ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка представляет собой комплекс мероприятий направленных на формирование у военнослужащих психологической устойчивости, эмоционально-волевых и моральных качеств, необходимых для выполнения боевых задач, позволяющих укрепить психику, закалить волю, научить бороться со страхом, повысить переносить физических и психологических нагрузок , приобрести умение действовать в экстремальной обстановке самоотверженно, активно, инициативно, умело используя боевую технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях, максимально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке.
Задачи психологической подготовки
-
обучение личного состава, умелым и решительным и инициативным действиям в боевой обстановке, формировании уверенности в оружии и технике, своих силах, устойчивости к воздействию различных стрессовых стрессов боевой и другой экстремальной обстановки; -
формирование представлений военнослужащих о влиянии экстремальной обстановки на психику, обучение приемам психологической самопомощи и взаимопомощи; -
обучение военнослужащих приемам регуляции своих состояний; вооружение должностных лиц знанием психологических закономерностей лежащих в основное воспитательного процесса;
обучение командиров и начальников приемам психолого-педагогического изучения и воздействия на личность воина и воинский коллектив и др.
Основные требования к психологической подготовке
-
непрерывность и постоянность процесса морально-психологического воздействия, включая все сферы деятельности войск, в том числе их быт и досуг; -
конкретность и целенаправленность; -
дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих; -
обязательный охват всего личного состава от солдата до генерала.
Требования к психологической подготовке изложены в уставах, наставлениях, приказах директивах и других официальных документах. В них подчеркивается, что боевые действия потребуют от военнослужащего полного использования духовных и физических сил , стойкости, умелого применения оружия и техники.
Выполнение задач психологической подготовки и активное внедрение в практику обучение войск элементов опасности риска, безусловно, предлагает четкую организацию и точнее соблюдение всеми военнослужащими установленных правил безопасности, изложенных в наставлениях, инструкциях и в руководствах, а также в курсах стрельб и вождения.
Ответственность за проведение психологической подготовки несут командиры всех степеней и соответствующие штабы. В этой деятельности они опирают на рекомендации военных психологов и призваны:
-
осуществлять твердое руководство и контроль за воинской деятельностью подчиненных, обеспечивать сплоченность подразделения; -
предупреждать, а в случае возникновения контролировать стрессовые ситуации; осуществлять твердое руководство и контроль за воинской деятельностью подчиненных, обеспечивать сплоченность подразделения; -
нести моральную ответственность перед подчиненными, готовить их к боевым действиям, другим экстремальным ситуациям в психологическом отношении; -
поддерживать высокую воинскую дисциплину, показывать личный пример в выполнении служебных обязанностей.
Виды психологической подготовки
Психологическая подготовка военнослужащих осуществляется в процессе обучения и службы. Все виды подготовки – огневая, тактическая, физическая, весь процесс обучения должен содержать в себе элементы морально-психологической закалки.
Выработка психологической устойчивости ведется как при одиночной подготовке солдат, так и на учениях с участием высшего командного состава и большого количества войск. Эффективность психологической обстановки во многом определяет достижением успеха в бою, операции, в районе в цели.
Общая психологическая подготовка предлагает закалку личного состава в соответствии с требованиями современного общевойскового боя. В ее основе лежит сознательное отношением военнослужащих к тем испытаниям, с которыми они столкнулись в реальной обстановке. При этом неопределенным условием является знание морально-психологического облика, боевых возможностей подразделений вероятного противника и способов вооруженной борьбы с ним.
Специальная – предусматривает выработку высокой боевой активности и психологической устойчивости у военнослужащих применительно у тем или иным видам боевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку в конкретных опасных ситуациях,, вызывающих эмоциональный стресс. Многие задачи здесь связаны с обучением конкретных специалистов, а решают они в процессе боевой учебы с использованием вооружения и техники в условиях, максимально приближенных к боевым.
Целенаправленная – направленная на выработку четкой внутренней установки выполнение конкретной задачи в определенном виде бая, при несении караульной службы или выполнении другой боевой задачи.
Психологическое обеспечение сводиться к специальной деятельности, нацеленной на поддержание высокой психологической активности военнослужащих в ходе боевых действий или выполнение боевых задач. Кроме тог, принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия и самоконтроля.
В процессе психической подготовки у военнослужащих совершенствуются психологические познавательные процессы, интеллектуальные качества, волевые качества, решимость, дисциплинированность, качества психологической надежности, готовность к максимальному напряжению сил, Социально-психологические качества, а также психологическая готовность к бою, при выполнения боевой задачи. В конечном итоге надо добиться такого положения, чтобы военнослужащий отчетливо понимал, что любая опасность в ходе выполнения боевой подготовки, вызывающая состояние внутренний напряженности, обязательно скажется на его последующих действиях.
Условия организации психологической подготовки.
Непременным условием подготовки является внесение в процесс боевой подготовки элементов напряженности и внезапности, опасности риска, и многократная тренировка личного состава выполнении изучаемых приемов.
Важнейшее условие эффективности психологической подготовки и приближения учебного процесса к боевой действительности.
Практиковать как постепенное увеличение нагрузок на личный состав, так и резкое увеличение их до пределов возможного, обращать особое внимание на эмоциональное проведение занятий.
Создаваемые в процессе обучения осложненные условия деятельности военнослужащих должны соответствовать по психологическому содержанию факторам, воздействующих на психику воинов в боевой обстановке.
Традиционно к основным факторам боя относят:
-
Опасность — осознания военнослужащим обстановки угрожающей его здоровью и жизни. -
Внезапность — неожиданное для военнослужащего изменение обстановки в ходе выполнения задачи. -
Неопределенность — отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения. -
Новизна – наличие неизвестных военнослужащему элементов в условиях выполнения или в самой боевой задаче. Новизна определяется опытом военнослужащего. -
Увеличение темпа действий — сокращение времени на выполнение действий.
Методы психологической подготовки
Методы психологической подготовки делятся на три основные группы:
-
Демонстративные методы при использовании этих методов военнослужащий а выполняет деятельность. Совершенно отличную от деятельности по предназначению. Использование данных методов направлено на формирование общей ориентации в условиях деятельности по предназначению. Использование данных методов направленно на формирование общей ориентации в условиях деятельности по предназначению или в действиях. -
Условно-ситуационные методы Про применении методов этой группы, военнослужащие выполняют деятельность по составу элементов и частично по содержанию, соответствующую деятельности по предназначению, но данная деятельность носит условный характер. Использование условно-ситуативных методов направлено на ознакомление с внутренний структурой и логикой деятельности по предназначению, отработку взаимодействия военнослужащих и подразделений.. -
Методы реальных ситуаций. Методы психической подготовки этой группы предполагают выполнение военнослужащим реальных действий по предназначению в условиях, субъективно воспринимаемых ими, как требующие осуществление данных действий. Применение методов «реальных» действий направленных на активизацию мотивов, адекватных мотивам деятельности по предназначению, и на формирование у военнослужащих ориентировки в смысле выполняемых действий.
Организация процесса психологической подготовки должна обеспечивать:
-
Формирование ориентировки в условиях боя за счет имитации внешних признаков, характерных для боевых действий; -
Придание сформированным действиям требуемых качеств, в том числе: -
устойчивость к воздействию вторичных факторов боя; -
устойчивость к воздействию фактора опасности.
Это достигается отработкой сформированных действий в условиях моделирования факторов деятельности по предназначению, оказывающих воздействие на психику военнослужащих.
При организации процесс психологической подготовки следует руководствоваться следующими правилами:
-
Вносить элементы, затрудняющие действительность только после освоение военнослужащим порядка выполнения действий в нормальных условиях -
Используемые в ходе занятий приемы моделирования психологических фактов деятельности по предназначению должны соответствовать по смыслу содержанию отрабатываемых действий -
Моделировать ситуации деятельности по предназначению необходимо в случайном порядке, неожиданно для военнослужащих, чтобы не было привыкания последовательности моделирования, желательно постоянно изменять выраженность и сочетание моделируемых факторов деятельности по предназначению -
Наиболее следует часто моделировать те факторы, вероятность воздействие которых для данных специалистов выше -
При моделирование факторов уровень психологической нагрузки должен позволять большинству личного состава получить положительный результат в преодолении напряженности и достижению успеха. Такая дозировка нагрузок будет способствовать формированию уверенности в себе у военнослужащих, стимулировать их желание получить более сложную задачу; -
Если военнослужащий «не справился» с моделируемой ситуации, ему на следующий тренировки нужно предложить более легкую задачу по тем моделируемым факторам которые явились причиной затруднения.