Файл: Реферат Рецидивная и профессиональная виды преступности и их профилактика.rtf
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
Рецидивная и профессиональная виды преступности и их профилактика
Содержание
Введение
. Понятие и признаки рецидивной преступности
. Понятие профессиональной преступности и ее признаки
. Причины и факторы, способствующие рецидивной и профессиональной преступности
.Предупредительно-профилактические меры в борьбе с рецидивной и профессиональной преступностью
Литература
Введение
Рецидив преступлений как наиболее опасное криминальное явление всегда привлекал особое внимание законодателя, правоохранительных органов и криминологического научного общества в плане законодательной оценки, криминологического анализа и осуществления мер предупреждения и профилактики.
Активизировалось сравнительно новое, родственное рецидиву явление, еще более отягощающее криминологическую проблематику, которому не придавалось значение в перечисленных выше кругах в советский период, но стало ощутимо проявлять себя в наше реформаторско-рыночное время - это профессионализм в преступности, профессиональные преступления, профессиональный преступник.
Соответственно, в криминологической литературе, в том числе в отдельных учебниках, наряду с рецидивной преступностью стали уделять внимание, изучать и анализировать профессиональную преступность. Например, в учебниках по Криминологии под ред. В.Н. Кузнецова и В.Е. Эминова каждой из этих видов преступности посвящены самостоятельные главы (гл. Х и ХI, «Юрист», М. 2011). Этим видам преступности отведено самостоятельное место и в учебнике по Криминологии под ред. А.И. Долговой (М. 2001. Глава 21 и 31).
Оба указанных вида преступности по существу имеют одни и те же корни, образуют генетическое единств, но вместе с тем отличаются своими особенностями в масштабах проявления, в личностной характеристике их субъектов, в устойчивости и «колорите» криминогенных установок, в манере совершения преступлений и другими признаками.
Тем не менее, представляется не оправданным рассмотрение их слишком отдаленно друг от друга, как это сделано в названных учебниках. Профессионализм в преступности - это по существу изощренная форма проявления рецидива преступлений, когда рецидив приобретает устойчивый и специализированный характер. Но поскольку они обозначились в предмете криминологии особыми строками и самостоятельными темами, то очевидно, есть необходимость попытаться рассмотреть их разными строками в одной теме.
1. Понятие и признаки рецидивной преступности
Первичным звеном этого вида преступности является понятие «рецидив» преступления или, несколько иначе, рецидивное преступление.
«Рецидив» (слово латинское) означает повторение явления, которое имело место и раньше. В нашем случае рецидив преступления означает повторение преступления в одном и том же лице, которое в связи с этим становится преступником-рецидивистом.
Рецидив преступлений - это сложное криминальное явление, которое привлекает к себе внимание, с одной стороны, законодателя с точки зрения уголовно-правовой его оценки и определения ответственности за него, а с другой - субъектов борьбы с преступностью с точки зрения его предупреждения. Совокупность всех рецидивно совершенных преступлений образует феномен рецидивной преступности, являющаяся наиболее опасной составной частью всей преступности, а в известном смысле, ее становым хребтом, фактором воспроизводства преступности в ее наиболее опасных и изощренных формах.
Рецидив и рецидивность характерны в основном для умышленных преступлений, а так же для преступлений с двойной формой вины. При этом различают рецидив уголовно-правовой, легальный рецидив и рецидив криминологический, т.е. нелегальный или в совокупности легального с нелегальным. В первом случае понятие рецидива дает уголовный закон и означает совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18 УК РФ, ч.1). В криминологическом же смысле каждое повторно совершенное преступление независимо от того, подвергалось ли лицо, его совершившее, уголовному преследованию и осуждению, образует рецидив. При этом нам представляется, что следует считать рецидивом легальным и случаи, когда совершитель предыдущего преступления официально выявлен, уголовно преследовался, но был освобожден от уголовной ответственности. Поэтому формула закона (ч.1 ст. 18 УК) о рецидиве не оправдана. Разве можно считать не рецидивом случай, когда лицо, освобожденное от уголовной ответственности за предыдущее преступление, вновь совершило новое преступление?! Или другой случай, когда совершивший преступление небольшой и средней тяжести несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Разве, если такое лицо вновь совершит преступление, нет рецидива?! Конечно, есть. Поэтому представляется более оправданной в борьбе с преступностью криминологическая трактовка рецидива и рецидивной преступности.
С точки зрения уголовно правовой оценки различаются три вида рецидива: простой, опасный и особо опасный, определение которых связано с кратностью и с тяжестью совершенных преступлений (ст. 18 УК РФ).
Как известно, в советский период по УК РСФСР 1960 года предусматривался институт персонолизации рецидива преступлений путем признания лица, повторно или многократно судимого, в зависимости от тяжести совершенных им преступлений, особо опасным рецидивистом (ст. 24-1 УК РСФСР). рецидивная профессиональная преступность
Лицо, признанное таковым, приобретало не просто ярлык, а особый и жесткий уголовно-правовой статус: им определялся особый режим отбывания наказания в местах лишения свободы; они не подлежали условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким; после отбытия наказания подлежали взятию под административный милицейский надзор; если они совершали новые преступления, будучи признаны таковыми, их действия по ряду составов преступления квалифицировались особо с более суровой санкцией, чем она предусматривалась для остальных категорий преступников, совершивших такое же преступление.
Подобных норм и самого института персонолизации рецидива новый УК РФ не предусмотрел, и можно констатировать, что данный институт со всеми его свойствами упразднен.
Не вдаваясь в подробности оценки такого шага нашего законодателя, однако отметим, что в этом шаге и во многих институтах и нормах нового законодательства усматриваются контуры новой либеральной уголовной политики российской государственной власти в реформаторский период. Как все это сказывается в борьбе с рецидивной преступностью, - на этом мы еще остановимся в ходе изложения данной же лекции.
Обращаясь к разновидностям проявления рецидива и структуре рецидивной преступности, нужно отметить, что в криминологии различают виды рецидива по ряду критериев: в зависимости от разнородности или однородности совершаемых преступлений - общий или смешанный рецидив и специальный рецидив; по тяжести и кратности совершенных преступлений - простой рецидив, опасный рецидив и особо опасный рецидив; в зависимости от выявляемости - легальный рецидив и латентный рецидив; в зависимости от места пребывания осужденного к лишению свободы - пенитенциарный рецидив, постпенитенциарный рецидив.
Можно разграничить виды рецидива и в зависимости от того, к каким преступлениям привержен рецидивист. Преимущественное место здесь занимают корыстные и корыстно-насильственные преступления против собственности, отчасти и некоторые виды преступлений против личности и против общественного порядка и общественной безопасности. В них проявляется специализация рецидивистов, а это и ведет к профессионализации. Здесь и проглядывается генетическая связь между специальным, специализирующим рецидивом и профессиональной преступностью.
. Понятие профессиональной преступности и ее признаки
Логическим следствием последовательного занятия преступным «ремеслом» с выработкой определенных навыков, манеры и тактики совершения тождественных и однотипных преступлений в продолжительное время является криминальный профессионализм. При этом у преступника такого склада в индивидуально-психологическом плане образуется выраженная криминогенная установка и устойчивая мотивация для ее реализации, вырисовывается некий рецидивист-профессионал, совершение преступлений для которого становится в известной мере его жизненным кредом и источником основного либо весомого дохода для содержания себя, своей семьи, близких.
Однако нельзя полагать, что личность такого преступника замыкается в собственном мирке. Он, будучи носителем криминальной идеологии и преступных нравов, консолидизируется с преступным сообществом, заимствуя опыт других, себе подобных, и передавая им свой. Сообщество приобретает клановый характер со своей субкультурой, условностями и неписаными, но строго соблюдаемыми императивами - жесткими правилами.
Такой консолидизированный «мирок» и выпестывает, и не редко, новых преступников-профессионалов. Если подобный процесс раньше носил узко национальный характер, скажем, в кланах итальянского мафиозы, американского гангстеризма, да и русского сообщества воров-«законников», то в последние десятилетия приобрел транснациональный характер. Новые преступники-профессионалы куются на международном пространстве, соответственно, профессиональная преступность как совокупность, совершаемых преступниками-профессионалами преступлений, приобретает транснациональный характер.
Уяснение особенностей и признаков профессиональной преступности связано с определением видов преступлений, по которым проявляется профессионализм, и их мотивации. Очевидно, можно предположить, что потенциал профессионализма проявляется в наиболее распространенных видах преступлений и в основном в преступлениях против собственности, поскольку движущим стимулом, мотивацией для преступника-профессионала в основном является корыстолюбие с целью наживы.
Тот же новоявленный профессионал-убийца, киллер порожден стремлением «нажиться» любой ценой «в условиях», когда криминальный способ приобретения материального достатка стал распространенным и «популярным» особенно среди неустроенной в нормальных условиях жизни молодежи.
В этих условиях профессиональная преступность стала распространенным явлением. Она базируется, прежде всего, на развитии характерного для российского криминального менталитета воровского ремесла, которое приобрело новые объективные и субъективные предпосылки, более изощренные способы и технико-информационную оснащенность, защитные от уголовного преследования и изобличения механизмы. Наряду исстари характерных для этого «ремесла» способов хищения чужого имущества, таких, как квартирные кражи («домушники»),
кражи из карманов, сумок, багажного имущества и т.п. («карманники»), вскрытие сейфов, сундуков («медвежатники»), грабежей и разбоев, появилась новая плеяда корыстолюбцев и наживателей, которые по-своему осуществляют «перераспределение собственности». Это вымогатели-рэкетеры, отпетые и многоликие мошенники, угонщики-похитители автотранспорта, угонщики-похитители скота и некоторые иного профиля преступники, которые профессионализируются в своем криминальном поприще и на этом наживаются и удовлетворяют свои потребности.
При этом традиционное российское воровское сообщество стало носить корпоративный характер, охватывая под свое влияние новые горизонты преступного ремесла, более крепче консолидизируясь в своей среде, вырабатывая новые правила и традиции укрепления своих рядов. «Воры в законе», как атаманы преступного сообщества, пользуются непререкаемым авторитетом, вырабатывают новые формы вовлечения в свою среду неускошенных новичков, создают «школы» поучения их воровскому ремеслу, материальную базу для взаимопомощи и взаимовыручки, для откупных перед должностными лицами правоохранительных органов, которых косвенно, а нередко и прямо вовлекают в свою среду.
Не в меньшей степени, чем в сфере воровского ремесла, тенденции к профессионализации наблюдается и в ряде других «наваристых», доходоприносящих преступлениях. Это имеет место и на международном масштабе в сферах наркобизнеса и незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (их изготовление, хищение, сбыт). И в таких, вызывающих в последнее время острый общественный резонанс преступлениях против личной и общественной безопасности, как похищение человека, захват заложника и терроризм присутствует тяга к легкой и крупной наживы, и стимулируют их совершителей, к изощренным методам осуществления своих преступных замыслов.
Нам представляется, что определенная доля профессионализма присутствует в ряде преступлений в сфере экономической деятельности. Иначе, как объяснить, что по признанию на высоком уровне властных структур в последнее время около 40% экономики страны носит теневой, т.е. бесконтрольный характер. Наживают дельцы этой теневой экономики преступно миллионы и миллиарды, контроля над их доходами установить так и не могут?! Надо полагать, что в этих сферах накопился такой опыт профессионально-преступного наживания капитала, что официальные властные и контрольно-инспекторские органы не могут взять их под свой контроль, а правоохранительные и судебно-следственные органы проявляют свою беспомощность.