Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Музыкальная пауза. «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»

Вопросы после прослушивания: Какие эмоции и переживания вызывает у вас ария в исполнении Ф.И.Шаляпина? Как можно охарактеризовать его голос? Каким историческим события посвящена опера?

Учитель: Спустя очень мало времени имя Шаляпина уже гремело по всей стране. Чтобы иметь возможность его услышать, люди были согласны неделями стоять в очередях, они ночевали у касс в холода зимой, платили бещеные деньги за билеты, цена которых часто была равна месячному заработку. Ни у одного артиста в России в то время не было такой славы. После концертов Шаляпина осыпали подарками, наградами, деньгами. Вскоре ему рукоплескала уже вся Европа. Революция в России, приход большевиков к власти, постоянные обыски в его квартире, массовые репрессии сильно тревожили певца, в конце-концов он, забрав семью, уезжает за границу.

16 лет прожил Шаляпин вдали от России. Он гастролировал по всему миру и везде его ждал триумф. Его слава была неслыханной! В витринах магазинов стояли портреты Шаляпина, в кондитерских продавались шоколадные конфеты в обертках с его изображением, а в галантерейных лавках можно было купить гребни с именем певца. Был популярен и одеколон «Шаляпин». Французская Королевская академия музыки сделала его своим академиком. Шаляпин вел интересную, по-настоящему звездную жизнь. И общался с большим количеством звезд: Рахманинов, Равель, Репин, Куприн, Бунин, Станиславский, Чарли Чаплин, Герберт Уэллс, Морис Равель, Анна Павлова и многие др. Короли, премьер-министры и самые знатные люди мира почитали за честь пообщаться со знаменитым русским басом. Но сам артист очень сильно тосковал по России, не принимал иностранного гражданства. До конца своей жизни Шаляпин оставался российским гражданином.

Главный секрет популярности Шаляпина в том, что он сочетал в себе два таланта: певца и драматического актера. Большинство оперных актеров в то время считали, что главное - это верно исполнить музыкальную партию. А играть роль не обязательно - достаточно грима и костюма. Шаляпин так никогда не считал. Он не только пел, но и гениально воплощал образы. Самым великим своим творением он считал образы Бориса Годунова и Мефистофеля. Многим известны, например, куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» («Люди гибнут за металл»). Эти куплеты, благодаря Шаляпину, как сейчас бы сказали, стали хитом без всяких хит-парадов. Шаляпин исполнил главные партии почти во всех русских операх. Он также прославился исполнением русских народных песен: «Эй, ухнем!», «Дубинушка», «Ночка». Всем известен и романс Мусоргского «Блоха» в исполнении Шаляпина.


Музыкальная пауза. «Блоха», «Дубинушка» (предваряя прослушивание «Дубинушки» можно прочитать отрывок из повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина» о реакции публики на эту песню)

Закрепление пройденного. Интерактивная беседа

Вы познакомились с некоторыми фактами жизни великого русского артиста. Можно ли его сравнить с современными звездами? Легче ему было завоевать славу или труднее?

Примерные ответы детей:

- Конечно, труднее, тогда не было компьютеров, микрофонов, программ, корректирующих недостатки голоса.

- Он всегда пел только вживую.

- Его слава была настоящей, а не купленной.

Классный руководитель. Каких современных оперных артистов России вы знаете? Можете ли вы назвать их имена? (Галина Вишневская, Ирина Архипова, Анна Нетребко и др.)

Шаляпин имел все, о чем можно мечтать: любимую работу, здоровье, деньги, славу, любовь, семью. Но его называли человеком трагической судьбы. В чем состоял этот трагизм? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

- Он не мог жить в России.

- Тосковал по Родине.

- Он хотел, чтобы его талант служил русскому народу, а вместо этого выступал для американских и европейских зрителей.

- Он мечтал жить в России, но Россию, которую он боготворил, уничтожила революция и большевики.

Учитель: Один великий человек сказал: «О народах по гениям судят». Как можно судить о нашем народе по гению Шаляпина?

Примерные ответы детей:

- Мощный, талантливый, упорный, трудолюбивый.

- Не пасует перед трудностями, идет к своей цели.

- Не может без России, тоскует по ней.

- Душевный, добрый, чувствительный.

Учитель: Действительно, о народе судят по той высоте, на которую смогли взойти его лучшие представители. Наша земля родила много талантливых людей. По ним можно судить о нашем народе. 

Творческое задание:

Ребята перед вами фотографии Ф.И. Шаляпина в образе своих героев, сделанные во время выступлений (Приложение). Все эти герои – реально существовавшие исторические личности. Рассмотрите внимательно фотографии, определите к какой роли какая фотография относится и попробуйте ответить на следующие вопросы:


- Можно ли говорить о правде чувства в шаляпинском исполнении?

- Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно»?

- Что нужно для того, чтобы  получилось правдивое исполнение? 

(Ответы: чтобы образ получился правдивым нужно много прочитать об исторической эпохе героя и о самом герое, нужно прочувствовать роль, понять мысли и поступки героя, нужно не играть, а проживать жизнь героя на сцене)


Викторина

1.Где родился Ф.Шаляпин? Из какой он семьи? (в Казани, сын крестьянина)

2.Назовите тип голоса Шаляпина? (бас)

3.Что такое мастерство исполнителя?

4. Назовите оперы, в которых спел и сыграл Ф.И. Шаляпин?

5. Какие песни Шаляпина можете вспомнить? («Блоха», «Дубинушка»)

Заключительный этап урока:

Память о Шаляпине жива и сегодня. Он был и остается живой легендой для многих поколений артистов, а его искусство – национальное сокровище нашего народа. А в заключение хотелось бы вспомнить слова Максима Горького о Ф.И. Шаляпине: «Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ. Вот плоть от плоти его, человек, своими силами прошедший сквозь тернии и теснины жизни, чтобы гордо встать в ряд с лучшими людьми мира, чтобы петь всем людям о России, показать всем, как она - внутри, в глубине своей - талантлива и обаятельна…»

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель: Урок наш подошел к концу. На столе у вас лежат карточки с словосочетаниями, при помощи которых вы сможете сказать, что у вас сегодня получилось, что понравилось, что нового узнали…. Выберите одно и них и закончите фразу.

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание

Напишите эссе на тему: Что я узнал о жизни и творчестве Ф.И. Шаляпина.



1 Федор Иванович Шаляпин / Составитель Е.А. Грошева. Сборник в 2-х томах. М: Искусство, 1957. 1702 с.

2 Федор Иванович Шаляпин: Сборник: В 3 т. 3-е изд., испр. и доп. / Ред.-сост. и авт. вступ. ст. Е. А. Грошева. М.: Искусство, 1976 - 1979 гг. Т. 1. Лит. наследство. Письма. М., 1976. 760 с.: ил.; Т. 2. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. М., 1977. 600 с.: ил.; Т. 3. Статьи и высказывания: Прил. М., 1979. 392 с.

3 Раскин А. Г. Шаляпин и русские художники. М.: Искусство, 1963. 161 с.

4 Петелин В.В. Жизнь Шаляпина. Триумф. М.: Центрполиграф, 2000. 197 с.

5 Петелин В.В. Восхождение, или жизнь Шаляпина: документальное повествование о молодом Шаляпине. М.: Советский писатель, 1989. 557 c

6 Дранков В. Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973. 213 с.


7 Там же. С.6.

8 Лесс А. Л. Рассказы о Шаляпине. М.: Советская Россия, 1973.174 с.

9 Покровский Б. Читая Шаляпина // Советская музыка. 1968. №3.

10 Каплан Э.И. Жизнь в музыкальном театре. Л.: Музыка, 1969. 220 с.

11 Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952. 284 с.

12 Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2-х кн. / сост.: Ю. Котляров, В. Гармаш. Л.: Музыка, 1989. 390 с.

13 Гольцман С.В. Ф. И. Шаляпин в Казани. Казань : Kazan-Казань, 2002.319 с.

14 Силантьева И.И. Шаляпин, каким его знали книги: (К 125-летию со дня рождения). М.: Сфера, 1997. 302,

15 Горбунов Н. И. Федор Шаляпин в Японии и Китае. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 400 с.

16 Горбунов Н. И. По скандинавскому следу Шаляпина. В поисках неизвестного / Междунар. Союз муз. деятелей; Межрегион. Шаляпинский центр; Н. И. Горбунов; под ред. А. П. Зименкова. М.: КРУК, 2007. 613 с.

17 Горбунов Н.И. Федор Шаляпин: от Казани до Стокгольма: у 140-летию со дня рождения великого русского артиста: записки журналиста. М.: КРУК, 2013. 204 с.

18 Николай Горбунов. Марина, дочь Шаляпина. М.: КРУК, 2017. 212 с. 

19 Надеждин Н. Я. Федор Шаляпин: Дар. М.: Майор, 2010. 192 с.

20 Дмитриевский В. Н. Шаляпин. М.: Молодая гвардия, 2013.543 с. 

21 Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Петербурге-Петрограде /В. Н. Дмитриевский, Е. Р. Катеринина. Л.: Лениздат. 1976. 263 с.

22 Чернова М.Н. Фёдор Шаляпин. Русский оперный гений. М.: АСТ-Пресс, 2013. 36 с.

23 Ятич Б. Шаляпин против Эйфелевой башни. М.: Четыре четверти, 2013.

24 Кузнецов Н.И. Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф. И. Шаляпина : Дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2005. 380 с.

25 Там же. С.366.

26 Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1961. 239 с.

27 Шаляпин Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М.: Союзтеатр, СТД СССР, 1991. 318 с.

28 Шаляпин Ф. И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. С.5.
29 См. Ф.И. Шаляпин. В трех томах. М., Искусство, 1976; Шаляпин Ф. Я был отчаянно провинциален. М.: АСТ, 2014; Шаляпин Ф. Маска и душа. Страницы из моей жизни. М.: Эксмо, 2014 и др.

30 Дом-музей Шаляпина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.shalyapin-museum.org/content/blogcategory/14/478/

31 Шаляпина М.Ф. Глазами дочери. New York, 1997. 169 с.

32 Коровин К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. — 192 с.