного баланса. По мнению Хайдера, конфликт возникает в том случае, если невозможно установить баланс из-за того, что «определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека». То есть, конфликт имеет социально-психологическую сущность, которую автор теории структурного баланса определяет как некую несогласованность между системой представлений индивида и его знаниями о взглядах, представлениях и поведении других людей, а также между системами взглядов и представлений разных людей.

Факторы, которые способствуют выдвижению гипотез или затрудняющих их выдвижение, можно разделить на две группы - когнитивные и мотивационные факторы. При этом, когнитивные факторы можно описать в двух различных аспектах -в аспекте наличия идей в личностном концептуальном репертуаре и в аспекте их доступности в данный конкретный момент.