Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Монолог Пимена звучит устало и неторопливо, при этом в нем нет и намека на монотонность.

Третий образ, который был создан Ф.И. Шаляпиным для оперы «Борис Годунов» - это образ беглого монаха Варлаама. В этом оборванном, вечно нетрезвом бродяге нет ничего ни от Годунова, ни от Пимена. Только умный, острый взгляд его хитрых и недобрых глаз. Созданный певцом образ Варлаама – это образ «бродяжной Руси», так сильно и глубоко знакомой Ф.И. Шаляпину с детских лет. И хотя критика не всегда радужно принимала шаляпинского Варлаама, певец гениально передал его настроение, горький юмор и бездонную тоску.107

Когда Шаляпин в годы, предшествовавшие революции, ставил «Бориса Годунова», он, разумеется, не мог показать на сцене пропасть, разделявшую царя и народ, не мог поставить так, как об этом мечтал Мусоргский и Стасов, «народную драму». Но он стоял за правдивое, реалистическое искусство, и в воспоминаниях худож­ника Головина есть указание на то, что Шаляпин возра­жал против тех «эффектных», изысканных, формалисти­ческих декораций, которые сделал Головин. Не случайно Шаляпин в надписи на портрете, где он изображен в роли царя Бориса, написал: «Голодная, бедная стонет Русь». Он близко подошел к нашему современному пониманию произведения М.П. Мусоргского, единственно вер­ному, правдивому.

Сразу же после премьеры в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 9 марта 1899 года появилась восторженная статья: «Отметим громадный успех Шаляпина, положительно создавшего Бориса Годунова. Этот высоко даровитый артист, бывший центром самых искренних оваций, превосходно пел и играл108.

«Борис Годунов» после «Русских сезонов» С.П. Дягилева принес Ф.И. Шаляпину мировую славу. Певец тоже не остался в долгу: гениально сыгранный образ Бориса дал второе рождение опере, популярность которой стала расти. Началось ее триумфальное шествие по театральным сценам России, Европы и Америки. Невозможно назвать все театры, где великий Ф.И. Шаляпин прославлял русскую школу пения и русскую музыку в лице ее гениального представителя – М.П. Мусоргского.

Одной из наиболее известных работ Ф.И. Шаляпина стала роль Ивана Грозного в опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Первоначально опера была поставлена в частной опере Мамонтова, а в 1901 ее поставили на сцене «Большого театра». В 1908 году С.П. Дягилев вывез оперу в Париж в рамках «Русских сезонов». Опера была создана на основе исторического эпизода о борьбе Ивана Грозного с непокорными вольницами Руси, во время которой он встречает и теряет свою незаконнорожденную дочь. Оперу отличает интересный и быстроразвивающийся сюжет, а также психологическая глубина образов царя и жителей города Пскова. Очень сильным является третий акт оперы, который посвящен собранию псковского вече. На вече кипят политические страсти, в трагические часы обнажается душа вольного города, накануне встречи с Иваном Грозным.


В роли царя Грозного Ф.И. Шаляпин был настолько убедителен и выразителен, что эта работа стала одной из наиболее важных в его карьере. Впоследствии, уже в эмиграции, Ф.И. Шаляпин даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Роль Ивана Грозного была одной из самых любимых в репертуаре Ф.И. Шаляпина.

По своей тематике оперы «Борис Годунов» и «Псковитянка» близки друг другу - в обеих постановках речь идет о событиях далекого прошлого, авторы обращаются к значимым поворотным периодам истории России. Но нельзя не отметить и отличия, свойственные индивидуальному творческому почерку этих классиков оперы: М. П. Мусоргский главным образом выражал трагическое восприятие русской истории, а Н. А. Римский-Корсаков – при всем драматизме конфликтов - более умиротворенное и оптимистичное.

Ф.И. Шаляпин по крохам собирал черты Ивана Грозного. Кремлевские соборы, Василий Блаженный, монастыри, часовни, площади, улицы, переулки старой Москвы109. И эти поиски не прошли даром. Был проделана очень серьезная работа: Ф.И. Шаляпин ходил в Третьяковскую галерею, чтобы изучить исторические картины В.Г. Шварца, И.Е. Репина и знаменитую скульптуру М.М. Антокольского. Но ему как-будто все время не доставало какой-то детали. И тут кто-то из знакомых артистов подсказал ему, что у некоего инженера С.П. Чоколова имеется портрет Ивана Грозного работы В.Васнецова. Шаляпин тут же разыскал его, а увидев, был поражен: царь огненным темным взором смотрел куда-то в сторону. Лицо Грозного было найдено. Так, соединив творения Репина, Васнецова и Шварца, Ф.И. Шаляпин сделал довольно удачный грим и нашел верную фигуру110. Артист пытался еще глубже проникнуть в образ Грозного. С этой целью он много ходил по Кремлю, по узким проходам храма Василия Блаженного, стараясь представить себе облик грозного царя, услышать его властный голос, тяжелую поступь его шагов и удары посоха.

Между тем Ф.И. Шаляпин постарался не льстить царю и показать всю сложность его психического состояния, необузданность тяжелого характера. Ханжество и черствость, трусость и маниакальная подозрительность, крайняя жестокость и неожиданная нежность к чудом обретенной дочери, беспощадная расправа с псковской вольницей и безутешный плач над мертвой Ольгой. Трагедия царя, который на какое-то время познал чувство близости и доверия и тут же потерял его, трагедия, которой заканчивается опера, говорила: даже самый грозный из всех царей, огнем и мечом выковавший свое царство, не останется безнаказан
111.

Стасов, будучи глубоким ценителем русского искусства и истории - был изумлен талантами молодого артиста, который так проникновенно исполнил роль Ивана Грозного. Ф.И. Шаляпин сотворил на сцене сложный и противоречивый образ, исторически правдивый характер царя Ивана – воина и государственного деятеля112. Триумф оперы на сцене Большого театра был воспринят всеми, кто болел за национальное искусство, как поворот императорской сцены к русской музыке, как признание великого таланта Н.А. Римского-Корсакова.

«Псковитянка» имела оглушительный успех и всегда проходила при полном сборе. Со своего первого выступления в роли Ивана Грозного Ф.И. Шаляпиным была поставлена высочайшая планка мастерства исполнителя. С тех пор любое исполнение данной роли сравнивалось только с шаляпинским.

Сезон 1897/98 гг. был отмечен новыми удачами Шаляпина, который исполнял партии Досифея в «Хованщине» М.П. Мусоргского и Варяжского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. В следующем сезоне его популярность была подкреплена блестящим исполнением роли Олоферна в «Юдифи» и Сальери в «Моцарте и Сальери».

Спектакль «Хованщина» рассказывает об атмосфере быта допетровской Руси, о жизни старообрядцев. Ф.И. Шаляпин был душой спектакля «Хованщина», хотя исполнял в нем только относительно небольшую партию Досифея. Досифей находился на сцене недолго, но образ фанатика, одержимого «старой верой» имел колоссальное значение для постановки, которую Ф.И. Шаляпин осуществил в качестве режиссера. С образом Досифея связаны очень интересные страницы русской истории. В 1862 году был издан исторический документ - подлинное художественное произведение допетровской Руси «Житие Аввакума», одного из столпов «старой веры». Это были жизнеописание самого Аввакума, его страданий и упорства. В 1875 году были изданы послания Аввакума. «Житие» и послания были написаны Аввакумом не вобычном тоне поучений. Это были страстные призывы к борьбе с «никонианами». В «Житии» есть и характерные бытовые черты эпохи царя Алексея Михайловича. Конечно, М.П. Мусоргский не смог обойти своим вниманием этот выдающийся документ, собирая и изучая материалы для «Хованщины».

Характер Досифея был новым в русском оперном искусстве. М.П. Мусоргский старается в музыке передать его язык и несокрушимую силу народного духа.
Прочитав «Житие Аввакума», Ф.И. Шаляпин понял одержимость, «огнепальный» дух Досифея. Эпизод самосожжения на сцене воскрешал в памяти проповедь Аввакума. В Досифее Ф.И. Шаляпина была кротость, которая казалась еще страшнее ярости, фанатизм его был воистину ужасен. Спокойно и величественно он взошел на костер, правдивее и убедительнее эту сцену сделать было просто нельзя. Ф.И. Шаляпин отдал все, чем обладал для создания живого образа Досифея: мягкость и силу голоса, выразительность мимики. В образе Досифея Ф.И. Шаляпин запечатлел всю мощь народного духа, когда человек во имя «правды», как ее понимал Досифей и ревнители старой веры, отдает свою жизнь.

На сцене мамонтовской оперы состоялась также премьера нового произведения Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Ф.И. Шаляпин. Сюжет оперы, как и драмы А.С. Пушкина, был построен на легенде об отравлении австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта «завистником» и соперником Антонио Сальери. В Сальери Ф.И. Шаляпин раскрыл такую глубину душевной борьбы, такую масштабность чувств, что в полной мере ставил его фигуру в один ряд с творениями Шекспира. Успех «Моцарта и Сальери» был огромный. Критика так отозвалась об этом спектакле: «Удивление, преклонение перед гением, в то же время ненависть, злоба и зависть, внутренняя борьба двух начал, сомнение и возможности совмещения в одном лице гениальности и злой воли, - все это находит яркое воплощение в сценическом образе Сальери, создаваемом Шаляпиным...»113.

Глубоко правдиво Ф.И. Шаляпин создал образ Хана Кончака в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина. Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Как и старорусский эпос, сочинение А.П. Бородина пропитано патриотической идеей русского народа. 

На примере двух образов из «Князя Игоря»: Галицкого и хана Кончака, можно было судить о великом таланте Ф.И. Шаляпина. Его исполнительская интерпретация образов была превосходна. Певец исполнил обе эти партии, и в каждой из них он был индивидуален и уникален. Когда артист был на сцене, у зрителя не возникало ни малейшего сомнения, кто
перед ним: сам Хан или Князь Галицкий.

Опера «Князь Игорь» с первой же постановки была воспринята зрителем и критикой более чем положительно. Русские музыкальные вариации с широким эмоциональным фоном сразу легли на русские души, а благодаря патриотическому сюжету и любовной истории произведение стало всемирно известным.

Таким образом, именно правда характеров, показанных через увеличительное стекло истории, обогащенных глубиной прозрения художника, и делала их современными и близкими зрителям. Ф.И. Шаляпин любил петь именно большую русскую историческую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, сюжеты из древнерусской истории, которые привлекали своей живописностью и глубиной постановок.