Файл: 1. История управленческой мысли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» http://www.mevriz.ru/www
Практические задания:
Задание 1.
Проанализируйте качество приведенных ниже информационных сообщен
Сообщения
Условия передачи
Содержание сообщения
Сообщение
№1
Отправитель – вице- президент компании.
Получатель

начальник отдела продаж.
Время получения –
середина рабочего дня.
Форма сообщения –
устно (по телефону).
«Сергей Иванович! Сегодня мы запуска новую программу продаж.
Она бы утверждена руководством компании прошлом месяце. Вы уже завтра долж выполнить первые пять пунктов программ
Сегодня же изучите ее основные парамет
Сейчас я их вам зачитаю …»
Далее вице-президент зачитывает парамет
программы.
Сообщение
№2
Отправитель

преподаватель менеджмента.
Получатель

студенты факультета менеджмента
(80
чел.).
Время получения –
лекция.
Форма сообщения –
устно.
«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад».
Сообщение
№3
Отправитель

инженер.
Получатель

рабочие сборочного цеха (30 чел.).
Время получения –
конец рабочего дня.
Форма сообщения –
устно и письменно
(на маркерной доске).
«Завтра приступаем к внедрению нов технологии …
Маршрутная технология включ установление последовательности содержания технологических вспомогательных операций сбор
Последовательность сборки определяется основе технологических схем. Содержан операций устанавливают в зависимости выбранного типа производства и темпа сбор
При серийном производстве содержан операции принимают таким, чтобы отдельных рабочих местах выполняем узловая и общая сборка данного и дру изделий периодически сменяемыми партия обеспечива ла достаточно высокую загру рабочих мест. Для общей сборки характер
(пишет на доске):
[(t1N1 + t2N2 + … + t m
N
m
) + (T1 + T2 + … +T
m
)k
< Fд
Здесь t1, t2,... – время общей сборки перво второго,..., l-го изделия;
Т
1
Т
2
,... подготовительно-заключительное время д первого, второго,... , l-го изделия; k – чи партий и год; Fд – действительный годов фонд рабочего времени; N1, N2,... – годо программа выпуска первого, второго,... , изделия; m – число стендов общей сборки; число изделий, собираемых на данном стенд
Остальное вы прочитаете самостоятельно …
Инженер выдает бригадиру один букл
объемом 120 страниц.
Дайте характеристику каждому сообщению, оценив в баллах (от 0 до 10) изученных свойств информации. Подсчитайте общий балл. Укажите, какие сво


Свойства
информации
Сообщения
Сообщение №1
Сообщение №2
Сообщение №
1. Релевантность
2. Полнота
3. Достоверность
4. Своевременность
5. Доступность
6. Защищенность
7. Эргономичность
Общий балл:
Пояснения:
Задание 2.
Приведите примеры коммуникационных потоков для различных о примерах укажите:
а)
отправителя и получателя, например: директор завода ® начальник це школы ® классные руководители;
б)
конкретное содержание информации (техническая, экономическая, уп т.п.), например: технические параметры изделии (техническая), отчет о прибыл
(финансовая).
в)
канал (носитель) информации (документ, электронная почта, устное со телефонная связь, совещание и т.п.).
Пример оформления ответа:
Коммуникации в организациях

Организация
Вертикальные
Горизонтальные
восходящие
нисходящие
1
Сеть магазинов
2
Автомобильный завод
3
Школа (университет)
4
Другое
1   2   3   4   5   6   7   8

Тема 10. Лидерство в менеджменте
Вопросы темы:
1.
Понятие власти и лидерства.
2.
Личностный подход к лидерству.
3.
Поведенческий подход к лидерству.
4.
Ситуационный подход к лидерству.
5.
Коды лидерства по И. Адизесу.
Цель изучения темы:

изучение теории и основных моделей лидерского поведения менеджера
Задачи изучения темы:

изучение сущности и форм власти менеджера.

изучение сущности лидерства;

изучение основных моделей лидерского поведения.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:

основные формы власти менеджера;

основные положения теорий (моделей) лидерства.


основываясь на моделях лидерства, оценивать ситуации и выбирать при стиль лидерского поведения.
Будете владеть:

навыками выбора средств для эффективного лидерства в организации.
Вопрос 1. Понятие власти и лидерства.
Главная задача менеджера – направление усилий коллектива на дос организации. Для решения этой задачи менеджер наделяется определенными
[18]
однако помимо формальных полномочий ему приходится использовать таки как власть и влияние.
Власть – это возможность оказывать влияние на поведение друг достижения целей организации.
Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменение в мысли других людей.
При этом важно помнить, что обладание властью всегда вле
ответственность. Давая указания подчиненным, побуждая их действовать образом, менеджер берет на себя ответственность за как результат раб безопасность сотрудников, их моральное состояние и т.п. Применяя власть, м нести различные виды ответственности: моральную, материальную, адми уголовную.
В менеджменте, как правило, выделяют пять форм власти:
1.
Традиционная власть.
2.
Власть, основанная на принуждении.
3.
Власть, основанная на вознаграждении.
4.
Власть примера.
5.
Экспертная власть.
Традиционная власть заключается в том, что исполнитель знает, ч руководителю – это его долг. Другими словами, эта форма власти порож основанное на уверенности исполнителя в том, что руководитель имеет прав приказания. Традиционная власть, как правило, оказывается эффективной ли жесткой и устоявшейся иерархии власти в организации, т.е. в организациях бю типа (см. тему 6).
Власть, основанная на принуждении, основывается на вере исполни руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие или причинить неприятности. В качестве основного инструмента в этом случ влияние через страх.
Власть, основанная на вознаграждении, предполагает, что исполни руководитель может удовлетворить его потребности. Другими словами, прояв через положительное подкрепление. В сущности, эта форма власти явля стороной той же «медали», т.к. в этом исполнители подчиняются руководи желания получить вознаграждение.
Экспертная власть появляется в том случае, когда руководитель я высококлассным специалистом в своей сфере деятельности. Подчиненные сог указаниями, потому что признают его превосходство в знаниях и опыте. Др руководитель обладает влиянием, основанным на высоких профессиональных
Такая форма власти наиболее востребована в организациях творчес высокотехнологичных компаниях, учебных заведениях и т.п.
Власть примера (эталонная власть) возникает вследствие особых л руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им него похожими. Такая власть порождается влиянием с помощью харизмы.
[19]
В современных организациях власть одних людей над другими определяет полномочиями и иерархией. Если человек зависит в каких-то вопросах от друг он ему подвластен в этих вопросах Так например менеджер обладая форма


Поэтому активное использование менеджером власти в одностороннем привести к демонстрации власти подчиненными. Для слаженной, эффек организации необходимо, чтобы в ней имел место баланс власти (рис. 39).
Рис. 39. Баланс власти в организации
Лидерство – это важнейшее качество эффективного руководства, средст которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя образом, работать для достижения целей.
Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – символ общности и обр группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и признано группой.
Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпри между 1930 и 1950 гг. К настоящему времени в теории лидерства выделяю
(направления): личностный, поведенческий и ситуационный.
Вопрос 2. Личностный подход к лидерству.
Старейшей из теорий лидерства является теория черт, название которой словосочетания «черты характера». Эта теория также известна под назв
великих людей», т.к. для выявления лидерских качеств ученые изучали биогра полководцев, политических и государственных деятелей и других великих люд
Авторы теории черт преследовали цель выявить и описать качества, н характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля и целеустремлен энергия, незаурядные организаторские способности, готовность бр ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п.
Например, по мнению американских исследователей Д. Ханта и Р. Осборн
and Richard N. Osborn), развивавших этот подход, эффективный лидер до следующими специальными навыками:
1.
Концептуальные навыки – способность анализировать и решать компл проблемы.
2.
Управленческие навыки – способность решать специальные задачи.
3.
Навыки планирования и организации – способность выбрать курс действ сконцентрировать ресурсы для достижения цели.
4.
Навыки принятия решений – способность использовать информацию и поиска альтернативных решений.
5.
Поведенческая гибкость – способность изменять личное поведение в со целями или реагировать на изменение ситуации.
6.
Коммуникативные навыки – способность эффективно взаимодействова
7.
Административные навыки – способность стимулировать и руководить людьми или группами для достижения цели или выполнения задания.
8.
Объективность – способность объективно оценивать усилия персонал слабости.
9.
Личное влияние – способность производить хорошее впечатление.
10.
Речевые навыки и навыки письменных коммуникаций – способность ясно й
й ф


Современные исследования показали, что в разных ситуациях руководители обнаруживают разные личные качества, и человек не становитс руководителем только ввиду обладания набором личностных качеств. Однако, полного отрицания теории черт.
Вопрос 3. Поведенческий подход к лидерству.
В основе поведенческого подхода к проблемам лидерства лежит предп эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя
поведения по отношению к подчиненным. В соответствии с этим подходом, сти может быть: автократичным, демократичным или либеральным (рис. 40).
Рис. 40. Стили руководства
Автократичный лидер авторитарен,
[20]
обладает достаточной власт свою волю исполнителям, использует директивный
[21]
стиль руководства.
апеллирует к потребностям низкого уровня подчиненных, как можно больш полномочия и строго структурирует работу подчиненных, почти не давая им своб решений. Плотно руководит всей работой в пределах его компетенции, м психологическое давление и угрожать (см. «Теория
X» в теме 1 вопрос 3).
Демократичный
лидер старается сделать обязанности подчин привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытос старается научить подчиненных вникать в проблемы организации. Он избег свою волю подчиненным, поэтому часто использует механизмы вли апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлеж цели, самовыражении и т.п. (см. «Теория Y» в теме 1 вопрос 3).
Либеральный стиль руководства характеризуется низкой требов подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести а предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием приним ответственность за итоги деятельности. Преимущество либерального стиля групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный р имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен св семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, который вряд ли мож к лидерству (табл. 10).
Сравнение стилей управления
Базовые стили
управления
Основные преимущества
и возможности
Основные недостатки
и угрозы
Авторитарный
Экономия времени,
определение границ
Подавление инициати подчинённых субъективизм