Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М.Н. Чернова в своей работе «Фёдор Шаляпин. Русский оперный гений»22, которая вышла в серии «Путеводитель по истории России», раскрывает секреты того, как известный певец работал над образами своих героев. А также об обстоятельствах личной встречи Фёдора Ивановича с другой знаковой фигурой ХХ века - Чарли Чаплиным.

Книга «Шаляпин против Эйфелевой башни»23, автором которой является Ятич Бранислав, вышла в 2013 году. Выпуск этой книги был приурочен к 140-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина. Эта книга – попытка осветить творчество Ф.И. Шаляпина с разных сторон: и манеру исполнения, и эстетическую систему, и таинство гениальности. Книга адресована в первую очередь оперным певцам, а также дирижерам и оперным режиссерам, художникам театра и концертмейстерам.

Взаимодействию Ф.И. Шаляпина с русским драматическим театром посвящена диссертация Н.И. Кузнецова «Сценическое мастерство оперного артиста в контексте актерской школы Ф.И. Шаляпина»24. Автором монографии был осуществлен сравнительный анализ элементов «системы Станиславского» с рабочими сценическими терминами Ф.И. Шаляпина. Говоря о развитии шаляпинской школы актерского мастерства, Н.И. Кузнецов подчеркивает, что под этой школой был мощный фундамент на «наивысшем образовании», которое артист получил, обучаясь у целого созвездия педагогов мировой величины: «Пройдя уроки С.И.Мамонтова в Русской частной опере, общаясь с крупными мастерами сцены, выступая вместе с выдающимися артистами, учась у них, Федор Иванович формировал свой метод создания сценического образа»25.

Цель работы – рассмотреть историческую тематику творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.

Для достижения цели в работе необходимо последовательно рассмотреть следующие задачи:

- изучить детские годы Федора Шаляпина;

- рассмотреть период отрочества Ф.Шаляпина, который совпал с началом карьеры певца;

- выявить особенности становления Ф.И. Шаляпина как самого знаменитого баса России;

- рассмотреть влияние политических событий в стране на жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина, выяснить причины его эмиграции;

- разработать урок истории по теме «Серебряный век русской культуры: Жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина».

Источниковедческой базой исследования выступили, прежде всего, труды самого Ф.И. Шаляпина, его воспоминания, письма, воспоминания современников о Ф.И. Шаляпине и другие материалы и документы, посвященные жизни и творчеству артиста.


Неоднократно были переизданы важнейшие с точки зрения источниковедения шаляпинского творчества работы самого артиста - воспоминания «Страницы из моей жизни»26 и «Маска и душа»27. Литературное наследие Ф.И. Шаляпина – это настоящий учебник для оперного артиста. Несмотря на то, что он был, прежде всего, практиком, в своих мемуарах «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» он, повествуя о собственном жизненном опыте и творчестве, высказывает гениальные мысли относительно теории актерского мастерства.

 В «Страницах жизни», написанной в 1916 году, Ф.И. Шаляпин дал полный очерк своего детства и юности, и лишь слегка затронул свою артистическую карьеру, свои первые взлеты и падения. События, о которых он рассказывает в первой автобиографической книге, относятся, главным образом, к периоду, предшествующему 1905 году. Следует отметить, что соавтором Шаляпина в этой книге можно назвать его близкого друга М. Горького, который занимался редактированием текста.

Книга «Маска и душа» - не просто автобиография, это исповедь и завещание, в которых Шаляпин делится мыслями об оперном искусстве и исполнительстве актера-певца. Эти мемуары состоят из двух частей: первая - это мысли о призвании артиста, о создании образов и о работе над собой; вторая часть - это размышления о власти, революции и русском характере. Сочетая в себе талант музыканта и драматического актера, Шаляпин создал яркие и оригинальные сценические образы - Годунова, Грозного, Кончака, Сусанина и многих других. Книга рассказывает о театральной жизни в России в конце XIX - начале ХХ века, знакомит с творчеством знаменитых мастеров оперного искусства. Книга содержит большой материал о становлении и развитии оперного искусства в России, о причинах эмиграции певца. Книга была написана и издана в Париже в 1932 году. В СССР она впервые была издана лишь в 1989 году, пережив после этого не одно переиздание.

Сравнивая книги «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» можно сказать, что «Страницы» - это автобиография в полном смысле этого слова, но написанная много раньше, в сотрудничестве с Горьким, тогда как «Маска и душа» - жизненный путь Шаляпина как артиста. Как пишет сам Шаляпин: «
Первая книга является внешней и неполной биографией моей жизни, тогда как вторая стремится быть аналитической биографией моей души и моего искусства»28.

В последние годы вышло несколько изданий автобиографий Шаляпина, объединенных в одну книгу29, и, как правило, снабженных комментариями исследователя творчества артиста Е.А. Грошевой. Эти комментарии уже сами по себе являются документальной повестью, дополняющей рассказ великого артиста.

К важнейшим источникам для изучения жизни и творчества артиста можно отнести личные письма Ф. Шаляпина. Многие из этих писем хранятся в архиве ЦГАЛИ (Центральный Государственный Архив Литературы и Искусства), часть из них опубликована в исследованиях различных авторов, посвященных жизни Шаляпина. Большой архив писем Шаляпина жене и дочери опубликован на сайте дома-музея Шаляпина30.

В 1997 году в Нью-Йорке вышла книга Лидии Федоровны Шаляпиной «Глазами дочери»31. Лидия Федоровна Шаляпина умерла в 1975 году, спустя десять лет после ее кончины родственники обнаружили в архиве ее воспоминания. Сестра Татьяна Федоровна Шаляпина-Чернова передала их Иосифу Дарскому, он и издал книгу.

Воспоминания современников артиста донесли до нас неповторимо  яркий образ гениального певца. Так, художник К.А. Коровин назвал свой очерк об артисте «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь»32. В своем очерке он рассказывает о своих немногочисленных встречах со знаменитым певцом.

 В книге своих воспоминаний «От Айседоры Дункан до Федора Шаляпина. Вспомнилось, захотелось рассказать»33 русский писатель и драматург Осип Исидорович Дымов (настоящая фамилия Перельман, 1878-1959) рассказывает о людях, с которыми он был знаком, встречался, дружил, переписывался. Среди них - Корней Чуковский, Фёдор Шаляпин, Александр Керенский и Альберт Эйнштейн.

Большое количество воспоминаний родных и современников о Шаляпине (К.Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, воспоминания Н.Черкасова, Р.Симонова, В.Гайдарова, О.Гзовской и др.) содержится во втором томе трехтомника «Федор Иванович Шаляпин»34.

По своей структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Глава 1. Детство и юношество Ф.И. Шаляпина
1.1 Детские годы Федора Шаляпина
И.А. Бунин писал о Шаляпине: «Судьба этого человека была действительно сказочна от приятельства с кузнецом до приятельских обедов с великими князьями и наследными принцами дистанция немалая. Была его жизнь и счастлива без меры, во всех отношениях: поистине дал ему Бог "в пределе земном все земное"»35. Однако выпало на долю артиста и немало испытаний.

Федор Шаляпин родился в Казани 1 (13) февраля 1873 года в доме купца Лисицына по Рыбнорядской улице36 в семье Ивана Яковлевича и Авдотьи (Евдокии) Михайловны Шаляпиных, приехавших в Казань на заработки. Его родители были «исконные вятские крестьяне, уроженцы деревень двух соседних волостей Вожгальской и Куменской, Вятского уезда Вятской губернии. И сам Федор Иванович по документам считался вятским крестьянином»37. До 18 лет Иван Яковлевич занимался хлебопашеством, а потом ушел на заработки в город38. Отец позже рассказывал подросшему сыну Федору о том, что до 18 лет он работал в родной деревне, пахал землю. А потом подался в город. «Так складывались судьбы у многих поколений вятских крестьян того времени. Основными занятиями сельских жителей, в том числе и Вожгальской волости были «отхожие промыслы», «услужение», «нищенство»: земли было мало, да и та плохо родила»39.

Иван Шаляпин научился грамоте у сельского пономаря, трудом и упорством добился некоторого образования40. В 1878 году отца, имевшего хороший почерк, взяли в Казанскую уездную земскую управу писцом распорядительного отделения, до этого он работал волостным писарем и помощником смотрителя арестного дома. Его заработки постепенно увеличивались, платили ему и ежегодные денежные награждения, но они не особо облегчали положение семьи. Виной всему был тяжелый, неуживчивый характер Ивана Яковлевича41.

«Отец мой был странный человек, - вспоминал Шаляпин. - Высокого роста, со впалой грудью и подстриженной бородой, он был не похож на крестьянина... Трезвый, он был молчалив, со мною он был ласков, но иногда в минуты раздражения почему-то называл меня Скважина»42.

Федор запомнил и немногие встречи с родственниками отца, которые изредка приезжали из своих вятских краев в Казань. «В комнату заходили бородатые люди в лаптях и зипунах. И сразу же по всему жилью распространялся крепкий запах ржаного хлеба и еще чего-то особенного»