Файл: 1. История управленческой мысли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и методы управления ситуациями таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь целей сложившейся ситуации.
Методология ситуационного подхода к управлению приведена на рис. 1.
Рис. 1. Методология ситуационного подхода к управлению
Процессный подход к менеджменту. В основе данного подхода к мене понятие процесса как последовательности исполнения работ (функци направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя.
Традиционно управление организациями строилось через выделение отдельных функций управления: планирование, контроль, учет, финансы, кад снабжение, сбыт и т.д. В 1980-е годы появились идеи перехода к принципиаль построения организаций и группировке в них работ – управлению через би
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию вз управленческих функций и связующих процессов – коммуникации и принятия
Категория, определяющая, насколько результат, полученный в х соответствует потребностям потребителя этого результата, называется взаимод
Вклад П. Друкера в теорию и практику менеджмента. К истинным клас управленческой мысли можно с уверенностью отнести американского учено публициста, педагога Питера Фердинанда Друкера (1909-2005).
Главный вклад ученого – систематизация знаний по проблемам управлен менеджмента в отдельную науку. Крупнейшим из его многочисленных положений является концепция «Управление по целям» (Management by obje соответствии с которой во главу угла ставятся цели организации. Лишь после по мнению П. Друкера, можно определять ее функции, систему и методы в элементов процесса управления.
Вопрос 5. Развитие управленческой мысли в России.
В развитии менеджмента в России можно выделить следующие этапы:
1)
1900–1910-е годы – зарождение;
2)
1920-е годы – этап интенсивного развития на мировом уровне;
3)
1930–1950-е годы – затяжной кризис и глубокое отставание;
4)
1960–1980-е годы – активное возрождение;
5)
1990-е годы – н/время – «догоняющее» развитие.
В доказательство того, что в начале ХХ века российская управленче уступала американской, можно привести имена двух наших соотечественник
Богданова и Алексея Гастева.
Александр Александрович Богданов (1873–1928) – выдающийся ру экономист, философ, врач, писатель-фантаст. Его монография «Тектоло организационная наука», написанная в 1910 году, по сей день призна основополагающих трудов современной теории организации. Исходным пунк
Богданова стало признание, что к изучению любого явления необходимо под

менеджмента, переписывался с Г. Фордом. Однако, в отличие от идей Ф. Тейл
Гастева центральное место занимал человеческий фактор.
Об интенсивном развитии управленческой мысли в России в первой че свидетельствуют и следующие факты:

Основные работы Ф.Тейлора и других основоположников школы научно менеджмента были переведены на русский язык в 1911-1914 гг.

Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организа производства состоялась январе 1921 года.

Подход к анализу проблем менеджмента, сформулированный в 1920-х го российскими учеными, получил название социального подхода. Они высказали многом аналогичные сформулированным позже положениям американской до
«человеческих отношений».
Вопросы для самопроверки:
1.
Приведите классификацию научных направлений и школ менеджмента
2.
Каковы основные положения школа научного менеджмента?
3.
Каковы основные положения административной школы менеджмента?
4.
Каковы основные положения бюрократической школы менеджмента?
5.
В чем заключалось развитие менеджмента в рамках школы человечески
6.
Каковы основные результаты хоторнских экспериментов Э. Мэйо?
7.
В чем суть теории «Х» и теории «Y» Д. Мак-Грегора?
8.
Каковы современные направления менеджмента?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 20
Дополнительная литература:
1.
Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. / Ре
Абалкин и др. – М.: Экономика, 1989.
2.
Друкер П. Практика менеджмента: учебное пособие / пер. с англ. – М.: Вил
3.
Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. 5-е из
Академический проект; Трикста, 2005.
4.
Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.:ИНФРА-М, 2010.
5.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-
Вильямс, 2008.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
2.
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». http://www.mevriz.ru www
Практические задания:
Задание 1.
Запишите названия изученных школ и подходов менеджмента в приведенной ниже схемой.
ниже таблицы.
Должность
Результат труда, по которому можно оцениват работника
Работник конвейера на автомобильном заводе
Сотрудник отдела по привлечению клиентов
Курьер
Заведующий кафедрой вуза
Преподаватель вуза
Дилер коммерческого банка
(сделки по купле-продаже ценных бумаг)
Кредитный инспектор коммерческого банка
Главный бухгалтер фирмы
Водитель
Секретарь руководителя
Председатель Правления коммерческого банка
Кассир универмага
Старшая медсестра больницы
Задание 3.
Заполните приведенную ниже таблицу краткими примерами, ил реализацию каждого из универсальных принципов управления А. Файоля.
№№ п/
п
Принципы
Собственные объяснения и примеры
1
Разделение труда
2
Власть
3
Дисциплина
4
Единство распорядительства
5
Единство руководства
6
Подчинение частных интересов общему
7
Вознаграждение
8
Централизация
9
Иерархия
10
Порядок
11
Справедливость
12
Постоянство состава персонала
13
Инициатива
14
Единение персонала
Задание 4.
Прочитайте кейс.
Развитие компании «Инфо-Инвест».
Компания «Инфо-Инвест» работает на рынке информационных технологи лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информаци систем информационной безопасности.
В момент образования компании в 2005 году численность ее сотрудн основателя, занимавшего тогда пост Генерального директора, составляла всего
В 2006 году в компании уже работали 32 сотрудника. В 2009-м численн увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего п клиентов, но уже к началу 2011 года количество заказчиков, заключивших до
Инвест» на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати чистая прибыль компании по сравнению с 2009 годом выросла почти в 3 раза


По прогнозам в 2016 прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения д пятью постоянными клиентами.
Учредители «Инфо-Инвест» полагают, что успех компании обусловлен те
2010 годы удалость создать команду эффективных менеджеров, владеющих технологиями управления.
Задания:
1.
Письменно ответьте на вопросы:
а)
Чем занимается компания «Инфо-Инвест»?
б)
По каким характеристикам можно судить о развитии компании?
2.
Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные х используемые в кейсе, по их содержанию.
Название характеристики
Единица измерения
1.
2.
3.
4.
3.
Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития комп
Инвест».

Тема 2. Основные понятия менеджмента
Вопросы темы:
1.
Понятия «менеджмент» и «управление».
2.
Понятие «организация».
3.
Система менеджмента в организации.
4.
Основные функции менеджмента.
5.
Методы менеджмента.
6.
Виды менеджмента.
Цель изучения темы:

изучение базовых понятий и определений менеджмента.
Задачи изучения темы:

изучение понятий «менеджмент», «управление», «организация», «систем менеджмента в организации»;

ознакомление с содержанием и взаимосвязью основных функций менед

ознакомление с методами менеджмента;

изучение классификации видов менеджмента по различным признакам
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:

содержание понятий «менеджмент», «управление», «организация», «сист менеджмента в организации»;

понятие «уровни управления в организации».
Будете уметь:

определять отраслевую и функциональную специфику видов менеджме

уровни управления в организации по признакам управленческой деятел

определять, к какой группе методов управления относится тот или иной управления.
Будете владеть:

навыками научно обоснованного выбора средств управления для эффект решения производственных задач.

Можно ли считать понятия «менеджмент» и «управление» синонимами?
вполне употребимы выражения «управление автомобилем», «управление лош применимо ли в этих случаях слово «менеджмент»? Понятно, что нет.
В современном языке термин «менеджмент» применяется в следующих к
2.):

вид профессиональной деятельности;

категорию людей (представителей определенной профессии);

аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т

процесс управления организацией;

науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды методики и т.п.);

искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творч способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу с области управления – менеджера).
Рис. 2. Различные значения термина «менеджмент»
В нижеследующем материале мы будем оперировать понятием «м соответствии с таким определением.
Менеджмент – это система принципов, методов и средств управления ор целью обеспечения высокой эффективности их работы.
Что же в самом общем случае означает понятие управление?
Управление – это целенаправленное воздействие на управл
(организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъек
(менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей и сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностн т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно прои следующей схемой (рис. 3.).


Рис. 3. Упрощенная схема процесса управления
Под критерием эффективности управления понимается какой-ли характеризующий успешность работы организации после того или иного у воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий мен значительно повыситься объем производства и продаж продукции, увелич компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологиче коллективе и т.п. Часто, говоря об успешности управленческих решений,
менеджментом, используют понятия «результативность » и «эффективность.
Результативность – это достижение организацией поставленной це удвоение объема выручки компании). А эффективность – это, способ дос образно говоря, – путь, который пришлось пройти компании. Наприме поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эфф это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось до полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность – это отнош полученного результата к затратам на его достижение.
Под ограничениями понимаются те условия (ситуация), в которых в д принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудоват новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансо решение применить штрафных санкций по отношению к сотрудника государства и т.п.
Важным элементом процесса управления является обратная связ информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п субъекту управления. Обратная связь – это осуществление менеджером контр подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.
Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделение сотрудником – это значит оказывать на них управленческое воздействие
распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседов
Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем р можно разделить на пять групп:
1.
Материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, не производства продукции и т.п.).
2.
Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.).
3.
Человеческие (работники, персонал организации).
4.
Информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструк
5.
Временные (рабочее время).
Итак, мы определили понятие «менеджмент». Осталось понять, кого же м менеджером?
Менеджер – наемный специалист, занятый профессиональной у деятельностью в аппарате управления организации, обладающий компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.
Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и разв должна управлять команда профессионалов – менеджеров. А это в свою очеред в государстве должна существовать система профессиональной подготовки м вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледж университетах и т.п.
Вопрос 2. Понятие «организация».
В данном выше определении менеджера прозвучало, что он функционир управления организации. Значит необходимо определиться, что мы б организацией. В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:
а) организация, как объект или система (предприятие, фирма, компания