Файл: 20век. Стр. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни (По поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М.Ю. Лермонтов в своем творчестве часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Поэт противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников, всей окружающей его жизни.
    Так, в стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно. Старый солдат, ветеран Отечественной войны 1812 года, говорит своему молодому племяннику, а вместе с ним, и всем читателям:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри - не вы!
    Поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них – любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
    И молвил он, сверкнув очами:
    «Ребята! не Москва ль за нами?
    Умремте же под Москвой,
    Как наши братья умирали!»
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.

Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны.

Интерес Лермонтова вызывает и другая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
    Лермонтов прославляет свою родину, историю России. Его произведения заставляют гордиться нашей страной, наталкивая, в то же время, на серьезные размышления о жизни и человеке._________________________________________________________

Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: "рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб". С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни.
В народных сказаниях, поговорках, загадках таилось для молодого поэта неисчерпаемое богатство образов, сюжетов, оборотов речи.
В основе народного творчества всегда лежат песенные мотивы. Точно так же и в основе лирики Есенина лежат народные песни, частушки, запевки:
Звоны резки, звоны гулки,
Бубенцам в шлее не счет.
А как гаркну на прогулке,
Выбегает весь народ.
Выйдут парни, выйдут девки
Славить зимни вечера,
Голосистые запевки
Не смолкают до утра.
В есенинской лирике словно находят вторую жизнь постепенно уходящие и вытесняющиеся народные песни, столь любимые русскими людьми. Родными и знакомыми с ранних лет слышатся восторженные слова:
Той ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Стихотворные строки Есенина настолько просты и мелодичны, что словно не читаются, а сами собой складываются в песню:
Сторона ль моя, сторонка,
Горевал полоса.
Только лес, да посолонка.
Да заречная коса...
Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта — любовью к родине, к простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.
А образ русской деревни часто становится для автора воплощением настоящего рая на земле. Следует отметить, что православные образы в лирике Есенина органично переплетаются с языческой славянской мифологией и фольклорными началами. И это вполне естественно, поскольку и сама народная лирика — обрядовые песнопения, частушки, лирические песни — несла на себе отпечаток этой славянской языческой мифологии.


Данью фольклорной традиции в лирике Есенина являются аналогии, проводимые между человеческой жизнью и природой, перенесение свойств и черт характера человека, признаков животных на отвлеченные понятия, предметы деревенского быта, явления природы: "изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины", холод "крадется",ветер "шепчет ", вздох " целует ", солома " охает", а зола " обнимает трубу".

Стихотворный слог многих произведений Есенина словно заимствован из древнерусских летописей: его туманы "курятся", "листопад златит холмы", тишина "почивает" в сердце, его нищий — "убогой", "болезный", девки "вяжут... косицы до пят".

Поэт часто использует характерные для фольклора повторы:" заиграй, сыграй, тальяночка...", "Сторона ль моя, сторонка", "Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...", "Гляну в поле, гляну в небо...", "Где ты, где ты, отчий дом...". Нередки такие привычные народные образы-сравнения, как "судьба-разлучница", "девушка-царевна", "любовь-калинушка", "глаза... как море", "трава-мурава», родина-мать» и многие другие.

Приверженность фольклорным традициям делает Сергея Есенина по-настоящему народным поэтом, произведения которого были и остаются близкими и понятными миллионам людей многих поколений. _______________________________________________________________________________________

Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

Дружба для великого русского поэта А. С. Пушкина — особенная тема. Она — святое чувство, закаленное в тревожных и печальных для него жизненных обстоятельствах..

Многие стихотворения имеют либо открытое посвящение друзьям, либо напрямую относятся к ним. Это П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и В. А. Каверин. Многие из друзей стали близкими Пушкину людьми еще в лицейские годы, пронесли светлые дружеские чувства через всю жизнь. Первые стихотворения на эту тему относятся периоду обучения Пушкина в лицее. В стихотворении «К студентам», посвященном друзьям молодости, дружба воспевается поэтом на фоне веселой пирушки. Стихотворение пронизано радостью общения, свободного и беззаботного:
Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В гражданской лирике петербургского периода, казалось бы, сухой и сдержанной, постоянно находятся теплые слова, адресованные товарищам.


В стихотворении «К Чаадаеву» смешение товарищеских чувств со стремлениями быть полезным Родине становится наиболее зримым и ярким: автор призывает друга к служению Отечеству, к выполнению своего долга, но при этом обращается к нему не как к идейному единомышленнику, а как к близкому, дорогому человеку. Это постоянно подчеркивается обращениями «мой друг», «друг милый», «товарищ».

 

В стихотворении «19 октября 1827», написанном в Болдино и относящемуся к годовщине открытия Царскосельского лицея, чувства поэта к старым друзьям приобретают новые оттенки.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.
В противовес светлому чувству дружбы появляется ощущение одиночества и отдаленности от близких. Нет рядом друга, способного развеять печаль, оттого грустью наполнены следующие строки:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.
Подобные настроения все чаще и чаще вплетаются в тонкое кружево стихотворного текста; вскоре эта тема становится неотделимой от темы лицейского братства. Каждое последующее стихотворение, посвященное лицейским товарищам, становится все печальней и печальней: распался круг друзей, все меньше их остается. 1836 год — год последней для Пушкина лицейской годовщины — также проникнут печальными настроениями, и в описании лицея слышны речи «не мальчика, но мужа»:
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш...
В начале творческого пути тема дружбы была окрашена радужными красками. Однако постепенно поэт приходит к осознанию того, что дружба не только веселые пирушки и радость общения, но и боль от сопереживания, горечь потерь. ______________________________________________
Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала».)

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой раскрывает одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие рядовых, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.


Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Отец Вареньки был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.______________
Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Центральная тема творчества Чехова - протест против пошлости, обывательщины. Именно она звучит в рассказе “Ионыч”. Это история о том, как способный человек в условиях провинциального буржуазно-мещанского быта превращается в тупого и жадного обывателя.