Файл: Литература по теме Практические задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     глава государства не имеет права роспуска парламента.

 

Типичным примером президентской республики является США.

 

Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:

     президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер);

     президент избирается парламентом;

     правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за его деятельностью; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;

     наличие у главы государства права на роспуск парламента.

 

К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.

 

Характерные черты смешанной республики:

     глава государства избирается населением;

     президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом;

     президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.

 

К суперпрезидентским республикам можно отнести Францию, Россию.

Форма государственного устройства – это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарное государство и федерацию.

Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления. Унитарное государственное устройство по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).


Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:

1)       верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти;

2)       конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации;

3)       субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;

4)       имеется двойное гражданство;

5)       наличие двухпалатного парламента;

6)       двухканальная система налогов.

 

Федерации бывают территориальные и национальные.

Политический режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.

Традиционно выделяются два режима: демократический и антидемократический.

Характерные черты демократического режима:

1)       органы власти формируются демократическим путем;

2)       действует многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;

3)       широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;

4)       личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.

 

В условиях антидемократического режима попираются права и свободы человека и гражданина, запрещается деятельность оппозиционных партий, осуществляется тотальный контроль за всеми проявлениями общественной жизни.

 

Вопрос 2. Место права в системе социальных норм. Понятие права.

 

Поведение людей в обществе регулируется различными социальными нормами: нормами права, морали, обычаями, традициями, корпоративными нормами. Как определяются эти понятия:

а)       нормы нравственности и морали - это правила поведения, которые формируются в обществе и указывают на то, что является справедливым и несправедливым, а выполнение этих норм обеспечивается силой общественного мнения;


б)       обычаи - это нормы поведения, стихийно сложившиеся в обществе в результате их неоднократного повторения, и их соблюдение обеспечивается привычкой, воспитанием;

в)       нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, установленные в определенной организации и касающиеся членов этой организации, а их выполнение обеспечивается мерами ответственности, установленными в организациях, где они действуют.

 

Однако люди не всегда придерживаются всех установленных в обществе правил поведения. Это объясняется различной степенью их обязательности. Наиболее обязательными являются правовые нормы. Чем это обуславливается?

Понятие «право» используется в семейно-бытовом, моральном, юридическом смысле. В последнем случае под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных).

Философы и мыслители по-разному объясняли, что есть право. Аристотель утверждал, что право - это политическая справедливость, для Средневековья характерно понимание права как божественного установления, Ш.-Л.Монтескье определял право как «реализованную справедливость», а Карл Маркс усматривал в сущности права волю экономически господствующего класса.

Существует мнение, что право возникает одновременно с государством. Развитие производительных сил приводит к увеличению производительности труда, как следствие, появляются излишки производства. Перераспределение этих излишков среди членов общества требует совершенно иных правил, нежели те, что существовали в первобытнообщинную эпоху. Кроме того, совместное проживание представителей разных родов и племен также потребовало создания иных правил поведения, которые бы были обязательны для всех людей, проживающих на определенной территории. Необходимость в праве возникла и для того, чтобы защищать интересы вновь образовавшихся классов - рабовладельцев, купцов, чиновников.

В настоящее время большинство специалистов сходятся во мнении, что право имеет две формы существования - естественное и позитивное право. Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства. Позитивное право, напротив, - продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы позитивного права выражаются в правовых обычаях, законах, судебных прецедентах и иных источниках права. Поэтому мы и говорим, что позитивное право - это система общеобязательных норм и правил поведения, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Идеальным было бы воплощение естественного права в позитивном.


Общие признаки права:

а)       общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

б)       право является общеобязательным, так как исходит от государства и им охраняется;

в)       право имеет конкретную форму, т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);

г)        право представляет собой стройную систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;

д)       право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.

 

Вопрос 3. Основные принципы и функции права. Источники права. Действие источников права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, права).

В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.

Выделяют следующие принципы права:

1.  Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам).

2.  Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства).

3.  Принцип равенства права.

4.  Принцип гуманизма (человеколюбия).

5.  Принцип свободы субъектов права.

6.  Принцип законности.

7.  Принцип ответственности за вину.

8.  Принцип взаимной ответственности государства и личности.

9.  Принцип единства норм права.

10.           Принцип реальности норм права.

 

Функции права - это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.

Основные функции права:


А.Социальные функции права:

1.  Экономическая - закрепление определенного типа производственных отношений.

2.  Политическая - закрепление отношений по поводу власти.

3.  Идеологическая - закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей.

 

Б.Юридические функции права:

1.  Регулятивная функция права - указание с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения.

2.  Охранительная функция права - установление ответственности для лиц, нарушающих запреты и не выполняющих обязанности, и защита прав. Источники права и их виды.

 

Для того, чтобы использовать правовые нормы, необходимо представлять в чем выражаются нормы права.

Источник (форма) права - это способ выражения (оформления) и закрепления нормы права в объективной действительности.

В мире существуют следующие виды источников права:

1.  Нормативный правовой акт - документ, изданный компетентным органом государства и содержащий нормы права (законы парламента, акты главы государства, министерств и ведомств и т. д.). Этот вид источников права превалирует в странах с континентальной (романо-германской) правовой системой (Россия, Германия, Франция).

2.  Правовой обычай - это правило поведения, которое возникло и существует в обществе и которому государство придало юридическую общеобязательную силу (широко распространен в странах Африки). К этой же группе следует отнести обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике экономической и политической сферы жизни общества соответствующего государства.

3.  Судебный и административный прецедент - это решения компетентного государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу, которое является общеобязательным при разрешении всех подобных дел для всех последующих судов. Иными словами, судебный прецедент- это своеобразный образец для разрешения судом в последующем всех подобных дел. Судебный прецедент в качестве источника права наиболее распространен в странах с англо-саксонской правовой системой (Великобритания, Канада, США Австралия).

4.  Нормативный договор - это договор между двумя или несколькими странами, в котором содержатся общеобязательные правила поведения. Такие договоры действуют на территории подписавших его государств.