Файл: Цифровой университет применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях Григорий Сидоров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· использование аналитики для выявления наиболее успешных и наименее успешных студентов;

· автоматизация работы т. н. «студенческого офиса».

Пятый уровень состоит из цифровых технологий, которые с высокой степенью вероятности получат широкое распространение в университетской среде с 2018-2019 гг. К таким технологиям, например, относятся дроны (беспилотные летательные аппараты). По оценке, полученной в ходе недавнего исследования PwC, глобальный рынок потенциального применения решений на базе дронов в 2015 г. составил 127 млрд. долл. Конечно же, нам видится вполне логичным, что университеты, особенно технические, захотят поучаствовать в развитии этого рынка. В этом контексте в качестве первого шага университеты будут активно внедрять технологии дронов во внутреннее образовательное и научно-исследовательское пространство, закупая оборудование, формируя лаборатории, стимулируя студентов и исследователей к тестированию и работе с новой технологией. Такая тенденция уже наблюдается в нескольких американских университетах.

Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий, направленных на внедрение изменений в университете. Такие мероприятия могут включать:

· разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;

· оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

· поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР, с тем чтобы обеспечить более высокие результаты учебы студентов и повысить эффективность работы университета в целом;

· оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

На наш взгляд, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами — студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Стратегия перехода к цифровому университету

Несмотря на то, что переход на правила цифрового века может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами.


Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Мы считаем, что проект по цифровой трансформации университета должен инициироваться высшим руководством и поддерживаться на уровне институтов/факультетов/стратегических академических единиц/кафедр. Последние должны взять под личный контроль исполнение мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов, и увязать свои планы действий с общей стратегией развития вуза.

Совершенствование службы ИТ должно проводиться как в технологическом направлении, в рамках которого планируется использование новых ИТ-методов и подходов, так и в направлении упрощения взаимодействия заинтересованных сторон с данными технологиями. Мы видим следующие приоритетные задачи службы ИТ в контексте цифровой трансформации университета:

· отслеживание технологических новинок и консультирование по вариантам их возможного использования для достижения поставленных перед университетом целей;

· совершенствование политики и процедур, направленных на стимулирование использования инновационных цифровых технологий среди административного персонала вуза, обучающихся и научно-педагогических работников;

· предоставление максимального открытого и удобного доступа к информационным ресурсам и системам с целью обеспечить возможность использования данных посредством новых технологий;

· оптимизация использования облачных решений для стимулирования инноваций и быстрой оборачиваемости нового цифрового функционала, продуктов и систем.

Роль службы управления персоналом в ходе цифровой трансформации заключается в разработке комплексной программы подготовки персонала к внедрению новых технологий:

· разработка трудовых договоров и программ непрерывного повышения квалификации для обеспечения постоянного развития навыков цифровой грамотности;

· придание процессам обучения, наряду с процессами научной деятельности, важной роли для продвижения инноваций в сфере разработки новых методов и способов обучения с максимальным использованием потенциала цифровых технологий.


Заключение

Мы живем в интересное время, когда концентрация новых цифровых технологий велика как никогда. Эти технологии уже влияют на деятельность университетов. Мы верим в то, что университетам еще предстоит существенно трансформироваться, чтобы реализовать выгоды от цифровизации и предоставить абитуриентам, студентам, НПР и партнерам больше возможностей. Трансформация невозможна без выработки и реализации осознанной стратегии цифровизации, которая бы учитывала особенности и специфику деятельности университета. Какую стратегию выберите вы?

Автор статьи — директор практики по оказанию услуг компаниям в области телекоммуникаций, ИТ и медиа PwC в России.