Файл: Философия права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Теории и истории государства и права»
Творческое задание
по дисциплине «Философия права»


Выполнила: Ишутина Т.А.
Студентка группы 11Юуп-мз


Орел, 2022

ПЛАН

Легизм....................................................................................................3
Юридический позитивизм...................................................................6

Либертарно-юридическая теория В. С. Нерсесянца..........................7

Психологическая теория права............................................................9

Список литературы..............................................................................12

  1. Изучив литературу по философии права о легизме (юридический позитивизм) подобрать к нему стихотворную иллюстрацию из творческого наследия В.В. Маяковского.

Легизм - школа китайской философии, которая достигла выдающегося положения в бурную эпоху воюющих государств (475-221 гг. до н.э.) и, благодаря влиянию философов Шан Яна, Ли Си и Ханьфэйцзы, сформировала идеологическую основу первой императорской династии Китая Цинь (221-207 гг. до н.э.). Тремя основными заповедями легистов являются строгое применение широко распространенных законов (фа).

Легисты считали, что политические институты должны быть смоделированы в соответствии с реалиями человеческого поведения и что люди по своей природе эгоистичны и близоруки. Таким образом, социальная гармония не может быть обеспечена за счет признания народом добродетели своего правителя, а только за счет сильного государственного контроля и абсолютного подчинения власти. Легисты также выступали за правление с помощью системы законов, которые жестко предписывали наказания и поощрения за определенное поведение. Они подчеркивали направленность всей человеческой деятельности на достижение цели увеличения власти правителя и государства.

Издание подобных норм, направленных на подавление общественного движения в сочетании с жестокими методами наказания отражены в стихотворении В.В. Маяковского «Корона и Кепка» (1927).

Корона и кепка


Царя вспоминаю –
         и меркнут слова.
Дух займет,
     и если просто «главный».
А царь –
     не просто
         всему глава,
а даже –
     двуглавный.
Он сидел
    в коронном ореоле,
царь людей и птиц...
         – вот это чин! –
и как полагается
        в орлиной роли,
клюв и коготь
      на живье точил.
Точит
   да косит глаза грозны!
Повелитель
     жизни и казны.
И свистели
     в каждом
         онемевшем месте
плетищи
      царевых манифестин.
«Мы! мы! мы!
Николай вторый!
двуглавый повелитель
         России-тюрьмы
и прочей тартарары,
царь польский,
      князь финляндский,
принц эстляндский
           и барон курляндский,
издевающийся
      и днем и ночью
над Россией
        крестьянской и рабочей...
и прочее,
    и прочее,
        и прочее...»
Десять лет
прошли –
     и нет.
Память
   о прошлом
        временем грабится...
Головкой русея,
– вижу –
     детям
        показывает шкрабица
комнаты
      ревмузея.
– Смотрите,
        учащие
         чистописание и черчение,
вот эта бумажка –
        царское отречение.
Я, мол,
   с моим народом –
            квиты.
Получите мандат
        без всякой волокиты.
Как приличествует
его величеству,
подписал,
     поставил исходящий номер –
и помер.
И пошел
    по небесной
         скатерти-дорожке,
оставив
   бабушкам
        ножки да рожки.
– А этот...
     не разберешься –
            стул или стол,
с балдахинчиками со всех сторон?
– Это, дети,
     называлось «престол
отечества»
     или –
        «трон».
«Плохая мебель!» –
как говорил Бебель.
– А что это за вожжи,
         и рваты и просты? –
Сияют дети
     с восторга и мления.
– А это, дети,
      называлось
           «бразды
правления».
Корона –
     вот этот ночной горшок,
бриллиантов пуд –
         устанешь носивши. –
И морщатся дети:
        – Нехорошо!
Кепка и мягше
      и много красивше.
Очень неудобная такая корона...
Тетя,
     а это что за ворона?
Двуглавый орел
         под номером пятым.
Поломан клюв,
      острижены когти.
Как видите,
     обе шеи помяты...

Тише, дети,
     руками не трогайте! –
И смотрят
     с удивлением
           Маньки да Ванятки
на истрепанные
         царские манатки.


1927 год1

Получите мандат без всякой волокиты. Как приличествует его величеству, подписал, поставил исходящий номер – создание властью нормы права - закона.

И пошел по небесной скатерти-дорожке... - наказание.



Юридический позитивизм имеет истоки в древней политической философии. Его наиболее важные корни лежат в политической философии Гоббса и Юма, и его первая полная разработка принадлежит Джереми Бентаму (1748-1832). Согласно этой теории закон - это приказ суверена, подкрепленный силой. Но середине XX века акцент на законодательных институтах был заменен акцентом на правоприменительные институты и теорий, подчеркивающие системный и нормативный характер права. Единственными влиятельными позитивистскими моральными теориями являются взгляды на то, что моральные нормы действительны только в том случае, если они имеют источник в божественных заповедях или в социальных условностях.

Данное направление в теории права получает свое обоснование в стихотворении В. Маяковского “Интернациональная басня” (1917).

Интернациональная басня


Петух
однажды,
дог
и
вор
такой скрепили договор:
дог
соберет из
догов свору,
накрасть предоставлялось вору,
а
петуху
про гром побед
орать,
и
будет всем обед.
Но
это все раскрылось скоро.
Прогнали
с
трона
в
шею
вора.


Навертывается мораль:
туда же
догу
не
пораль?2

Здесь упоминается о договоре “Петух однажды, дог ивор такой скрепили договор”. В юридическом позитивизме также предусматривается теория общественного договора, скрепленная нормами морали. За несоблюдение этого следует наказание, осуществляемое всеми участниками договора “Прогнали строна вшею вора”.
Либертарно-юридическая теория В. С. Нерсесянца была сформулирована в 1990-е гг. В.С. Нерсесянц говорил, что правовключает в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу (свободу индивидов); слово же “юридическии” в названии концепции означает “правовой”, т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (естественное право), с другой – от легизма (право – закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве. В либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция различения и соотношения права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права – то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа, т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя. Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила. Термин “закон” здесь используется в собирательном смысле и охватывает все
источники официально позитивного права, поскольку все они представляют собой официально-властные явления нормативного характера, наделенные законной принудительно-обязательной силой.

Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей (коллективное)
(Кодекс законов о труде)


Пришел и грянул октябрьский гром.
Рвал,
воротил,
раскалывал в щепки.
И встал
над бывшим
буржуйским добром
новый хозяин —
рабочий в кепке.
Явился новый хозяин земли.
Взялся за руль рукой охочей.
— Полным ходом!
Вперед шевели! —
Имя ему —
советский рабочий.
За всю маету стародавних лет,
что месили рабочих
в кровавое тесто, —
пропорол рабочий
хозяйский жилет,
пригвоздил
штыком
на нужное место.
Где хозяйская спесь?
Присмирел, как зайчик,
под рукой рабочих волк-хозяйчик,
Ни шагнуть ему,
ни орнуть,
ни икнуть.
Настал для хозяйчиков
страшный годик, —
свистнул хозяев,
и над ними,
как кнут,
навис трудовых законов кодекс.
В этом кодексе
крепкий наказ:
растить
и беречь рабочий класс.
О рабочем труде
должен радеть
кодекс законов о труде.
Этот закон
не объедешь с тылу,
пока рабочая власть жива.
Будем хранить рабочую силу,
будем
беречь
рабочьи права3
.

В этом произведении говорится об общих правах рабочих, закрепленных в кодексе законов о труде и имеющих принудительный характер для всех трудящихся.
Психологическая теория права - возникла в 20 веке, ее основоположниками являются Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер. Принципы этого направления состоят в следующих положениях: 1) психика людей является фактором, который влияет на развитие общества, его мораль, право и государство; 2) понятие и сущность права обусловлены правовыми эмоциями людей, носящих императивно-атрибутивный характер; 3) правовые переживания делятся на позитивные (государственные) и интуитивные (личные). Большое внимание в этой теории уделяется психологическим факторам и правосознанию в развитии правовой системы общества.


Данное направление находит отражение в стихотворении В. Маяковского “Выволакивайте будущее!” (1925).

Выволакивайте будущее!


Будущее
     не придет само,
если
   не примем мер.
За
жабры его,— комсомол!
За
хвост его,— пионер!
Коммуна
     не сказочная принцесса,
чтоб о
ней
     мечтать по
ночам.
Рассчитай,
     обдумай,
         нацелься —
и
иди
   хоть по
мелочам.
Коммунизм
      не только
у
земли,
    у фабрик в
поту.
Он
идома
     за столиком,
в
отношеньях,
       в семье,
           в быту.
Кто скрипит
      матершиной смачной
целый день,
      как немазаный воз,
тот,
  кто млеет
       под визг балалаечный,
тот
  до будущего
        не дорос.
По
фронтам
      пулеметами такать —
не
вэтом
     одном
         война!
И
семей
    и квартир атака
угрожает
     не меньше
          нам.
Кто не
выдержал
         натиск домашний,
спит
  в уюте
     бумажных роз, —
до
грядущей
      жизни мощной
тот
  пока еще
       не дорос.
Как и
шуба,
      и время тоже —
проедает
     быта моль ее.
Наших дней
      залежалых одёжу
перетряхни, комсомолия!4


В произведении отражается влияние духа народа, лежащего в его самосознании, на будущее общества, которое основано на коллективном праве и морали.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.

1 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.

2 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.

3 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.

4 Маяковский В. Полное собрание сочинений. В 13 томах. 1912-1917. М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1955.