ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Научная доктрина - это правовая теория какого-либо видного юриста, имеющая общеобязательную силу (доктрина религиозная - религиозное учение, которое содержит нормы права или из которого они выводятся путем толкования).
6. Мусульманские религиозные воззрения (священные для исповедующих определенную религию писания и книги, например Коран, Сунна, Иджма и Кияс для мусульман). Данные источники права признаются в качестве основных в странах с религиозной правовой системой (Афганистан, Иран).
Источники права Российской Федерации.
Основными источниками права на территории Российской Федерации являются нормативно-правовые акты. Всю систему нормативно-правовых актов можно подразделить на три относительно самостоятельные, но взаимозависимые подсистемы.
1.Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (Президент РФ, Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, Правительство РФ и т. д.):
а) Конституция РФ Она имеет высшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей России. Все иные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории нашей страны, не должны противоречить Конституции РФ. Особенность Конституции РФ заключается еще и в том, что она принята особым субъектом - народом России - на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года;
б) федеральные конституционные законы - это законы, принимаемые в особом процессуальном порядке (2/3 голосов депутатов Государственной Думы РФ и 3/4 голосов членов Совета Федерации РФ) и только по тем вопросам, которые прямо указаны в Конституции РФ. Например, в Конституции предусмотрено что, федеральные конституционные законы должны быть приняты по вопросам референдума, чрезвычайного и военного положения, гражданства и т. д. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и не может быть им отклонен;
в) федеральные законы - это законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ и подписываемые Президентом РФ. В эту же группу входят и законы, принятые на референдуме - всенародном голосовании. Особенностью законов, принятых на референдуме, является то, что они могут быть изменены только в результате другого референдума. Федеральные и федеральные конституционные законы имеют верховенство на территории всей России и, по общему правилу, высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам
;
г) законы, принятые Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, в части, не противоречащей указанным выше актам;
д) законы, принятые Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, в части, не противоречащей указанным выше актам;
е) указы Президента РФ Они издаются главой государства во исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией РФ. В отличие от законов, указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и ненормативными, т. е. не содержащими нормы права. К последним относятся указы о награждении граждан орденами и медалями, о приеме в гражданство, о назначении и смещении высших должностных лиц. Указы, изданные главой государства в пределах его полномочий и не противоречащие Конституции, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
ж) постановления Правительства РФ издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны, но в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ;
з) подзаконные акты федеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств, государственных комитетов и федеральных служб, Центрального банка РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ). Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть в установленном законом порядке опубликованы для всеобщего ознакомления. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы.
2.Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:
а) конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городов федерального значения и автономной области;
б) законы субъектов Российской Федерации;
в) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.).
3.Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (решения представительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков, районов).
4.Нормативные договоры. Источниками права на территории России признаются и межгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФ с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.
5.Обычаи делового оборота. Гражданский кодекс признал в общей форме возможность применения к регулированию отношений между субъектами предпринимательской деятельности обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору.
Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Возможность применения содержащихся в нормативных правовых актах норм, напрямую связана с установлением границ их действия, очерченных во времени, пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.
Действие любого нормативного правового акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.
Вступление нормативного правового акта в силу соотносится:
1) либо с датой его принятия или утверждения (такими являются акты, принимаемые в разных странах в чрезвычайных или экстремальных ситуациях);
2) либо с датой его опубликования (обнародования);
3) либо определяется самими актами, или же указываются в других, специально изданных актах для введения их в действие.
Нормативные правовые акты утрачивают силу в результате следующих обстоятельств:
1) истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта;
2) прямой отмены действующего нормативного правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом;
3) замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения.
По общему правилу, законы и иные нормативные правовые акты обратной силы не имеют. Под обратной силой закона понимают распространение действия закона на все жизненные случаи и общественные отношения, которые возникли до вступления его в силу. Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение или устранение ответственности за определенные деяния.
Существуют также определенные границы действия нормативных правовых актов в пространстве, на определенной государственной территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух и воду, которые находятся под суверенитетом данного государства, а также гражданские суда под флагом государства в момент их пребывания в открытом море и военные корабли, где бы они не находились.
По территориальному признаки нормативные акты подразделяются на общие (действие которых распространяется на территорию всего государства) и акты, действующие на определенной части государства.
В связи с тем, что, согласно ст.15 Конституции РФ, принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, то в случае возникновения коллизии национального законодательства и норм международного права (договора), должны применяться нормы международного права.
Нормативные правовые акты распространяют действие своих предписаний на граждан данного государства. Российское государство в отношении прав и свобод приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам. Вместе с этим, эти лица не пользуются рядом прав, которые по существу не отделены от гражданства (они не несут обязанностей военной службы, не могут занимать государственные должности нотариуса, прокурора, судьи, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти).
Вопрос 4. Система права.
Система права - это совокупность связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одном государстве. Необходимо отличать понятие «система права» от понятия «правовая система». Правовая система - это более широкое понятие, которое включает в себя, наряду с системой права, источники права, юридическую практику и систему органов, создающих, исполняющих и охраняющих право.
Элементы системы права:
1. Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Норма права устанавливает запрет на совершение каких-либо действий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право на его совершение.
2. Институт права - это совокупность норм права, регулирующих однородный вид общественных отношений.
3. Отрасль права - это совокупность норм права
, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права складывается из нескольких институтов. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений.
4. Подотрасль права - это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения (обязательственное право в гражданском праве).
Основные отличительные признаки отраслей права:
1. Предмет правового регулирования - то, на что направлено действие норм.
2. Метод правового регулирования - способ воздействия на конкретную сферу отношений. Вся система права делится на две большие группы:
1) Частное право - регулирует отношения преимущественно между частными субъектами, касающиеся их личных интересов.
2) Публичное право - регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых ценностей.
Понятие и виды правовых систем.
Правовая система - это совокупность взятых в масштабе одной или нескольких стран, на определенном отрезке времени, взаимосвязанных между собой правовых явлений: позитивного права и его принципов, правосознания, источников права, деятельности людей и организаций, имеющих правовое значение. Традиционно выделяют три основные системы права:
1.Континентальная, или романо-германская, правовая система.
Основные признаки этой системы:
а) источником права является нормативно- правовой акт;
б) правотворчеством занимаются специально уполномоченные органы (парламенты, правительства, главы государств);
в) данная система права возникла на основе рецепции римского права;
г) все отрасли права делятся на частные и публичные. Данная правовая система свойственна Германии, Франции, Италии, Австрии, России и др.
2.Англосаксонская правовая система.
Основные признаки этой системы:
а) господствующий источник права - судебный прецедент;
б) правотворчеством занимаются судебные органы;
в) внутренне делится на общее право и право справедливости.
Англосаксонская правовая система получила распространение в таких государствах, как Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия.
3.Религиозные правовые системы (мусульманская, иудейская, христианская, индуистская правовые подсистемы).