ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
- примерных программ по изобразительному искусству «Просвещение» 2010 г.,
-программы формирования универсальных учебных действий;
- авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011
При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования. ( ФГОС ООО)
Школа участвует в пилотном проекте.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель курса – развитие визуально-пространственного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
-
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; -
обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы; -
освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; -
развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; -
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; -
воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды; -
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; -
овладение средствами художественного изображения; -
овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
-
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. -
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста. -
Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
-
Активность участия. -
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. -
Самостоятельность. -
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
-
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). -
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания. -
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины -
Кроссворды -
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Учебно- тематический план
| | |
Древние корни народного искусства | 9 | |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
2 | Декор русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 |
4 | Конструкция, декор предметов народного быта | 1 |
5 | Образы и мотивы русской народной вышивки | 1 |
6 | Народный праздничный костюм | 1 |
7 | Русский костюм и современная мода | 1 |
8 | Народные праздничные обряды | 2 |
Связь времен в народном искусстве. | 7 | |
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 |
2 | Искусство Гжели. | 1 |
3 | Искусство Городца | 2 |
4 | Искусство Жостова | 1 |
5 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 |
6 | Народные промыслы родного края | 1 |
Декор---человек, общество, время | 9 | |
1 | Зачем людям украшения | 1 |
2 | Декор и положение человека в обществе | 2 |
3 | Одежда говорит о человеке | 3 |
4 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 |
5 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 |
Декоративное искусство в современном мире | 10 | |
1 | Современное выставочное искусство | 2 |
2 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 2 |
3 | Декоративное панно | 3 |
4 | Ты - дизайнер | 1 |
5 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | 2 |
Учебно-методическое обеспечение
-
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 4 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2014 г.
Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособие для учителей
-
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие 4 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2014 г
Общая характеристика учебного предмета:
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Место учебного предмета в учебном плане:
В федеральном базисном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 4 учебных часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонентабудут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться: