Файл: Практическое занятие по теме 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра : Лингвистика, Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран

Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Введение в профессию



Группа Кд20Л111
Студент
Назарова Д.Д.

МОСКВА 2023
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ 1

1. Подготовьте сообщение об одной из предметных областей современного языкознания: язык / речь


Следует различать понятия Язык и Речь,
Язык — орудие, средство общения. Язык – это сложная система знаков, включающая тысячи слов и правил, которые управляют речевым поведением. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку.

Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.

Язык не осязаем в отличие от речи, которая материальна. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом-де Соссюром (1857—1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880—1944) и его учениками. По мимо устной и письменной речи также существует внутренняя, наши мысли которые мы не произносим. Язык и речь различаются так же, как правило, грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. 


2. Расскажите о методах исследования в языкознании. Разделы языкознания.

Метод в языкознании - это совокупность определенных приемов, установок и

способов, позволяющих провести исследование языка и его составных частей.
Приведенное выше определение характеризует общие методы. Если речь идёт о конкретных инструментах, операциях, средствах, то их называют частными методами.
Термин «метод» произошел от греческого слова «methodos», которое переводится как «путь исследования».
Помимо таких общенаучных методов, как наблюдение, сопоставление, эксперимент, абстрагирование и другие, в языкознании выделяют следующие основные методы, характерные именно для лингвистических исследований:


  • сравнительно-исторический метод;

  • структурный метод (структурализм);

  • конструктивный метод (конструктивизм).

Сравнительно-исторический метод направлен на выявление общего и особенного в языках. Это достигается посредством сравнения языков в их историческом развитии, периодизации и выявления тенденций. Таким образом, основной целью сравнительно-исторического. метода является установление степени родства между языками, которое достигается

определением общего исторического прошлого, сравнением генетически родственных слов.

В ХХ веке сформировался структурный метод (также называемый «структурализмом»). Он основан на рассмотрении языка как системы, составленной из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура системы преобладает над её историей, благодаря чему возможно изучение языка вне времени и, тем самым, использование математических

методов в языкознании («алгебраическое» изучение языка). А отношения оппозиции элементов вне текста являются основными. Однако главным недостатком структурного метода считается его абстрактность.

Во второй половине ХХ века был разработан конструктивный метод (конструктивизм). Конструктивный метод заключается в конструировании (построении, моделировании) теоретических объектов. Исходным теоретическим объектом выступает предложение, поэтому в рамках конструктивизма в первую очередь исследуется синтаксис предложения и связанные с ним семантические и лексические явления.

Основные разделы языкознания:

1. Частная лингвистика (конкретный язык, конкретная группа языков: германистика, африканистика….) Подходы изучения языков в частной лингвистике: -статичный -динамичный -синхроничный (Соссюр) -диахроничный. (Соссюр)
2. Общая лингвистика (наиболее общие закономерности и особенности языка)
3. Внешняя лингвистика. (Соссюр). Изучает факты, внешние по отношению к языку (история, культура) – экстралингвистика.
4. Внутренняя лингвистика . (Соссюр) изучает внутреннюю систему языка (фонетика, морфология, синтаксис, лексикология).
5. Теоретическая лингвистика (теория языка, общие проблемы, вопросы)
6. Прикладная лингвистика (практические задачи: создание письменности, реформы, обучение иностранному языку, создание системы перевода).

3. Какова связь языкознания с другими науками?

Языкознание тесно связано с социальными науками:
Например с историей, ведь история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.
Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире. Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.




4. Что такое лингвистика? Дайте несколько определений


Лингви́стика — наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика. Является частью семиотики как науки о знаках. Лингвистикой профессионально занимаются учёные-лингвисты.

Лингви́стика (языкознание, языковедение), наука о языке, реально представленная серией лингвистических дисциплин, состав которых определяют общие представления о языке. Современная лингвистика описывает историю языка (диахроническая) и его современное состояние (синхронная), в котором отдельно изучаются языковая система и языковая норма (ортология). В основе лингвистики лежит представление о многоуровневом устройстве языка, каждый его уровень изучается особой лингвистической дисциплиной, которая часто носит то же название: фонетика, морфемика, лексикология (изучает уровень лексики), морфология, синтаксис. В последние годы лингвистика включает в круг своих интересов и высший уровень – текст. Каждый уровень (кроме фонетики) имеет формальный и содержательный планы, последний изучается семантикой. Помимо изучения конкретных языков лингвистика занимается и общими принципами функционирования языка, сопоставлением языков, их родственными и типологическими отношениями; этим занимается компаративистика и общее языкознание. Литература и язык
ЛИНГВИСТИКА, (искусств, греч. слово от лат. lingua —«язык») — то же, что языковедение (см.) или языкознание.

5. Какие эпохи выделяются в рамках индоевропейского языкознания?


В индоевропейском языкознании принято выделять четыре эпохи в развитии индоевропейского языка и этноса:
1) прапротоиндоевропейскую эпоху — эпоху относительно гармоничного существования языка и этноса (V тыс. до н. э.); V тыс. до н. э.);
2) протоиндоевропейскую эпоху, которая характеризуется уже стабильным диалектальным расчленением индоевропейской общности, еще территориально единой (V тыс. до н. э.); V тыс. до н. э. — IV–III тыс. до н. э.);
3) праиндоевопейскую эпоху, во время которой происходит диалектальное и территориальное расчленение индоевропейского этноса;
4) эпоху полного языкового и территориального распада индоевропейского этноса (V тыс. до н. э.); III — нач. II тыс. до н. э. — 1200 г. до н. э.).
Между вторым и третьим этапами появляется необходимость в переводе как средстве коммуникации между складывающимися различными культурами и людьми.


6. Как древние цивилизации относились к языку?

Для древних греков и в течение многих веков для китайцев существовал один язык, а «бормотание» варваров приравнивалось к лаю или мычанию. Однако этот взгляд никогда не распространялся на языковые различия между «своими». Греки игнорировали языки других народов, но обращали внимание на то, что греки разных провинций говорили по-разному. И в Индии, и в Китае, и в
Древней Греции считалось, что есть один язык, дарованный людям высшими силами. Он может иметь высокий и низкий варианты, а также территориальные (V тыс. до н. э.); но никаких других языков быть не должно. У китайцев была целая система «исправления имён»: например, если правление какого-то императора оказывалось несчастливым — значит, неправильным был девиз его правления, и тогда девиз менялся

7. Что такое язык?

Язык – это сложная система знаков, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание) ,включающая тысячи слов и правил, которые управляют речевым поведением.

Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем.

8. Какие вопросы решает языкознание?

Круг задач, решаемых языкознанием, можно примерно представить в следующем виде:
1. Установить природу и сущность языка;
2. Рассмотреть структуру языка;
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены;
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества: как и когда возникли и то, и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства.
7. Выработать методы исследования;
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер;
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка;
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (V тыс. до н. э.); историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой и т.д.).
В зависимости от поставленных задач различаются наиболее общие и частные разделы языкознания.

9. Какие существуют области языкознания?

1) Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Её предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Они исследуются с помощью приборов, фиксирующих артикуляционные (V тыс. до н. э.); физиологические) и